Под давлением социально-экономических проблем современный мир постоянно меняется. Люди из разных сфер и профессий объединяются, чтобы вместе пережить трудные времена и создать инструменты защиты от недружелюбных обстоятельств. В таком контексте вопрос создания партнерских проектов становится крайне актуальным.
Перетягивание одеяла на свою сторону — враг партнерства
Партнерство — это прежде всего диалог. Доверительный. Откровенный. Прозрачный. В нем нет места лукавству и недосказанности. Партнерам должно быть уютно друг с другом обсуждать любые вопросы, в том числе личные, если, нерешенные, они мешают продуктивной работе.
Партнеры должны быть нацелены на взаимопомощь. Каждый из них должен знать свои сильные и слабые стороны и с готовностью принимать конструктивную критику.
Все, что вызывает дискомфорт и напряжение, должно озвучиваться и решаться до наступления конфликта. Заминание недовольства и несогласия, лицемерие и эгоизм — главные враги партнерских проектов. Поиск взаимных выгод и готовность к компромиссам — вот где должен быть фокус совладельцев бизнеса, рассчитывающих на успех.
Фундамент успешного бизнес-партнерства
Прежде чем начать совместное дело, важно обсудить цели проекта, распределение ролей и обязанностей, условия финансового участия и выхода из бизнеса, процедуру принятия ключевых решений и многие другие моменты. Чем больше времени уделить деталям, тем меньше будет проблем в будущем. Качественно проработанные условия партнерства — ключ к успешному взаимодействию владельцев бизнеса и высокому уровню продуктивности.
Конструктивная критика — еще один пазл в сложном орнаменте партнерства. Советуя или критикуя, важно быть объективным и аккуратным в высказываниях. Указывая на ошибки коллеги и подмечая его недочеты, необходимо проявлять эмпатию и дружелюбие. Критика «по делу» всегда положительно сказывается на рабочих процессах и качестве решения стратегических и оперативных задач. Самое главное, чтобы эта критика была действительно «по делу» и высказывалась без упрека, недовольства и агрессии.
Чтобы сотрудничество было продуктивным, важно четко распределить роли и обязанности партнеров. Зная сильные стороны друг друга, личную заинтересованность в решении определенных задач, а также доступность тех или иных ресурсов, довольно просто понять, кто на какой позиции и с каким функционалом будет наиболее эффективен.
Глупо рассчитывать на успешный диалог партнера-интроверта с командой, клиентами, внешними организациями. Крайне опрометчиво вменять в обязанности финансовые вопросы человеку без соответствующих знаний.
Фундаментом крепкого партнерства является высокий уровень личной ответственности. Осознавать и разделять ответственность важно не только за себя, но и за партнера. Это как брачный союз, где вы вместе и в радости и в горе. Необходимо работать в прочной сцепке друг с другом. Думать и действовать сообща. Тогда и мелкокалиберные трудности, и более масштабные проблемы ваш бизнес будет преодолевать с наименьшими потерями.
Главные ошибки партнеров по бизнесу
Основная ошибка, которую совершают предприниматели, — одинаково распределяют доли при разных вложениях сторон. В партнерском проекте важно учесть все ресурсы. Многие недостаточно опытные предприниматели ошибочно считают, что важны только финансовые вложения. На самом деле профессиональный опыт, определенные личные качества — лидерские, управленческие, коммуникативные, — а также полезные социальные связи играют огромную роль. Нередко именно этот актив определяет успех бизнеса больше, чем финансовая составляющая. Именно поэтому нужно объективно оценить, с чем каждый участник заходит в проект. И только после этого распределять доли и прибыль бизнеса.
Еще одна серьезная ошибка — замалчивать разногласия и заминать конфликты. Многие партнерства распадаются именно из-за напряженности в отношениях. Невысказанное несогласие, недовольство своей ролью, нарастающее эмоциональное напряжение — все это в конечном итоге приводит к открытому конфликту и твердому решению покинуть проект.
Дружба также может стать проблемой в развитии крепких деловых отношений. Важно помнить известную истину — нельзя смешивать рабочие и личные отношения.
В начале все может выглядеть очень радужно: доброжелательная атмосфера, понимание друг друга без слов, обоюдное закрывание глаз на рабочие «косячки» коллеги. Но со временем эти «косячки» начинают напрягать. Чувства недовольства и раздражения становятся фоновыми, а эмоциональное напряжение и психологический дискомфорт невыносимыми. Отношения, как и бизнес, начинает штормить и, если вовремя не обратить на ситуацию внимание и не разрешить противоречия, корабль партнерства налетит на рифы и разлетится на щепки.
Вот почему критически важно отделять дружбу от бизнеса, а личные отношения от деловых.
Все эти знания я получила не из умных книжек по выстраиванию партнерств и эффективных коммуникаций и не от бизнес-коучей и наставников. Это знания из личного 17-летнего опыта запусков и развития разных партнерских проектов в разных отраслях бизнеса.
А есть ли у вас опыт партнерства? Каким он был? Делитесь в комментариях!