Найти тему
Экватор

Тайна скифской ледяной девы

Считается, что мумия татуированной скифо-сибирской аристократки обладает сверхъестественными способностями, но она хранится в музее из-за своей научной ценности.
В 1993 году российский археолог Наталья Полосьмак и ее команда обнаружили древнюю гробницу на плато Укок, расположенном в Алтайском крае недалеко от границы с Китаем.
Содержимое гробницы было заковано в лед. Когда археологи осторожно растопили лед, они увидели захоронение какого-то очень важного человека - шесть лошадей в полной упряжи были принесены в жертву и похоронены рядом с деревянным гробом, сделанным из цельного ствола лиственницы. Внутри гроба было погребено тело молодой женщины в удивительной сохранности - даже татуировки на ее коже были хорошо видны.

Археологи перевезли тело в Новосибирск, чтобы провести необходимые исследования. Но это вызвало возмущение алтайцев. Они до сих пор верят, что «Принцесса плато Укок», или, как ее называли в англоязычной прессе, «Сибирская ледяная дева», является мистической хранительницей Алтая и оберегом от злых сил. Местные жители утверждали, что «Принцесса» - прародительница алтайцев и должна быть возвращена на место своего захоронения.

Действительно ли она была принцессой?


Тело женщины, тщательно забальзамированное с помощью торфа и коры, лежало на боку, как будто она спала. Она была молода, ее волосы были сбриты, но она носила парик и высокую головной убор. Ее рост составлял 167 см. На ее бледной коже сохранились татуировки в виде племенных животных: существ с рогами, которые превратились в цветочные фигуры. Ее гроб был сделан достаточно большим, чтобы вместить 90-сантиметровый войлочный головной убор, который она носила. На ней также была длинная шерстяная юбка с красными и белыми полосами и белые войлочные чулки.

Дева» принадлежала к пазырыкской культуре. Пазырыкцы, представители скифских кочевых племен, жили в горах Алтая в VI-III веках до н. э. Но как ей удалось так хорошо сохраниться?

Усыпальница ледяной девы Сибири была обнаружена на плато Укок в Горном Алтае, недалеко от китайской границы.
Усыпальница ледяной девы Сибири была обнаружена на плато Укок в Горном Алтае, недалеко от китайской границы.

Каким-то образом многие пазырыкские захоронения в этом регионе были затоплены, возможно, подземными водами, а затем замерзли - так что органические останки сохранились почти нетронутыми гниением. За 20 лет, которые «Дева» провела в Новосибирске, ученые хорошо изучили ее тело и опубликовали свои выводы.

Забальзамированное тело захоронили не менее чем через три месяца после смерти. Все это время загадочная женщина продолжала играть особую роль в жизни своего племени - например, ее сажали в какие-то кресла, о чем можно судить по следам на теле. В то же время сложная, трудоемкая церемония бальзамирования является признаком высокого статуса покойной. Однако ученые отрицают ее статус «принцессы».

«Называть ее «принцессой» не совсем верно. Она не была принцессой, она была представительницей среднего слоя пазырыкского общества», - рассказывал археолог Вячеслав Молодин, академик РАН и муж Натальи Полосьмак, журналу „Эксперт-Сибирь“ в 2012 году. «Ажиотаж вокруг нашего открытия возникает, когда на Алтае происходят какие-то события: то выборы, то землетрясения, то дефицит местного бюджета. Сразу же поднимается эта «дама»: [некоторые люди утверждают, что] все беды происходят из-за того, что она находится в Новосибирске, а не на Алтае», - заключил Молодин.

Женщина-шаман


Усыпальница «Ледяной девы» была не такой большой и богато украшенной, как гробницы пазырыкских знатных людей, расположенные в том же районе. Но самое главное, что она находится на расстоянии от «знатных» захоронений.

-3

В древних культурах такие далекие погребения устраивались женщинам, чье профессиональное занятие предполагало обет безбрачия. По мнению ученых, она, вероятно, была целительницей или шаманкой. Она периодически вдыхала пары меди и ртути (это удалось установить благодаря химическим анализам), что, скорее всего, было связано с какими-то обрядами. Испарения, безусловно, были вредны для здоровья женщины. Но они не могли быть смертельными. Так от чего же умерла алтайская дева?

Загадка была разгадана только в 2010-х годах с помощью компьютерной томографии. Оно показало, что дева страдала от рака груди, который убил ее примерно через три года. На момент смерти ей было 25 лет. Исследование ДНК останков показало, что «дева» генетически тесно связана с современными селькупами и кетами - коренными сибирскими племенами, до сих пор живущими в России.

В 2012 году мумия вернулась на Алтай - но не в свою гробницу. «Пока шаманы проводили ритуалы на месте ее раскопок, - писала Гертьян Плетс для „Постсоветских дел“ в 2019 году, - лидеры и старейшины коренных народов сопровождали ее в недавно отремонтированный Национальный музей Республики Алтай в Горно-Алтайске - современный исторический музей, курируемый представителями коренной элиты и представляющий алтайскую культуру и самобытность.

-4

И действительно, Вячеслав Молодин был прав, когда говорил, что ее часто используют для чистой шумихи. «Иногда трудно открыто говорить о политике, поэтому мы используем ее как метафору, чтобы обсудить сложное положение алтайцев в России. Претендовать на нее - значит претендовать на нашу землю», - сказала Плетс местная журналистка и жена недавно умершего лидера-политика коренных народов.

Тем не менее, «Ледяная дева» вернулась на Алтай. В музее она находится в специальной комнате в соответствии с верованиями коренных алтайцев и лежит в копии гроба, в котором была найдена изначально. Посетители могут увидеть «Деву» только в определенные дни года, так как постоянное воздействие может повредить останки. В другие дни посетители могут увидеть точную копию места захоронения, которая показывает, как могла выглядеть «Дева», когда она только покинула этот мир, чтобы перейти в другой.