Адаптивная физкультура — довольно новое направление в коррекционной педагогике.
Занятия по адаптивной физкультуре с детьми с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности и множественными нарушениями направлены на формирование у них жизненно важных двигательных умений в приобретении навыков самостоятельности в быту, а также в приспособлении к жизни в обществе.
Задачи: упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать общую моторику; обогащать эмоциональный опыт через стимуляцию разнообразных ощущений.
Материал и оборудование: колокольчик; цветы; ведёрки, фитболы, палки мягкие (по количеству детей); дорожки из пуговиц, дорожка из верёвки; центр воды и песка; надувные шарики, наполненные тёплой водой; лейка с тёплой водой; пчела (мягкая игрушка); большой цветок с мягкими маленькими шариками; ростовая кукла медведя; барабан (детский музыкальный инструмент); релаксационные коврики; рейка с двумя стойками; мешочки с песком; кирпичики из мягких полимерных материалов; ребристая доска; солнышко, тучка (игрушки или плоскостное изображение), домик для пчелы.
Ход занятия
Воспитатель (В.) (звенит колокольчиком).
Ты звени, звонок, сильней!
Приглашай нас всех скорей!
Будем прыгать и шагать,
Будем весело играть.
(Показывает детям солнышко.)
Светит солнышко с утра,
Значит, к нам пришла весна.
В гости к Пчёлке мы пойдём
И цветочки отнесём.
(Дети идут по дорожкам из пуговиц.)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
А теперь по кочкам,
(Идут по мешочкам с песком.)
По маленьким пенёчкам,
(Идут по кирпичикам из полимерных материалов.)
По камешкам и брёвнышкам
(Идут по ребристой доске.)
И через ручей
(Перешагивают рейку, установленную на высоту 10 см.)
Шагают наши ножки,
Чтоб было веселей.
Прыгают, как мячики,
Наши девочки и мальчики.
(Прыгают на фитболах.)
По тропинке шла весна,
(Педагог показывает детям солнышко.)
Солнце за руку вела,
Радостно, радостно
(Педагог и ребёнок, взявшись за руки, поднимают их вверх и вниз.)
Солнышко светит,
И под тёплым солнышком
Веселятся дети.
Топают ножками
Топ, топ, топ,
Хлопают ручками
Хлоп, хлоп, хлоп.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
Лучики солнышка греют ребят
(Воспитатель снимает с солнышка воздушные шарики, наполненные тёплой водой, и раздаёт всем детям.)
И болеть им не велят.
(Дети греют ручки.)
(Воспитатель показывает детям лейку.)
По тропинке шла весна,
Лейку с дождиком несла.
Тучка появилась,
(Показывает детям тучку.)
Дождиком пролилась.
(Дети поют песенку и стучат по ладошке пальчиком.)
Кап, кап, кап! — тучка,
Кап, кап, кап! — плакучка.
День и ночь плачет,
Дождик вниз скачет —
Кап, кап, кап.
Чтоб в дороге нам умыться,
Возьмём лейку с дождевой водицей.
(Дети подходят к домику Пчёлки.)
Вот мы шли, шли
И к пчёлке в гости пришли.
А где она? Давайте её поищем.
Пчёлка накрыта зелёной тканью, украшенной весенними цветами.
В. Вот она, спит. Но уже наступила весна, и пора будить Пчёлку.
Подставляйте все ладошки,
(Дети подходят к центру песка и воды и закатывают рукава.)
Дождиком на них польём
(Воспитатель поливает тёплой водой из лейки на руки детей.)
И к Пчёлке нашей подойдём.
(Дети подходят к Пчёлке.)
Пчёлка, Пчёлка, просыпайся,
(Брызгают водой на Пчёлку.)
За работу принимайся!
Ждёт цветок тебя с медком
Да зарядка с ветерком.
Дети! Пчёлка проснулась! Здравствуй, Пчёлка!
Пчёлка. Здравствуйте!
В. Вот держи, тебе цветы.
Наш подарок от души.
(Дети дарят Пчёлке цветы.)
Пчёлка. Вы намочили мне крылышки, и я не могу летать и играть с вами.
В. Извини, Пчёлка. Мы постараемся помочь тебе. Ребята, подуйте на крылышки, чтобы они высохли, а зарядку мы сделаем вместе.
Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам,
Чтобы реже обращаться за советом к докторам.
Звучит песня «Пчёлка» (сл. и муз. Л. Раздобариной).
1. Кто садится на цветок, мёд нам собирает?
(Дети держат Пчёлку за лапки и выполняют наклон вперёд, затем возвращаются в исходное положение.)
Кто зелёный огурец летом опыляет?
(Поднимают Пчёлку вверх.)
Припев:
Лохматая, усатая
Пчёлка полосатая.
(Дети гладят Пчёлку.)
По небу летает, мёд нам собирает.
(На проигрыш песни дети качают Пчёлку, имитируя её полёт.)
2. Кто, как тигр, полосат, летом шубу носит?
(Дети держат Пчёлку за лапки и выполняют наклон вперёд, затем возвращаются в исходное положение.)
Каждому цветочку рад,
Есть и пить не просит.
(Поднимают Пчёлку вверх.)
Припев.
Педагог. Чем же нам ещё помочь Пчёлке? Знаю — выбить коврик у ворот!
(На проигрыш песни дети выбивают коврик.)
В. Дети, крылышки у Пчёлки высохли, потрогайте! А теперь можно лететь вместе с ней к цветку за медком. Полетели!
(Дети качают Пчёлку на цветке.)
На цветке сидит пчела, до чего ж она мила,
Собирает сладкий сок
Наша Пчёлка в хоботок.
А цветок качается,
И Пчёлка улыбается.
(Педагог вместе с помощником воспитателя качают в цветке детей по их желанию.)
Надо Пчёлке нам помочь
Собрать в ведёрко сладкий мёд.
(Дети собирают тканевые набивные шарики и складывают их.)
Пчёлке надо нам помочь донести до улья мёд.
(Дети идут по дорожке из верёвки.)
Тише, тише, не шумите,
Мишку вы не разбудите.
Мишка палочки берёт,
В барабан Мишутка бьёт.
Мишка.
Дайте медочку полную бочку.
В. Ты, Мишутка, не шуми,
Лучше деток догони.
(Дети убегают от Мишки.)
Мишка.
Дайте медочку полную бочку.
Пчёлка.
Ты, Мишутка, не шуми,
Лучше сладкий мёд возьми.
(Мишка благодарит за подарок и прощается с детьми.)
В. А теперь лягте на коврики и немного отдышитесь.
(Дети ложатся на релаксационные коврики.)
Глазки закрывайте и спокойно отдыхайте.
Ручки ваши отдыхают,
Ножки ваши отдыхают.
(Звучит спокойная музыка.)
Все тихонечко встаём
И к Пчёлке нашей подойдём.
(Обращается к Пчёлке.)
Ну, а нам уже пора!
Пчёлка. Что ж, спасибо, детвора. А за то, что вы играли, трудились дружно и танцевали, жду всех весной в гости!