Не считаю случайной близость этих слов. Человек возомнил себя царём горы, строит по всему миру плотины и продолжает жить в долинах под ними. Это ли не беспечность на грани безумия?
Вода - не огонь, но стихия не менее грозная. И куда более приближенная к каждому, она везде. Любая долина между возвышенностями может быть заполнена ею за считанные часы во время сильного дождя. Или за секунды после прорыва дамбы.
Каждый раз, когда вижу очередную грандиозную стройку такого водозапорного сооружения, конечно, восхищаюсь инженерному гению человека. Но при этом ужасаюсь простому внутреннему вопросу: "Что они будут делать, когда всё это рухнет?".
Почему рухнет? По законам природы. Вода всегда стремится занять равное по уровню положение по закону сообщающихся сосудов. А человек всегда стремится использовать её колоссальную силу, и не всегда это - для энергии на пользу людям.
Дамбы рушатся всегда и везде. И так будет вечно. А вот стоять вечно они не будут точно. Ни единая. И дело не только в точности инженерных прикидок. Мы живём в мире глобального человека. А это - и хорошо, и плохо, как и всё остальное.
Исключить естественное, случайное или умышленное разрушение дамбы - невозможно. Ситуация безвыходная? Да нет. Только в долговременной перспективе дешёвая энергия и запас водных ресурсов могут стоить очень дорого. Что же делать?
Одно - помнить, что любая дамба когда-нибудь рухнет. И отказаться от всех видов жилья, производства, сельского хозяйства, всего ценного в зоне возможного затопления. При таком варианте строительство дамб может оказаться слишком дорогим. Вот так и происходит оценка того, что нам дороже. А естественный отбор на цену не смотрит, он отбирает только то, что лучше для выживания вида в глобальном масштабе.