Найти тему
Изян

Бегство армии англичан из Кабула в 1842 году.

Оглавление

Герцог Веллингтон, тот самый, что разгромил Наполеона при Ватерлоу, говорил: "Как только вы побеждаете в Афганистане, начинаются главные проблемы". Мне кажется, после этой фразы в Афганистан не стоило бы суваться ни одному из захватчиков, но нет, после Англии туда сунулись СССР и США, итог известен всем, хотя и страна под власью талибов, и это тоже не самый лучший результат для нее.

Отступление из Кабула в 1842 году стало одной из самых печально известных катастроф в истории Британской империи. Армия Ост-Индской компании вторглась в Афганистан, но была вынуждена отступить. Эта армия из 4500 солдат и 12000 сопровождающих была полностью уничтожена, прежде чем достигла границы, и этот разгром обрекал Британию на поражение в Первой англо-афганской войне (1838-42).

См также

Битва при Собраоне. Первая англо-сикхская война

Советско-польская война: про идиота Тухачевского и мудрого Сталина

Эдвард Лоу. Английский пират

Англо-поухатанские войны

Битва при Банкер-Хилле была крупным сражением на начальном этапе Войны за независимость США

Русские в Восточном Туркестане (на грани войны с Китаем)

Маннергейм о русских военачальниках и полководцах

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Остатки армии Томпсона
Остатки армии Томпсона

Афганистан и Большая игра

В первой половине XIX века британское правительство стало почти одержимо идеей, что Россия вынашивает опасные намерения в отношении своей империи на субконтиненте. Российская империя действительно стремилась расширить свое влияние за пределы Центральной Азии через свое зависимое государство Персию, но действительно ли она хотела вторгнуться в Индию, является предметом многочисленных споров. Афганистан, находящийся между Персией и Британской Индией, стал пешкой в ​​том, что стало известно как Большая игра между Великобританией и Россией. Обе стороны пытались оказать влияние на Эмират Афганистан, не провоцируя своего соперника на прямой конфликт. К 1838 году британцы были убеждены, что Россия намеревалась захватить Афганистан и важнейший торговый путь через Хайберский проход. В результате генерал-губернатор ОИК лорд Окленд (1784-1849) объявил о своем намерении вторгнуться в Афганистан, устранить эмира Дост Мохаммеда (1793-1863) и установить дружественного британцам марионеточного правителя Шаха Шуджи, бывшего афганского короля (правил в 1803-1809). Так началась Первая англо-афганская война.

Британцы сильно переоценили местную поддержку Шаха Шуджи, и новый режим был далек от популярности.
Британская армия численностью 21 000 человек вошла в Афганистан, но без единого сопротивления со стороны различных афганских племенных вождей логистика оказалась самой большой угрозой для захватчиков. В июле 1839 года была взята крепость Газни, и были получены столь необходимые припасы. Затем армия ОИК сумела взять Кабул в августе, но британцы сильно переоценили местную поддержку Шаха Шуджи, и новый режим был далек от популярности.

Британские оккупанты пытались использовать взятки, чтобы эксплуатировать вековые терки между различными афганскими племенами, что оказалось неэффективным в долгосрочной перспективе. Военный переворот и последующая оккупация, непопулярность шаха Шуджи, реформы Окленда в Афганистане, такие как решение сократить субсидии, выплачиваемые местным племенам, и гнев по поводу братания между британскими солдатами и афганскими женщинами, все это в совокупности создало нестабильные условия, которые привели к народному восстанию и открытой войне в 1841 году. Афганские вожди племен все еще не были едины, но у них, по крайней мере, была общая цель: выгнать британцев из Афганистана.

