Найти в Дзене

Неосуществлённые проекты Москвы: Дворец труда, Пантеон Славы, Памятник челюскинцам и много других интересных проектов

Оглавление

Москва – город с богатой историей строительства, который постоянно менялся и развивался на протяжении долгих лет. Каждая эпоха приносила свои новации в архитектурный облик столицы, порой даже пытаясь полностью изменить ее структуру. Особенно заметны изменения, произошедшие в советский период, когда появились такие неповторимые стили, как сталинский ампир и конструктивизм.

Архитектурные проекты того времени поражают воображение своим масштабом и оригинальностью. Некоторые из них были реализованы, но многие так и остались лишь на бумаге, как свидетельства ушедших времен. Представим себе, каким был бы наш город, если бы все эти замыслы стали реальностью.

Дореволюционная подземка

План города Москвы с нанесением на него проектируемой Московской городской железной дороги, составленный А.И. Антоновичем, Н.И. Голиневичем и Н.П. Дмитриевым. 1902 год.
План города Москвы с нанесением на него проектируемой Московской городской железной дороги, составленный А.И. Антоновичем, Н.И. Голиневичем и Н.П. Дмитриевым. 1902 год.

Идея строительства метрополитена в Москве зародилась ещё в 1875 году, когда были предложены первые концепции метро. Одной из первых задумок было проложение линии от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной Рощи. В 1902 году А.И. Антонович, Н.И. Голиневич и Н.П. Дмитриев разработали усовершенствованный проект, включавший в себя строительство Кольцевой линии, пролегающей по Камер-Коллежскому валу, а также Центрального вокзала в Александровском саду и четырех радиальных линий. По планам, половина этих линий должна была быть построена на эстакадах, а другая половина – подземными тоннелями. Кольцевая линия, согласно проекту, предполагалось, должна была проходить по эстакадам и земляным насыпям.

Читайте также: Рост и заселение городской территории Москвы

Храм Христа Спасителя на Воробьёвых горах

В честь победы России в Отечественной войне 1812 года планировалось воздвигнуть Храм Христа Спасителя. Архитектор Александр Витберг предложил разместить его на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами, которые император Александр I назвал “короною Москвы”. Предложение поддерживалось несколькими аргументами: желание императора построить храм за пределами города из-за недостатка подходящего пространства в Москве; параллель с собором Святого Петра в Риме, находящемся за пределами города; удачное географическое расположение – храм было бы видно издалека, благодаря расположенному у подножия гор Девичьему полю. И последний аргумент: Воробьевы горы находились между путями вторжения и отступления врага, который вошел в Москву по Смоленской дороге и отступил по Калужской.

Планировалось, что храм станет самым высоким в мире, превышая высоту наземной части собора Святого Петра в Риме (141,5 метра) и достигнет 170 метров. В 1823 году были начаты работы по заготовке камня и соединению верховьев Волги и Москвы-реки для его транспортировки к строительной площадке. Хотя первый опыт был успешен, тем не менее, из-за невозможности поднять уровень воды в Москве-реке до необходимого, большие партии камня так и не удалось доставить.

Читайте также: Роль Москвы в планах Гитлера

Строительство храма не продолжилось из-за ряда препятствий, включая песчаные грунты, подтвержденные многочисленными ключами на склоне гор. Эти факторы исключают возможность возведения крупного сооружения не только на склонах, но и на вершине из-за риска неравномерного оседания.

Дворец труда

Проект Дворца труда архитектора Н.А. Троцкого. 1-я премия. 1923 год
Проект Дворца труда архитектора Н.А. Троцкого. 1-я премия. 1923 год

Проект дворца труда в Москве, разработанный в 1922-1923 годах, остался лишь на бумаге. Предполагалось, что в центре столицы, на участке между Тверской улицей и площадями Свердловской, Революции и Охотнорядской (на месте нынешней гостиницы «Москва») будет возведен величественный комплекс.

Планировалось, что дворец труда будет вмещать в себя все рабочие организации Москвы, крупные пролетарские библиотеки, зал для заседаний на несколько тысяч человек, аудиторию на восемь тысяч слушателей, музей социальных знаний, столовую на шесть тысяч посадочных мест, спортивные организации и многое другое.

В марте 1923 года открылась выставка проектов «Дворец труда», который стал крупнейшим конкурсом искусства и архитектуры того времени. Этот знаковый конкурс был ключевым моментом, определяющим будущее советской архитектуры. Проект братьев Весниных, представленный на выставке, стал первым зданием в стиле конструктивизма, но его строительство так и не началось. Вместо него, в 1935 году на том же месте была возведена гостиница «Москва».

Сухаревская площадь

План реконструкции Сухаревской площади. Архитектурная мастерская академика архитектуры И.А. Фомина. 1930-е годы.
План реконструкции Сухаревской площади. Архитектурная мастерская академика архитектуры И.А. Фомина. 1930-е годы.

