Найти в Дзене
Русская глубинка

Поездка по большим и великим сёлам Ярославской области. Село Большое Село.

Да, в названии статьи присутствует тавтология. Но причина этому состоит в том, что село, о котором пойдет речь, называется Большое Село. В недавней поездке, о которой на канале был рассказ, посетил село Великое (Гаврилово-Ямский р-н Яр. обл.). Заодно с ним, захотелось побывать и в Большом Селе, которое находится примерно в 100 км от Великого. Большое Село расположено по обе стороны речки Юхоть. Первое документальное упоминание о нём относится к 1629 году, однако, возраст этого поселения значительно больше. Так ещё в период феодальной раздробленности на Руси село являлось центром Юхотского удельного княжества, выделившегося из Ярославского. В 16 веке территория принадлежала боярскому роду Мстиславских. При Петре I Юхотская волость была пожалована графу Б. П. Шереметеву. Расположено оно на старой столбовой дороге, соединяющей Углич и Ярославль. Помимо этого, от села вели дороги в Романов-Борисоглебск (Тутаев), Ростов и Рыбинск, а по Юхоти можно было спуститься до Волги, где на противопо

Да, в названии статьи присутствует тавтология. Но причина этому состоит в том, что село, о котором пойдет речь, называется Большое Село. В недавней поездке, о которой на канале был рассказ, посетил село Великое (Гаврилово-Ямский р-н Яр. обл.). Заодно с ним, захотелось побывать и в Большом Селе, которое находится примерно в 100 км от Великого.

Большое Село расположено по обе стороны речки Юхоть. Первое документальное упоминание о нём относится к 1629 году, однако, возраст этого поселения значительно больше. Так ещё в период феодальной раздробленности на Руси село являлось центром Юхотского удельного княжества, выделившегося из Ярославского. В 16 веке территория принадлежала боярскому роду Мстиславских. При Петре I Юхотская волость была пожалована графу Б. П. Шереметеву. Расположено оно на старой столбовой дороге, соединяющей Углич и Ярославль. Помимо этого, от села вели дороги в Романов-Борисоглебск (Тутаев), Ростов и Рыбинск, а по Юхоти можно было спуститься до Волги, где на противоположном берегу стоит Мышкин. Из этого становится понятным, что главный доход селу приносила торговля. В 19 веке еженедельно каждую среду в село проводилась ярмарка, на которую съезжались жители со всех окрестностей

Для меня одним из побудительных мотивов побывать в Большом Селе было увидеть усадьбу купца Багрова, вошедшую в книгу Маруси Савиной «Терема России». Интересовавший меня особняк был построен для богатейшего человека села – Ивана Егоровича Багрова. В его тереме постоянно проживали четырнадцать человек: сам Иван Егорович, его жена, брат, четыре сына, сноха и многочисленные внуки.

Особняк И.Е. Багрова.
Особняк И.Е. Багрова.
Внешнее убранство.
Внешнее убранство.
Наличники.
Наличники.

После революции здание передали сельской школе. В настоящее время здесь находятся Центральная детская библиотека и редакция газеты «Большесельские вести». Особняк Багрова несколько лет назад отреставрировали, сейчас это визитная карточка Большого Села.

С боку от особняка проглядывает колокольня церкви Петра и Павла.

-4

До 1760 года на этом месте стоял одноименный деревянный храм, известный по документам первой половины XVII века. В 1760 году местный староста крестьянин Полунин выстроил на смену деревянному каменный храм Петра и Павла с приделом Рождества Богородицы.

Церковь Петра и Павла.
Церковь Петра и Павла.

В 1827 году церковь Петра и Павла была сильно перестроена и расширена. В результате она превратилась из небольшой изящной постройки ярусного типа в массивный, кубической формы храм с высокими классическими портиками. В сильно искаженном виде постройка 1827 года дожила до наших дней.

Около Петропавловской церкви как раз и находилась главная торговая площадь села, где устраивались различные ярмарки и базары. Вокруг нее купеческие дома, чайные и питейные лавки, здание волостного правления, церковно-приходская школа, богадельня и другие строения. Теперь это Советская площадь с массивным зданием сельской администрации и бюстом В.И. Ленина.

На Советской площади.
На Советской площади.

