Найти в Дзене
Русская глубинка

Поездка по большим и великим сёлам Ярославской области. Село Курба.

В рамках поездки в село Великое и Большое Село, посетил еще одно село Курба, которое достойно отдельной публикации. Его можно отнести и к большим, и к великим сёлам Ярославской земли, принимая во внимание древнюю и богатую историю, немалые размеры, а также расположенный там уникальный храмовый комплекс. В этой статье я опишу небольшой отрезок проделанного маршрута, не вошедший в предыдущие две публикации. В Курбу я заехал по пути в Большое Село, по своей привычке заезжать во все попутно встречающиеся деревни и сёла. Предварительно им не интересовался, не изучал соответствующую информацию, а когда попал в село, был поражен увиденным, чем и хочу с вами поделиться. Теперь обо всем по порядку. Итак, я переезжал из села Великое в Большое Село, пересек Ярославское шоссе и практически сразу оказался в селе Шопша. Рассказ об этом селе позволяет раскрыть одну из страниц истории Российского государства. История Шопши идёт от времени формирования централизованного Московского государства. Для свя

В рамках поездки в село Великое и Большое Село, посетил еще одно село Курба, которое достойно отдельной публикации. Его можно отнести и к большим, и к великим сёлам Ярославской земли, принимая во внимание древнюю и богатую историю, немалые размеры, а также расположенный там уникальный храмовый комплекс. В этой статье я опишу небольшой отрезок проделанного маршрута, не вошедший в предыдущие две публикации.

В Курбу я заехал по пути в Большое Село, по своей привычке заезжать во все попутно встречающиеся деревни и сёла. Предварительно им не интересовался, не изучал соответствующую информацию, а когда попал в село, был поражен увиденным, чем и хочу с вами поделиться. Теперь обо всем по порядку.

Итак, я переезжал из села Великое в Большое Село, пересек Ярославское шоссе и практически сразу оказался в селе Шопша. Рассказ об этом селе позволяет раскрыть одну из страниц истории Российского государства.

История Шопши идёт от времени формирования централизованного Московского государства. Для связи и управления огромными территориями Великим Князем Московским Иваном III была построена специальная служба – ямская гоньба. Вдоль главных дорог, для смены лошадей были созданы дворы, которые назывались ямами. Шепецкой ям был основан около 1472года на половине пути от Ростова к Ярославлю.

При царе Иване Грозном ямской строй получил дальнейшее развитие – при ямах стали создаваться поселения – ямские слободы, состоящие из нескольких дворов и предназначенные для обслуживания ямов. При Шепецком яме слобода возникла в 1562 году. Это следует из дошедшей до нас переписки царя Ивана Грозного с шопшинскими ямщиками Петром Руготиным и Иваном Щаригиным. Это год и считается годом основания поселения.

В период первой Смуты в ночь с 8 на 9 августа 1612 года Шепецкой ям был местом остановки земского ополчения Минина и Пожарского на пути для освобождения Москвы, о чем говорит памятный знак.

Памятный знак.
Памятный знак.
-2

В 1803 году в Шопше была выстроена небольшая каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери с пределом Святителя и Чудотворца Николая.

Смоленская церковь.
Смоленская церковь.

Задержавшись совсем недолго в Шопше, двинулся дальше. Следующая остановка была в селе Курба. Оно расположено на реке Курбица, в 30 км юго-западнее города Ярославля.

Курба — одно из самых больших и древних сел ярославской земли. Первые археологические находки в этой местности относятся ко второму веку до нашей эры: каменные скребки и рубила, железные копья и ножи, керамика фатьяновской культуры. На языке финно-угорских племён меря, которые появились здесь на рубеже 2-го тысячелетия, слово Курба переводится на русский язык как чаща, дремучий лес.

Несколько страниц из истории села. В 15 – 16 веке Курба была вотчиной князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Этот род дал России немало воевод, наместников и бояр. Самый известный из них – князь Андрей Михайлович Курбский, ближайший сподвижник царя Ивана IV Грозного, а с некоторых пор его главный оппонент и первый боярин, бежавший за границу от политической опалы.

Разгневанный изменой Андрея Курбского, Иван IV отправил опричников разорить Курбу. Усадьба князя была сожжена, слуги и родственники - казнены.

Впоследствии вотчиной Курбского владели десятки хозяев. Одним из очередных хозяев бывшей вотчины Курбского был оружейный мастер Андрей Чохов, в 1586 году отливший знаменитую Царь-пушку.

В средине 18 века владельцами Курбы стали Нарышкины - известный дворянский род, выдвинувшийся в середине 17 века благодаря браку царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I.

Именно во времена владения селом семьёй Нарышкиных в Курбе возводится незаурядный, величественный, огромный (трудно подобрать эпитеты) храм Казанской иконы Божьей Матери.

Казанская церковь.
Казанская церковь.

На настоящий момент он единственный в мире 16-ти лепестковый цилиндрический храм. Лепестки – это архитектурный термин, обозначающий с внешней стороны здания полукруглые выступы.

Основание храма.
Основание храма.

Фотографии не передают огромный размер храма; ощущаешь это, когда находишься вблизи. Кстати, местные называют церковь "круглой".

Внутри храма сохранились темперные фрески 18 века.

Фото с сайта sobory.ru. Автор Дворядкин Дмитрий.
Фото с сайта sobory.ru. Автор Дворядкин Дмитрий.
Фото с сайта sobory.ru. Автор Дворядкин Дмитрий.
Фото с сайта sobory.ru. Автор Дворядкин Дмитрий.

Храмовый комплекс украшает пятиярусная 70-ти метровая колокольня в стиле классицизма.

Храмовый комплекс.
Храмовый комплекс.
Колокольня.
Колокольня.
Основание колокольни.
Основание колокольни.

В храмовый комплекс входит церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь.
Воскресенская церковь.

Некогда величественный пятиглавый храм был построен в 1710 г. В советские годы был закрыт и обезглавлен. Здание использовали под магазин и сельский дом культуры.

Дополняет комплекс симпатичная часовня конца 19 века.

Безымянная часовня.
Безымянная часовня.

Краеведы отмечали, что Курба было одно из торговых сёл, где многие крестьяне являлись фактически купцами, а уровень благоустройства приближался к небольшим городкам. Самым богатым жителем Курбы был Егор Сысоевич Кокин. Принадлежавшие ему особняки сохранились, и находятся в центре села напротив храмов.

Особняки Е.С. Кокина.
Особняки Е.С. Кокина.
-14
Наличники.
Наличники.

Подводя итог, замечу, что Казанская церковь являет собой, по мнению искусствоведов, выдающееся культовое сооружение не только на территории России, но и всего православного мира. И тем горше видеть ее в таком плачевном состоянии. Расположенная от Ярославля всего в получасе езды, она без сомнения могла бы быть украшением туристического Золотого кольца.

Источники информации сайты: shopshinskoe.ru; kurbavillage.wixsite.com

Все фотографии автора на сайте https://photo-ivanovo.com