В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы, предполагавший радикальное изменение градостроительной концепции города. Центром проекта стали широкие транспортные магистрали и высотные здания, что требовало сноса исторической застройки. В 1933 году стало очевидно, что Сухарева башня также под угрозой. Знаменитые архитекторы, включая живописца и реставратора Игоря Грабаря, а также академиков архитектуры Ивана Фомина и Ивана Жолтовского, обратились к Сталину с письмом, в котором отметили, что уничтожение башни является ошибочным решением. Они подчеркнули, что Сухарева башня представляет собой неувядаемый образец великого строительного искусства, широко известный и высоко ценен во всем мире. Аргументируя свою позицию, архитекторы сравнили сохранение башни с сохранением произведения искусства Рафаеля, выражая решительное возражение против уничтожения такого высокоталантливого архитектурного произведения.

Авторы письма предложили разработать проект реконструкции Сретенской площади в течение месяца с целью решения транспортных проблем, сохраняя при этом Сухареву башню. Архитектор Фомин представил свой проект, включавший круговое движение по площади. Были также рассмотрены другие варианты, такие как перенос транспортного потока западнее башни, перемещение самой башни на новое место или создание транспортного тоннеля. К сожалению, ни один из этих вариантов не был воплощен в жизнь.

При демонтаже Сухаревой башни один из декоративных элементов окон третьего этажа был сохранен и перенесен в Донской монастырь, где его вмуровали в стену монастыря. Часы с башни Сухаревой в настоящее время установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское. Остатки фундамента башни также сохранились, но они скрыты под современной застройкой.

В 1980-х годах исполнительный комитет Москвы принял решение о реконструкции башни. Был объявлен конкурс на лучший проект, но ни один из предложений не был принят. В настоящее время о Сухаревой башне напоминает лишь памятный знак, установленный в сквере на Садовом кольце.

Дворец Советов

Проект Дворца Советов. Перспектива. Западный и восточный лучи связывают юго-западный район с центром Москвы. 1940–1950-е годы.
Проект Дворца Советов. Перспектива. Западный и восточный лучи связывают юго-западный район с центром Москвы. 1940–1950-е годы.

Дворец Советов в Москве проектировался как гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Таким образом, здание должно было стать самым высоким в мире. Под строительство было отведено место, на котором ранее стоял храм Христа Спасителя. Проект предложил Борис Иофан, а работу над памятником Ленину поручили Сергею Меркурову. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и больше не возобновлялось.

Зарядье

Проект административного здания в Зарядье
Проект административного здания в Зарядье

В соответствии с новой эстетикой, советское правительство планировало вдвое увеличить размеры Красной площади и в течение трех лет провести реконструкцию центральных площадей, включая площади имени Ногина, Дзержинского, Свердлова и Революции. Также планировалось освободить территорию Китай-города от мелкой застройки, оставив лишь крупные сооружения, и вместо них возведение нескольких монументальных зданий государственного значения.

Административное здание в Зарядье должно было стать восьмой сталинской высоткой. Небоскреб на 32 этажа, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, так и не был завершен. Все уже построенные конструкции были демонтированы, и в период с 1964 по 1967 годы на оставшемся фундаменте была возведена гостиница «Россия».

Закрестовский путепровод

Закрестовский путепровод 1930 г.
Закрестовский путепровод 1930 г.

Одним из ключевых моментов, повлиявших на реконструкцию 1-й Мещанской улицы и Ярославского шоссе, стало решение об открытии ВСХВ (ВДНХ). Ранее Ярославку отделяли от 1-й Мещанской пути Октябрьской железной дороги, и для улучшения этой инфраструктуры был переброшен старый путепровод. Однако его узкая ширина не позволяла проложить даже трамвайные пути в полной мере.

Первоначальный проект архитектурного решения был представлен в 1935 году архитектором Михаилом Жировым, который предлагал построить сооружение шириной 40 метров, что было необычно для Москвы. Однако этот проект не был утвержден, и задачу доработки поручили коллективу инженера Юрия Вернера и братьев-архитекторов Константина и Юрия Яковлевых. Строительство, начатое в 1936 году, было успешно завершено через два года.

Дом ТАСС

В 1934–1935 годах был объявлен конкурс на строительство здания ТАСС, который проходил в три тура. Для нового здания было выбрано место на Пушкинской площади. Известный архитектор эпохи постконструктивизма Леонид Гриншпан представил один из проектов, однако его планы так и не были реализованы. В итоге, существующее здание Информационного телеграфного агентства России было построено в 1976 году на Тверском бульваре по проекту архитекторов Виктора Егерева, Анатолия Шайхета, Зои Абрамовой и Геннадия Сироты.