Бывая в глубинке, в деревнях и сёлах, я, как не раз отмечал, основное внимание уделяю деревянной гражданской архитектуре. Дома, построенные из дерева, по естественным причинам, менее долговечны, и быстрее исчезают из урбанистической среды. В центре села еще можно увидеть несколько старинных деревянных особняков. Например, рядом с Советской площадью находится крупный усадебный дом дореволюционной постройки.

Усадебный дом.
Усадебный дом.

Видно, что при замене окон на пластиковые на первом этаже очелье наличников, к сожалению, лишились своей выразительной резной части.

Наличники.
Наличники.

А на ул. Усыскина бок о бок стоят два особняка конца 19 века.

Ул. Усыскина, д.6.
Ул. Усыскина, д.6.
Наличники.
Наличники.
Светёлка.
Светёлка.
Ул. Усыскина, д.8.
Ул. Усыскина, д.8.
Светелка.
Светелка.

На ул. Челюскинцев можно увидеть ухоженный дом с ажурной резьбой на наличниках и светелкой, украшенной накладной резьбой в виде дерева.

Ул. Челюскинцев, д.39.
Ул. Челюскинцев, д.39.
Светелка.
Светелка.

Древесный орнамент популярен в здешних местах. Обращу внимание на то, как рисунок на занавесках перекликается с резным орнаментом.

К сожалению, не все старинные деревянные строения находятся в сохранном виде.

Заброшенный дом.
Заброшенный дом.
Светёлка.
Светёлка.

Посмотрите, какой богатый солярный символ в светёлке. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища русского человека.

С этнографической тематикой временно закончу, и вернусь к культовой теме. В Большом Селе есть еще одна церковь Параскевы Пятницы. Это самый старинный большесельский кирпичный храм, он был построен в 1747 г. на месте деревянного храма на средства прихожан на правом берегу Юхоти в бывшей Бобылевской слободке на территории старинного кладбища.

Вход на церковную территорию.
Вход на церковную территорию.
Церковь Параскевы Пятницы.
Церковь Параскевы Пятницы.

Храм выполнен одноглавым - это традиционно и привычно для многих русских храмов; по типу храм представляет собой «восьмерик на четверике», который обеспечивает необходимую для постройки устойчивость и статность.

Рядом с храмом находится еще один старинный деревянный дом усадебного типа.

Ул. 1-я Северная, д.1.
Ул. 1-я Северная, д.1.

В завершении визита в Большое Село посетил местный краеведческий музей. Расположен он в в центре села, в двухэтажном доме, некогда принадлежавшем зажиточному крестьянину Ионе Александровичу Капранову, разбогатевшем на льняной и бакалейной торговле.

Здание музея.
Здание музея.

Экспозиции музея посвящены истории Юхотского края, культуре, ремёслам и быту села.

Тематические экспозиции.
Тематические экспозиции.
-23
-24

Одна из экспозиций посвящена уроженке д. Березино крепостной актрисе Прасковье Ковалевой - Жемчуговой, впоследствии ставшей графиней Шереметевой.

П.И. Шереметева. Художник Курундаков Н.С.
П.И. Шереметева. Художник Курундаков Н.С.
Н.П. Шереметев. Художник Курундаков Н.С.
Н.П. Шереметев. Художник Курундаков Н.С.

Не буду здесь пересказывать хорошо известную историю любви крепостной девушки и графа.

Когда планировал маршрут, на карте обнаружил, что рядом с Большим Селом есть деревня Дунилово. В Ивановском Дунилове неоднократно бывал, захотелось посетить и Ярославское Дунилово. Заехал в деревню не зря, обнаружил несколько интересных образцов старинных крестьянских домов.

-27
-28
-29

На выезде из деревни увидел вот такое здание с колонами, вероятно, бывшее когда-то клубом. Сейчас же его занимает самый нужный на селе магазин.

-30

В общем, поездка получилась в большей степени этнографическая. На обратной дороге еще остановился в д. Арефино, где находится крестьянский дом конца 19 в.

-31
-32

На светелке можно прочитать год постройки: 1891.

-33

Богатым оказался Юхотский край в этнографическом плане. Не зря съездил. Надеюсь, и вам было интересно.

Продолжение следует.

Все фотографии автора на сайте https://photo-ivanovo.com