Этот вопрос можно разделить на два.
1. Почему создана вселенная?
2. Почему она не была создана еще раньше?
Во-первых, отмечу, что люди, как правило, все мерят на свой аршин. Приведу пример: мы делаем что-либо лишь тогда, когда чувствуем в этом необходимость; мало того, мы обычно действуем, когда эта необходимость становится острой. Обладая таким мышлением, люди и Всевышнего уподобляют себе, полагая, что и Он действует так же. Однако, задавая подобный вопрос, следует осознавать, что Аллах превыше всякого рода недостатков и изъянов.
В ответ на вопрос: «Почему Аллах сотворил вселенную?», можно спросить: «А кто не доволен ее созданием?» Можете ли вы показать хотя бы одного человека, который бы не сеял, не разводил скот, не собирал урожай, не пытался бы, используя все свои возможности, стать счастливым? Да, есть люди, которые под воздействием тяжелых обстоятельств поспешно и необдуманно сожалеют о своем приходе в этот мир и даже пытаются покончить с собой. Но эти случаи исключительны, а поэтому не влияют на общую картину. В основном же люди не только не опечалены своим существованием, своим появлением на этот свет, а наоборот, их переполняет чувство благодарности. Ответьте-ка: разве можно сетовать на то, что вы младенцем лежите в объятиях родителей, в молодости упоены радостью жизни, в зрелости окружены семьей и детьми? Разве будет сетовать тот, кто верит в загробную жизнь?.. Если такой человек способен сохранить и взрастить в своей душе семена вечного счастья и блаженства, он не только не станет жаловаться, а напротив, будет безмерно радоваться тому, что нашел пути, ведущие к абсолютному счастью.
Да, мы чувствуем все это и переполнены сердечной благодарностью к Творцу, создавшему мир и пославшему нас в него.
Этот мир, украшенный большими и малыми, живыми и неживыми произведениями искусства, представляющий собой своеобразную бесконечную картинную галерею, привлекающий каждого к созерцанию, несомненно, очарователен.
Эти чудные картины, необыкновенная роскошь и великолепие указывают на то, что в потоке событий есть своя внутренняя логика, и управляются они чьей-то могучей волей. Мы видим предметы в море действий и, подобно влюбленному, кипящему страстью к своей избраннице, бросаемся вслед за искрящимися переливами, сверкающими знаками и обнаруживаем себя перед кругом не ясных для нас атрибутов растерянными, усталыми и обуреваемыми желанием... На путях, открывающихся сердцу, мы стараемся следовать предписаниям Творца и доходим до самоотверженности. Это путешествие ввысь, это восхождение протекает в широкой сфере, от предметов и событий до взаимоотношений человека и вселенной, вплоть до связи человека с кругом имен и атрибутов Аллаха.
Теперь немного коснемся вопроса о цели Создателя
Предположим, что есть мастер, обладающий многогранным талантом, и одна из граней его таланта - изумительное владение каллиграфией. Своей виртуозностью он уводит из мира реального в мир идеального, выражает себя мощью своего творчества. А теперь представим себе, что он еще и искусный ваятель. Несколькими ударами он оживляет твердый мрамор: губы статуи улыбаются, на щеках появляются ямочки; так проявляется другая грань его таланта. Этим человеком восхищаются как замечательным каллиграфом, ему поют дифирамбы как скульптору; мы же поведаем вам о его третьем таланте.
Предположим, что наш мастер еще и талантливый плотник, воплощающий дух искусства в ореховом дереве, дарующий бессмертие грабу, оживляющий духом творчества черное дерево... Пусть приветствуют его поклонники искусства, а мы поведаем о следующей грани его таланта.
Представим себе, что этот человек превосходный художник. Там, где пройдет его кисть, рождаются самые красивые картины, самые утонченные композиции, несколько движений его руки создают поразительные творения. Мы можем перечислить множество других талантов нашего мастера, и каждый откроет нам новую грань его личности, поможет лучше узнать его.
Если этот мастер не проявит свои способности, мы не сможем вообще узнать о нем. А если он покажет не все свои таланты, то нельзя говорить об их полном и абсолютном познании. Ведь каждый гений стремится проявить все свои дарования, воплотить в жизнь имеющиеся в воображении планы. Пробуждение жизни в зерне, страсть и волнение, в которых капля семени зачинает жизнь, отчаянное стремление капелек воды превратиться в дождь - разве все это не вызвано горячим желанием проявить себя?
