Отношение президента Финляндии к противостоянию с Россией изменилось внезапно. Ещё несколько дней назад Александр Стубб выступал за его продолжение и не жалел оружия для армии чужой страны. А уже сейчас в интервью заявляет о необходимости переговоров.
Много лет отношения между Россией и Финляндией были более чем тёплыми. Финны любили прокатиться в Санкт-Петербург и выпить досыта. Питерцы на выходные отправлялись погулять по Хельсинки. Никто и не вспоминал о том, что Финляндия была до 1917 года провинцией Российской Империи.
Всё изменилось в 2022 году. Финляндия разорвала отношения с Москвой, потом напряжённость постоянно росла.
Россия отвечала на недружественные шаги соответствующими решениями. К примеру, экстренное вхождение финнов в НАТО заставило увеличить численность военных на приграничных территориях.
Политику, которую начали в 2022 году премьер-министр Санна Марин и президент Саули Ниинистё, продолжили новые лидеры - премьер Петтери Орпо и президент Александр Стубб.
Стубб по количеству антирусских заявлений своего предшественника быстро обогнал. В частности, совсем недавно он заявил о готовности содействовать НАТО в ударах по тылу русских.
Финны хорошо помнят, как Стубб готовил их к тому, что военный конфликт доберётся и до их границ. Так же он прокомментировал не подтверждённые сообщения киевских изданий об ударе, нанесённом "зэсэу" по аэродрому Оленья, расположенному в Мурманской области. А это всего полторы сотни километров от границы Финляндии и России.
В воскресенье, 29 июля, в Санкт-Петербурге по Неве прошли новейшие русские военные суда. А уже в понедельник, 30 июня Стубб заявил в олимпийском интервью изданию Le Monde, что нужно бы сесть Киеву с русскими за стол переговоров. Неужели на мнение политика так повлиял парад ВМФ в России?
Мол, если попытаться привлечь к обсуждению опроса Глобальный Юг и Китай, то нужно призвать к диалогу и Россию. И не стоит требовать ухода русских с их новых регионов.
- Он - в числе ярых сторонников Киева в Европе, но одобрительно отзывается о переговорах между противоборствующими сторонами, - удивляются французские журналисты.
О "сильной позиции" и противоречиях
"Миролюбие" Стубба, впрочем, не всеобъемлюще и противоречиво. Финский президент предлагает начать мирный процесс без предварительных условий, и тут же заявляет, как будто в угоду кураторам, что Зеленский с самого начала хотел взять на себя инициативу в обсуждении мирного процесса, а сегодня, мол, время настало. Позиции армии нелегитимного президента за два месяца якобы усилились: войска получают оружие, и близкая к отчаянию ситуация завершилась. Блокирование американской помощи закончилось, Европа преодолела трудности с доставкой техники.
Но вот незадача. Страна просроченного лидера растеряла почти всю свою энергетическую инфраструктуру. К началу зимы призывы к переговорам станут ещё крепче?
Аккуратный Стубб заявляет, что дискуссия о мире и мир - разные вещи, и начало переговоров не означает готовности делать уступки.
"Лучшим положение Киева было с 2014 по 2022 год"
Заявления Стубба о переговорах прокомментировала официальный представитель МИД России Мария Захарова. Она обратила внимание на главное противоречие: сначала Стубб заявляет о том, что вывод войск с "оккупированных территорий" не может быть предварительным условием для переговоров. А потом добавляет, что Киев сейчас находится в лучшем положении для переговоров.
Захарова напоминает, что лучшим положение Украины было с 2014 по 2022 год. Тогда и вопрос Крыма решился сам собой, и украинские бандеровцы могли в позе обиженных выпрашивать подачки у Запада.
Все эти восемь лет Россия пыталась спасти целостность соседа с помощью Минских соглашений. Но предложение, по которому единство страны можно было сохранить, Зеленский променял на "обещание Запада сделать его покорителем России и зеркальце. С порошком."
Наш противник упустил свои шансы и надежды на территориальную целостность и вечную гуманитарную помощь. С этой позиции, по мнению Захаровой, и начнутся переговоры.