Найти тему

Знаменитые самолеты мира: Lockheed C-130 Hercules (1954)

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Самый успешный западный военно-транспортный самолет послевоенной эпохи, Hercules, достиг беспрецедентного уровня производства: было построено более 70 вариантов, что составляет в общей сложности более 2400 самолетов. Помимо того, что "Геркулес" является основой флота тактических воздушных перевозок США, он эксплуатируется более чем в 60 странах.

ВВС США начали поиски нового транспортного средства в 1951 году, опираясь на уроки, извлеченные во время Корейской войны. Новый самолет должен был способен перевозить крупногабаритное оборудование, включая артиллерийские установки и танки, на большие расстояния. Кроме того, он должен был доставлять десантников и летать на одном двигателе, если потребуется. Результатом оказался один из самых влиятельных послевоенных образцов самолета и настоящая рабочая лошадка, которая служила всем родам войск США в самых разных ролях. Он участвовал во всех конфликтах и крупных гуманитарных мероприятиях, в которых участвовали вооруженные силы США. На сегодняшний день это самый длительный производственный цикл среди всех типов самолетов, а компания Lockheed Martin отвечает за последние варианты C-130J и производных от них.

Разработанный главным инженером Lockheed Холлом Хиббардом, первый прототип самолета YC-130 совершил свой первый полет в августе 1954 года. Самолет оснащался четырьмя турбовинтовыми двигателями Allison YT56A-1 мощностью 2424 кВт (3250 л.с.), приводящими в движение трехлопастные пропеллеры, и имел герметичный фюзеляж, включая грузовой отсек. Другие характеристики, необходимые или полезные для выполнения тактической транспортной роли, включали высоко расположенное крыло, встроенную заднюю погрузочную рампу типа "вкатывающийся / откатывающийся’ и наличие оборудования, позволяющего доставлять десантников или грузы по воздуху, причем последние с использованием системы извлечения парашюта на малой высоте (LAPES).

Первым "Геркулесом" для ВВС США стал C-130A, впервые поднявшийся в воздух в апреле 1955 года, 231 экземпляр которого был построен в Мариетте, штат Джорджия. Это лишь первые примеры из 2156 моделей первого поколения. Поставки ВВС США начались в декабре 1955 года, и позже самолет был модернизирован четырехлопастными винтами Hamilton Standard и носовым радаром. В общей сложности 230 самолетов были доработаны как C-130B, с вышеупомянутыми модификациями, включенными с самого начала, а также улучшениями двигателей T56A-1 и увеличенным запасом топлива.

В 1961 году производство переключилось на усовершенствованный C-130, которых было построено 491. Они были оснащены двигателем T56A-7 мощностью 3021 кВт (4050 л.с.), имели усиленные крылья и шасси, а также увеличенный максимальный взлетный вес. За ‘Echo’ последовал Hercules первого поколения, C-130H, которых было построено 1809 штук. Впервые поднятый в воздух в ноябре 1964 года, C-130 разрабатывался в основном для экспортного рынка, а первый образец для ВВС США был впервые поставлен в 1975 году. Модель H получила переработанное и дополнительно усиленное крыло, новую авионику и двигатели T56A-15 мощностью 3362 кВт (4508 л.с.). ‘Удлиненная’ версия C-130H появилась как C-130H-30, максимальная вместимость которой увеличилась с 92 до 128 человек.

В своем последнем варианте C-130J Hercules оснащен совершенно новой силовой установкой из турбовинтовых двигателей AE2100, приводящих в движение шестилопастные винты Dowty. Другие важные изменения включают ‘стеклянную’ кабину для двух членов экипажа и цифровое авионическое оборудование. C-130J-30 имеет ту же ‘растяжку’ фюзеляжа, что и C-130H-30 предыдущего поколения.

Как транспортник С-130 доказал свою состоятельность во Вьетнаме, работая в самых отдаленных местах. В базовой комплектации C-130 может перевозить 78 военнослужащих или 92, если используется конфигурация с высокой плотностью размещения, 64 десантника или 74 носилки. Позже, во время конфликта в Юго-Восточной Азии, боевые самолеты MC-130 Talon использовались для доставки сил специальных операций и для дозаправки в воздухе. После того, как "Геркулес" был оснащен радаром наземного наведения, 20-мм пушками Гатлинга, 40-мм пушкой "Бофорс", а позже 105-мм гаубицей бокового огня, он стал боевым кораблем AC-130, которому приписывали уничтожение около 10 000 вражеских грузовиков во время конфликта. Разработки C-130 для огневой поддержки продолжают появляться, среди последних - летающие заправщики KC-130J морской пехоты США, вооруженные ракетами. Еще одной ролью, впервые примененной во Вьетнаме, был боевой поисково-спасательный аппарат HC-130. Другая версия HC-130 используется береговой охраной США в спасательных операциях на море на большие расстояния.

Среди специальных обязанностей вооруженных сил США Hercules - операции в Антарктиде и Гренландии, в которых используются оснащенные лыжами LC-130H, тушение пожаров с использованием системы подачи огнезащитных составов типа roll-on/roll-off. Производные средств радиоэлектронной борьбы носят обозначение EC-130 и сегодня включают платформу подавления бортовой связи EC-130H Compass Call и EC-130J Commando Solo, C-130J, модифицированный для использования при проведении психологических операций.

Поддержите канал-поставьте лайк.