Сегодня завершающая подборку о северных росписях публикация. Посвящена она тоемской росписи, которая относится к концу 19 - началу 20 веков. В отдельный вид росписи она выделена специалистами только в 1950-е годы.
Свое название роспись получила от порядка десяти селений, находящихся у места впадения реки Нижняя Тойма в Северную Двину. Центр ремесла – село Нижняя Тойма. Жители этих территорий, как и многие, занимались украшением домашней утвари, домов.
Орнамент тоемской росписи, как считают искусствоведы, напоминает элементы росписи иконостасов. Это потому, что наиболее известные мастера учились в свое время в иконописных школах.
Например, лопасть прялки делилась на три части, и мастер стремился дать прочтение сюжета по принципу иконостаса.
Такие трёхъярусные прялки принадлежат кисти Василия Ивановича Третьякова. Его отец Иван Кириллович Третьяков ( в прошлом иконописец) и дядя Григорий Кириллович передали свои навыки Василию, который получил репутацию удивительного мастера. Сестра Василия, Прасковья (с детства не ходила) тоже расписывала прялки, хотя данным ремеслом, как правило, занимались мужчины.
Известно, что семья Третьяковых славилась тем, что не использовала трафареты, именно поэтому их росписи уникальны, к чему мастера и стремились.
Кроме Третьяковых известен также мастер Егор Игнатьевич Меньшиков из села Абакумовского (тоже в прошлом иконописец).
Отличительные особенности тоемской прялки заключаются в следующем:
Ножку прялки вытачивали на токарном станке и ярко раскрашивали.
В лопастку, обращённую к пряхе, вставляли зеркальце.
Преобладает золотой либо белый фон; для орнамента использовали жёлтый, синий, коричневый, зелёный цвета.
В сюжетных композициях, расположенных в нижней трети лопастки, встречаются бытовые сцены, чаще всего — запряжённая конём или парой коней повозка. Очень редко можно увидеть рядом с мужчиной девушку. В последний период развития ремесла главным сюжетом считался свадебный выезд. Кроме этого, можно было увидеть диковинных зверей, сцены охоты, пиров и гуляний.
Среднюю часть прялки посвящалась растительному орнаменту с древом жизни и сказочными птицами.
В верхней части по канонам тоемской росписи располагались два окна с цветочными горшками на подоконниках с узором между ними.
Это одна из самых радостных, веселых росписей, по мнению исследователей.
Современные работы с роспись Тоймы:
Что интересного показалось вам в росписи?
Благодарю за прочтение, лайки и комментарии.
Вся подборка о северных росписях здесь: