Да, в названии статьи присутствует тавтология. Но причина этому состоит в том, что село, о котором пойдет речь, называется Большое Село. В недавней поездке, о которой на канале был рассказ, посетил село Великое (Гаврилово-Ямский р-н Яр. обл.). Заодно с ним, захотелось побывать и в Большом Селе, которое находится примерно в 100 км от Великого.
Большое Село расположено по обе стороны речки Юхоть. Первое документальное упоминание о нём относится к 1629 году, однако, возраст этого поселения значительно больше. Так ещё в период феодальной раздробленности на Руси село являлось центром Юхотского удельного княжества, выделившегося из Ярославского. В 16 веке территория принадлежала боярскому роду Мстиславских. При Петре I Юхотская волость была пожалована графу Б. П. Шереметеву. Расположено оно на старой столбовой дороге, соединяющей Углич и Ярославль. Помимо этого, от села вели дороги в Романов-Борисоглебск (Тутаев), Ростов и Рыбинск, а по Юхоти можно было спуститься до Волги, где на противоположном берегу стоит Мышкин. Из этого становится понятным, что главный доход селу приносила торговля. В 19 веке еженедельно каждую среду в село проводилась ярмарка, на которую съезжались жители со всех окрестностей
Для меня одним из побудительных мотивов побывать в Большом Селе было увидеть усадьбу купца Багрова, вошедшую в книгу Маруси Савиной «Терема России». Интересовавший меня особняк был построен для богатейшего человека села – Ивана Егоровича Багрова. В его тереме постоянно проживали четырнадцать человек: сам Иван Егорович, его жена, брат, четыре сына, сноха и многочисленные внуки.
После революции здание передали сельской школе. В настоящее время здесь находятся Центральная детская библиотека и редакция газеты «Большесельские вести». Особняк Багрова несколько лет назад отреставрировали, сейчас это визитная карточка Большого Села.
С боку от особняка проглядывает колокольня церкви Петра и Павла.
До 1760 года на этом месте стоял одноименный деревянный храм, известный по документам первой половины XVII века. В 1760 году местный староста крестьянин Полунин выстроил на смену деревянному каменный храм Петра и Павла с приделом Рождества Богородицы.
В 1827 году церковь Петра и Павла была сильно перестроена и расширена. В результате она превратилась из небольшой изящной постройки ярусного типа в массивный, кубической формы храм с высокими классическими портиками. В сильно искаженном виде постройка 1827 года дожила до наших дней.
Около Петропавловской церкви как раз и находилась главная торговая площадь села, где устраивались различные ярмарки и базары. Вокруг нее купеческие дома, чайные и питейные лавки, здание волостного правления, церковно-приходская школа, богадельня и другие строения. Теперь это Советская площадь с массивным зданием сельской администрации и бюстом В.И. Ленина.
Бывая в глубинке, в деревнях и сёлах, я, как не раз отмечал, основное внимание уделяю деревянной гражданской архитектуре. Дома, построенные из дерева, по естественным причинам, менее долговечны, и быстрее исчезают из урбанистической среды. В центре села еще можно увидеть несколько старинных деревянных особняков. Например, рядом с Советской площадью находится крупный усадебный дом дореволюционной постройки.
Видно, что при замене окон на пластиковые на первом этаже очелье наличников, к сожалению, лишились своей выразительной резной части.
А на ул. Усыскина бок о бок стоят два особняка конца 19 века.
На ул. Челюскинцев можно увидеть ухоженный дом с ажурной резьбой на наличниках и светелкой, украшенной накладной резьбой в виде дерева.
Древесный орнамент популярен в здешних местах. Обращу внимание на то, как рисунок на занавесках перекликается с резным орнаментом.
К сожалению, не все старинные деревянные строения находятся в сохранном виде.
Посмотрите, какой богатый солярный символ в светёлке. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища русского человека.
С этнографической тематикой временно закончу, и вернусь к культовой теме. В Большом Селе есть еще одна церковь Параскевы Пятницы. Это самый старинный большесельский кирпичный храм, он был построен в 1747 г. на месте деревянного храма на средства прихожан на правом берегу Юхоти в бывшей Бобылевской слободке на территории старинного кладбища.
Храм выполнен одноглавым - это традиционно и привычно для многих русских храмов; по типу храм представляет собой «восьмерик на четверике», который обеспечивает необходимую для постройки устойчивость и статность.
Рядом с храмом находится еще один старинный деревянный дом усадебного типа.
В завершении визита в Большое Село посетил местный краеведческий музей. Расположен он в в центре села, в двухэтажном доме, некогда принадлежавшем зажиточному крестьянину Ионе Александровичу Капранову, разбогатевшем на льняной и бакалейной торговле.
Экспозиции музея посвящены истории Юхотского края, культуре, ремёслам и быту села.
Одна из экспозиций посвящена уроженке д. Березино крепостной актрисе Прасковье Ковалевой - Жемчуговой, впоследствии ставшей графиней Шереметевой.
Не буду здесь пересказывать хорошо известную историю любви крепостной девушки и графа.
Когда планировал маршрут, на карте обнаружил, что рядом с Большим Селом есть деревня Дунилово. В Ивановском Дунилове неоднократно бывал, захотелось посетить и Ярославское Дунилово. Заехал в деревню не зря, обнаружил несколько интересных образцов старинных крестьянских домов.
На выезде из деревни увидел вот такое здание с колонами, вероятно, бывшее когда-то клубом. Сейчас же его занимает самый нужный на селе магазин.
В общем, поездка получилась в большей степени этнографическая. На обратной дороге еще остановился в д. Арефино, где находится крестьянский дом конца 19 в.
На светелке можно прочитать год постройки: 1891.
Богатым оказался Юхотский край в этнографическом плане. Не зря съездил. Надеюсь, и вам было интересно.
Все фотографии автора на сайте https://photo-ivanovo.com