Хайберский перевал у Раттрея
Хайберский перевал у Раттрея

Кризис

Кризис наступил в ноябре 1841 года, когда толпа убила Александра Бернса, важного политического деятеля Ост-Индской компании. Беспорядки быстро распространились на отдаленные британские гарнизоны. В Кабуле отсутствие решительного ответа на беспорядки со стороны британского командующего генерал-майора Уильяма Элфинстоуна (1782-1842) только привело к ухудшению ситуации, поскольку все больше и больше племенных вождей обретали уверенность и вступали в бой. Армия EIC постоянно стояла лагерем за пределами Кабула, но ее оборона была слабой и уязвимой для афганских пушек и снайперов, спрятанных на холмах, возвышающихся над лагерем. Число афганцев в горах росло с каждым днем, поскольку солдаты прибывали в Кабул из отдаленных городов. Прорыв британцев из их лагеря был легко отброшен под сильным огнем.

Зимняя погода была унылой, а в Кабуле и на перевалах выпадал сильный снег.
Британцы ухудшили ситуацию для себя серией ошибок и недопонимания между офицерами. Самым серьезным решением было хранить все армейские припасы в том же форте, который затем захватили афганцы. Из-за нехватки боеприпасов и продовольствия (всего трехдневных пайков), с 600 больными и ранеными и с небольшими перспективами прибытия колонны помощи EIC из Индии британская армия была вынуждена вести переговоры об отступлении из Кабула в декабре. Некоторые афганские лидеры хотели, чтобы британцы полностью разоружились перед тем, как покинуть город. Во время этих препирательств 23 декабря сэр Уильям Макнотен (1793-1841), посланник EIC в Кабуле, был убит Акбаром-ханом (1816-1845), сыном Дост Мохаммеда. Акбар-хан обманул Макнотена и хотел только разоблачить его за двурушничество и попытку подкупа афганских лидеров. Макнотен был застрелен из того самого пистолета, который он недавно подарил Акбар-хану. Очевидно, что позиция британцев была отчаянной. В довершение ко всему, зимняя погода выдалась суровой, в Кабуле выпал сильный снегопад, а на перевалах армии Восточной Индии пришлось бы вести переговоры, чтобы добраться до безопасной Индии.

1 января 1842 года афганские лидеры согласились разрешить мирный вывод британской армии и ее обслуживающего персонала с афганской территории. Другие британские гарнизоны, помимо Кабула, также должны были быть оставлены. Чтобы гарантировать мирный вывод, четыре британских офицера были взяты в заложники. Еще одно упоминание о мире и «дружбе и доброй воле» было прямо упомянуто в письменном соглашении о выводе. Эти прекрасные чувства не были соблюдены ни одной из сторон в последующих событиях.

Британские завоевания в Индии около 1857 г.
Британские завоевания в Индии около 1857 г.

Гонка в Джелалабад

Отступающая армия, которая покинула Кабул 6 января, состояла из 4500 солдат (700 европейцев и 3800 сипаев) и 12000 обозников. Они направлялись в Джелалабад, находящийся в 90 милях (144 км), но проблемы начались почти сразу. Обозников было особенно трудно организовать, и колонна вскоре рассеялась. Лейтенант Винсент Эйр с сожалением отметил:

Смешанная толпа солдат, обозников и обозного скота, не сохранившая даже малейшего подобия той регулярности и дисциплины, от которых зависел наш единственный шанс спастись от опасностей, которые нам угрожали.

(Холмс, 56)


Изначально было две отдельные группы и арьергард, но эта организация вскоре утратила форму. Переправа через реки была кошмаром. Реку Кабул планировалось пересечь с помощью временного моста, поддерживаемого погруженными в воду артиллерийскими повозками, но он не был готов вовремя, и сторонники лагеря переправлялись туда, куда могли.

Однако были и более серьезные проблемы, чем логистика. Как оказалось, несмотря на мирные пожелания договора о выводе войск, наиболее агрессивные из афганских лидеров добились своего и последовательно атаковали тыл британской колонны, когда она покидала страну. Афганцы были вооружены длинноствольным фитильным или кремневым мушкетом, известным как джезаиль. Джезайл имел характерный изогнутый приклад, что позволяло точнее стрелять с лошади. Мушкет имел гораздо большую дальность стрельбы и был точнее любого мушкета, который был у британцев в тот период. Снайперы, затаившиеся на скалистых вершинах холмов, в частности, представляли смертельную угрозу для врага. Атака на перевале Хорд-Кабул 8 января сократила отступающую армию на 3000 человек.