Все это выражение присущих как нам, так и всем другим существам, слабости, желания и непреодолимой страсти к некой цели. В сущности, именно так мы представляем себе суть тени, происходящей от некого реального предмета. А что касается истинного Мастера, то Он превыше всех недостатков и изъянов. Не нужно забывать, что ни внешний вид реального предмета, ни то, из чего этот внешний вид складывается, не будут такими же, как его тени.
Воистину, разноцветные и разнообразные волны, заполняющие всю Вселенную, открывают нам тысячу имен, и каждое из них, подобно ясному свету, освещающему произведение искусства, помогает нам познать атрибуты Творца и будит наши сердца посланиями скрытого от нас Господа.
Демонстрацией различных красот Непревзойденный Мастер являет нам Свою красоту, поэтической гармонией - Свою волю и могущество, удовлетворением самых сокровенных желаний души - милосердие и щедрость; тысячами других подобных явлений Он желает дать нам возможность «познакомиться» с Собой.
Иначе говоря, Он демонстрирует Свою Волю и Могущество, облекая в плоть различные образы, и желает, чтобы Его выдающиеся творения вызвали огромную волну восторга, восхищения, понимания и одобрения.
Таким образом, как многогранно талантливый мастер обнаруживает свои изумительные способности и дарования в произведениях искусства, так и Владыка вселенной создал это величественное мироздание, чтобы показать Свое мастерство.
А теперь обратимся к вопросу: «Почему Аллах не создал вселенную раньше?
Прежде разберемся, что значит «раньше»? Если мы спросим, почему именно столько времени назад, а не раньше, то какой бы промежуток времени мы не брали, все равно можно будет спросить, а почему не раньше. Например, почему Он создал мир один триллион лет назад, а не сто? Не знаю, можно ли будет найти разумный ответ на этот вопрос.
Если же вопросом: «Почему Аллах не создал вселенную раньше?» мы пытаемся приписать миру изначальность, то это невозможно, поскольку вечность без начала является неотъемлемым атрибутом Извечного Аллаха, Его необходимым качеством, которое более никому не принадлежит.
Правда, у всего сущего есть прообразы, которые ведомы одному Аллаху, и которые можно обозначить суфийскими терминами «а’ян сабита» («постоянная форма и суть») и «зилалуль-анвар» («тень Божественного света»). Их также можно сравнить с такими ограниченными понятиями, как план или проект, но приписывать им извечность грешно, а любые подобные попытки являются, по меньшей мере, проявлением непочтительности к Аллаху.
Если мы, руководствуясь своими узкими представлениями, и можем что-то сказать об этих метафизических телах и духах, получивших внешнее, материальное существование в обозримой Вселенной, то объяснять с категорической уверенностью то, что скрыто от нас, свидетельствуют о нашем незнании самих себя.
Разве мы можем познать Властителя Величественного Престола? Если у такого Престола было бы подножие, в сравнении только с ним все миры стали бы подобны кольцу, потерянному в пустыне; подножие, в свою очередь, будет так же мало по отношению к самому Престолу. И разве можем мы считать себя способными постичь тайны атрибутов Его Божественности?!
Да, есть многое, в чем отражаются деяния и Самость Создателя. Еще до сотворения мира Он знал Самого Себя и, не нуждаясь в материальных предметах, знал о Своих сокровенных делах. Но Он также знает Себя и в мире имен, эфира, сверхмалых частиц, атомов и сложных устройств; посредством отражений Своих имен, Он доводит это знание до других и демонстрирует проявления Своей божественной деятельности разумным существам…
Он не подвержен никаким изменениям. Ибо Он, как говорит Ибрагим Хаккы:
«Не ест, не пьет Исток щедрот,
превыше всех и вся - Аллах,
Извечен, изначален Он,
обличьем не очерчен Он,
И плотью не расцвечен Он,
вот признаки Его в мирах».
Сегодня мы наблюдаем созданный Им мир. Но мы не знаем и не представляем себе, чем мы были вчера и во что превратимся завтра. Каким был «а’ян сабита», что выражает мир духов, какую точку вселенной приводит в гармонию спиралеобразное состояние туманностей? Мы не знаем всего этого, и в будущей жизни, окинув все это взором, вновь воскликнем перед лицом этой великой загадки: «Ни Тебя, ни великие дела Твои мы не сумели познать, о Тот, Кто познается вечно!»