Большой академический кинотеатр на Театральной площади

Проект “Большой академический кинотеатр на Театральной площади”
Проект “Большой академический кинотеатр на Театральной площади”

По плану реконструкции Москвы было запланировано строительство Большого академического кинотеатра на площади Свердлова, которая в настоящее время известна как Театральная площадь, напротив здания Большого театра. В связи с признанием кино «важнейшим из искусств», новому кинотеатру предполагалось архитектурно сочетаться с зданием Большого театра и превзойти его размерами. Изначально планировалось, что в новом кинотеатре будет четыре тысячи мест, в то время как в Большом театре их было всего две тысячи. Однако позже количество мест в новом кинотеатре было уменьшено до трех тысяч.

В 1936 году был объявлен конкурс на проект Большого академического кинотеатра. Однако все представленные проекты оказались неудачными из-за гигантомании, с которой активно боролись в то время. Хотя сам кинотеатр так и не был построен на площади, именно благодаря этому проекту был создан общий вестибюль для станций метро «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова».

Пантеон Славы

Макет пантеона Славы. Фотография. 1953 год.
Макет пантеона Славы. Фотография. 1953 год.

Пантеон в Москве — проект мемориальной усыпальницы, задуманный как «памятник вечной славы великих людей Советской страны», включая перенос саркофагов Ленина и Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены».

После смерти Сталина в 1953 году был объявлен конкурс на проект пантеона, хотя его точное местоположение не было уточнено. Центральные органы власти получили множество проектов, многие из которых напоминали те, что были представлены на конкурсе на строительство Дворца Советов.

Памятник челюскинцам

Проект памятника челюскинцам. Архитектор А.В. Власов, скульптор В.И. Мухина. 1937 год.
Проект памятника челюскинцам. Архитектор А.В. Власов, скульптор В.И. Мухина. 1937 год.

Возвращение с полюса челюскинцев, спасенных советскими летчиками и ставших первыми Героями Советского Союза, стало ярким народным праздником. В связи с этим Моссовет объявил конкурс на создание проекта памятника. Предполагалось, что монумент будет установлен на стрелке Обводного канала (в настоящее время на этом месте находится памятник Петру I, созданный Зурабом Церетели).

Детская железная дорога в Парке культуры и отдыха имени И.В. Сталина (Измайловский парк)

Проект вокзала детской железной дороги. Архитектор М. Смуров. 1940 год.
Проект вокзала детской железной дороги. Архитектор М. Смуров. 1940 год.

В 1932–1933 годах в Москве уже функционировала детская железная дорога в детгородке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, но к концу 1930-х годов ее закрыли.

Впоследствии было решено построить Московскую детскую железную дорогу в Измайловском парке, который изначально был Общегородским парком культуры и отдыха имени Сталина.

Генеральным планом развития Москвы предусматривалось превратить этот парк в главную зону отдыха для москвичей. Планировалось построить Центральный стадион СССР имени Сталина на 100 тысяч зрителей возле северо-западного входа. Восточная часть парка была предназначена для крупнейшего в мире зоопарка, а в центре парка, на пойме реки Серебрянки, планировался огромный пруд площадью более 110 гектаров. Здесь предполагалось создать ухоженные пляжи для 10 тысяч человек, яхт-клуб и станцию гоночных катеров.

Детская железная дорога в парке задумывалась как основной вид транспорта, связывающий все культурные и развлекательные объекты. В отличие от обычной практики проектирования детских дорог в то время, на этот раз решено было провести конкурс на лучший проект дороги и всех сооружений. По его условиям архитектура вокзальных зданий должна была стоять на качественном уровне московского метро, сооружений канала Москва — Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и быть ярким образцом «радостной советской архитектуры». Особое внимание уделялось разнообразию стилей, а потому каждый из участников готовил проект не всей дороги, а только одного из вокзалов. Итоги архитектурного конкурса подвели весной 1940 года.

В период 1940–1941 годов московские детские технические станции и дворцы пионеров начали принимать на обучение в кружки юных железнодорожников. Сразу же после набора дети были разделены на различные службы, такие как движение поездов, тяга, обслуживание вагонов и другие. Весной 1941 года после прохождения теоретического курса ребята приступили к практическим занятиям. Несмотря на то, что строительство железной дороги ещё не завершилось, обучение проходило на предприятиях Московского железнодорожного узла. Например, юные паровозники под руководством опытных машинистов выполняли задания по управлению пассажирскими поездами, отправляющимися с Савеловского вокзала.

20 июня 1941 года был представлен окончательный вариант проекта детской железной дороги для утверждения, но уже через два дня началась Великая Отечественная война. После завершения войны несколько раз возобновлялись попытки возродить идею строительства детской железной дороги, однако все они оказались неудачными.

Всё только самое интересное - читайте на сайте https://yamoscow.ru/