Генерал-майор Уильям Элфинстоун
Генерал-майор Уильям Элфинстоун

В хаотичном отступлении верблюды и припасы были захвачены наступающей кавалерией, а 9 января 12 жен и 22 ребенка британских офицеров были взяты в заложники (хотя Акбар-хан утверждал, что их увезли ради их же безопасности). Одна из них, леди Сейл, пережила свои девятимесячные испытания, чтобы написать бестселлер в дневнике своего плена, и она стала известна как «гренадер в юбках». У британцев не было палаток и очень мало припасов, поскольку они продолжали пересекать реки и негостеприимную местность. Гипотермия унесла много жизней. Оружие было брошено, поскольку лошади стали слишком слабы, чтобы его нести, и многие из сопровождающих лагерь бросили свои грузы, преградив путь через узкие ущелья тем, кто шел за ними.

К 10 января, после еще одной крупной атаки на перевале Тунгхи-Тереки, из первоначальных 16 500, которые покинули Кабул, выжило всего около 4000 человек. У уменьшающейся армии теперь была только одна маленькая пушка. Ахбар-хан послал предложение позволить разгромленной армии отступить с миром, если она оставит все свое оружие, но Эльфинстоун отказался.

11 января передовой отряд британской колонны подвергся нападению, когда он достиг перевала Джагдалак (он же Джагдуллук). Лейтенант Эйр дает следующее описание типичной засады на медленную и беспорядочную колонну:

С каждым залпом падало все больше новых людей, и ущелье вскоре заполнилось мертвыми и умирающими; несчастные сипаи, не видя возможности спастись и доведенные до полного отчаяния, побросали свое оружие и снаряжение… и вместе с сопровождающими бежали, спасая свои жизни. (Холмс, 57)



12 января Элфинстоун был взят в заложники, когда он наивно встретился с Акбар-ханом, чтобы договориться о каком-то прекращении огня; генерал позже умер от дизентерии. То, что осталось от бегущей армии, теперь должно было преодолеть перевал Джагдалак, который афганцы заблокировали с помощью веток падуба. Только около 200 человек пережили переход через перевал, когда афганские снайперы обрушили на нас свой смертоносный огонь. Один из сипаев, Субедар Сита Рам, отметил: «Нас атаковали спереди, сзади и с вершин холмов. По правде говоря, это был настоящий ад». (Макрори, 80)

Перевал Джугдуллук
Перевал Джугдуллук

Последний рубеж

Когда из 44-го полка Ее Величества осталось сражаться всего около 80 человек, жалкий последний рубеж был дан 13 января на холме Гандамак недалеко от деревни с таким же названием. Эта небольшая группа, у которой было всего 20 мушкетов и два патрона на всех, отказалась подчиниться приказу сложить оружие и была практически уничтожена снайперским огнем. Эйр описывает этот последний, отчаянный рубеж:

Враг, заняв свой пост на противоположном холме, метко отмечая одного человека за другим, одного офицера за другим. Отряды афганцев устремлялись вперед, чтобы завершить дело истребления, но часто отступали под натиском этой горстки непобедимых. Наконец, почти все были ранены в той или иной степени, и последний натиск на врага с мечом в руке положил конец неравной борьбе.

(Холмс, 57)



Только капитан Саутер и еще трое или четверо выжили, так как афганцы взяли их в плен. Саутера взяли, потому что афганцы сочли его важной персоной из-за его красочного жилета, а на самом деле — из-за полковых знамен, которые он обмотал вокруг талии. В конце концов, знамена попали в приходскую церковь в Олверстоке в Хэмпшире, Англия, а оттуда — в часовню Эссексского полка в Уорли — часть флага можно увидеть там и сегодня.

