Найти тему
крымская попутчица

Ветряки, башни, верблюды, что еще можно увидеть на картинах художников о Феодосии, путешествуя во времени

Оглавление

Человечество очаровано картинами прошлого. Они захватывали воображение и позволяли представить, как жили люди в те времена, когда

не было фотоаппаратов. Художники становились проводниками в прошлое. Они помогали увидеть историю города.

Феодосия, Ардавда, Кафа, Кефе менялось не только названия, но и облик города. В средние века генуэзцы возвели высокие башни и стены для защиты. Когда при Екатерине II, Крым вошел в состав России, защищаться было не от кого, крепость разобрали на строительство новых зданий и сооружений.

Облик города при генуэзцах

Что из себя представлял город, видно на картине феодосийского художника К.Ф. Богаевского. Гора Тепе-Оба нависает над городом. Леса на ней нет. Башни и стены окружают Феодосию.

К.Ф.Богаевский Генуэзская Крепость
К.Ф.Богаевский Генуэзская Крепость

Феодосия на картине Карло Боссоли

Живописные вид города оставил итальянский художник Карло Боссоли, путешествовавший по Крыму в 1840-1842 годах. На безлесных склонах стояли ветряки с огромными крыльями. Белоснежные дома с красной черепичной крышей, которую производили в Феодосии из местной глины.

Карло Боссоли Феодосия
Карло Боссоли Феодосия

Верблюдов нет и башня не на месте

Феодосийские верблюды на картине художника А.И. Фесслера, внука

И.К.Айвазовского. О верблюдах в Крыму читайте в статье:

"Делала "работу над ошибками" в географической диктанте и обнаружила уникальную особенность природы Крымского полуосторова 18 века"

И.А. Фесслер Феодосия 1866 год
И.А. Фесслер Феодосия 1866 год

Пустынный берег, песчаный пляж, мирно на берегу отдыхают верблюды. Железной дороги не видно. Недалеко стоит унылая башня Константина.

В наши дни на месте моря находится железнодорожный вокзал. Куда же исчезло море? Дело в том, что при строительстве порта часть акватории засыпали. Башня Константина отодвинулась от берега.

Рядом памятник революционеру И. Назукину. Это место, на котором начиная с 18 века, устанавливали памятники. Если бы все сохранились, их бы было пять.

-4

Первый памятник установлен Александру III, феодосийцы отблагодарили таким образом царя за строительство железной дороги и морского порта. У И.К. Айвазовский написал картина с изображением этого места.

Памятник Александру III И.К. Айвазовский
Памятник Александру III И.К. Айвазовский

Фигура царя впечатляет. На постаменте надпись: "Благодарная Феодосия". За памятником нет строений, поэтому видим море, порт, железнодорожный составы.

Фотографии тех лет показывают, что высота царя такая же, как башни Константина. Вокруг брусчаткой выложена площадь, которая называлась Александровской. В наши дни ее нет.

Памятник Алесандру III фото взято из интернет
Памятник Алесандру III фото взято из интернет

Во время революции памятник снесли, установили монумент "Торжество марксизма". Грозный рабочий складывает камни: "I интернационал", "II интернационал", "II интернационал", затем дважды устанавливали памятник Сталину.

Памятник "Торжество марксизма"
Памятник "Торжество марксизма"

Величественное здание в Феодосии возвышалось на горе Митридат. Было построено И.К. Айвазовским как музей древностей и усыпальница генерала П.С. Котляревского. Герой Кавказских войн поселился в Феодосии, дружил с И. К Айвазовским. Художник написал картину, где изобразил музей Древностей, Феодосийский залив.

-8

Она датируется 1890 годом и воспроизводит архитектуру города. На картине виден Невский собор, левее - Свято-Никольская военная церковь. Оба храмы разрушила революция.

-9

Не так давно на месте церкви установили знак, в память о Русском исходе.

Поклонный крест в Феодосии на месте Свято-Никольского храма
Поклонный крест в Феодосии на месте Свято-Никольского храма

Кем установлен Поклонный крест читайте в статье:

"Поклонный крест установили в Феодосии: где и почему?"

Величественный музей древностей в годы Великой Отечественной войны был разрушен, как другие дореволюционные здания.

Музей древностей на горе Митридат
Музей древностей на горе Митридат

Какой предстала Феодосия после освобождения видим картине "Возвращение" Н.С. Барсамова, директором картинной галереи, который спасал работы Айвазовского в годы оккупации города. Картина написана по возвращению.

Н.С. Барсамов "Возвращение"
Н.С. Барсамов "Возвращение"
«Изо дня в день я наблюдал родной город. В декабре выпал снег, и в белом саване город стал ещё суровее и грустнее. Выбрав свободное время, я взял довольно большой холст и начал писать довольно широкую панораму Феодосии. В мрачном колорите картины я хотел отразить горечь первой встречи с поруганным городом». Н.С. Барсамов

Изучайте историю, путешествуйте во времени, любите свою страну!