Двенадцать кавалерийских всадников покинули место убийства на холме Гандамак, но их перестреляли, и только один европеец пережил отступление из Кабула, чтобы прибыть в Джелалабад: доктор Уильям Брайдон, который добрался до места назначения на хромом пони. Приближение Брайдона к британскому форту было замечено в телескоп на зубчатых стенах:

Когда он приблизился, было отчетливо видно, что он был одет в европейскую одежду и сидел на запятнанном в дороге ябу [афганском пони], которого он подгонял со всей скоростью, которой тот все еще оставался хозяином... Он был покрыт легкими порезами и ушибами и ужасно истощен... рассказ доктора Брайдона наполнил всех слушателей ужасом, горем и негодованием. (Холмс, 57)



Несколько сипаев также прошли через это и некоторые из отставших среди сопровождающих лагеря. Отступление и уничтожение целой армии было одной из самых страшных военных катастроф в истории Британской империи. Тем временем, Шах Шуджа был убит в апреле 1842 года. Британская оккупация Афганистана подошла к концу.

Последний рубеж отступления из Кабула
Последний рубеж отступления из Кабула

Месть и последствия

Новое консервативное правительство Великобритании во главе с сэром Робертом Пилем (1788-1850) было полно решимости положить конец британскому вмешательству в дела Афганистана, но не раньше, чем опытному и дотошному генерал-майору Джорджу Поллоку (1786-1872) было поручено возглавить атаку на Кабул, чтобы сохранить лицо. Поллок усвоил ценные уроки ведения войны в горах во время англо-непальской войны (1814-16), и он стал первым генералом в истории, который успешно провел армию через Хайберский перевал в апреле 1842 года. Эта армия, известная как Армия возмездия, победила Акбар-хана в Тезине и достигла Кабула в сентябре 1842 года, где были освобождены выжившие британские заложники — 10 женщин, 11 детей и 85 солдат. 9 октября в символическом акте мести британцы взорвали Большой базар города. Последовал ряд нападений с целью мести, изнасилований и грабежей. Три дня спустя британская армия вышла из Афганистана и пересекла Хайберский проход.

В Британии было проведено официальное расследование провала отступления, но из этого мало что вышло. Майор Поттингер, старший политический офицер в то время в Кабуле, был оправдан от любых пятен на своем поведении, а заместитель Эльфинстоуна, бригадный генерал Шелтон, предстал перед военным трибуналом, но в конечном итоге был признан невиновным в какой-либо некомпетентности. Предложение консерваторов в парламенте осудить спонсорство предыдущей вигской кампании со стороны правительства не имело успеха, поскольку обе основные политические партии согласились с этим в то время. В политике, как и в искусстве и литературе того периода, успешный поход Поллока на Кабул был преувеличен, а катастрофическое отступление Эльфинстоуна было преуменьшено как одно из тех печальных последствий строительства империи.

В Афганистане теперь было ясно, что ни британцы, ни марионеточный эмир не могли править без согласия местных воинствующих вождей племен. Соответственно, Дост Мохаммад был восстановлен у власти в 1843 году, и афганским племенам было разрешено жить так, как они всегда жили. Поскольку ни русские, ни британцы не могли контролировать такой враждебный регион, британцы остановились на политике сдерживания, которая стала известна как «мастерское бездействие». Вместо этого британцы обратили свое внимание на Сикхскую империю и выиграли как Первую англо-сикхскую войну (1845-6), так и Вторую англо-сикхскую войну (1848-9), чтобы захватить еще один большой кусок индийского субконтинента. Британцы никогда не отказывались от мечты контролировать Афганистан, и поэтому последовали Вторая англо-афганская война (1878-80) и Третья англо-афганская война (1919). Большая игра империй продолжалась в 20 веке, но Афганистан оставался независимым как от России, так и от Великобритании.

См также

Битва при Собраоне. Первая англо-сикхская война

Советско-польская война: про идиота Тухачевского и мудрого Сталина

Эдвард Лоу. Английский пират

Англо-поухатанские войны

Битва при Банкер-Хилле была крупным сражением на начальном этапе Войны за независимость США

Русские в Восточном Туркестане (на грани войны с Китаем)

Маннергейм о русских военачальниках и полководцах

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

-7