Найти тему
Про Мой Район

Едем по МЦД-2: станция «Тушинская»

Легендарный космический корабль «Буран», чья история началась в этих местах, и жилые кварталы, возникшие на месте когда-то располагавшихся здесь аэродромов. Изучаем авиационное прошлое станции «Тушинская» 👇

Схема МЦД-2
Схема МЦД-2

🎧 Некогда читать? Листайте картинки и слушайте: аудиогид доступен на Яндекс.Музыке 👇

Станция «Тушинская» названа так по городу Тушино, который в 1960-м году вместе с соседними сёлами вошел в состав Москвы. А город – по древнему селу, а село – по дородному боярину с прозвищем Туша, который владел этим местом ещё в 14-м веке.

Село постигла та же участь, что и соседние: в начале 17-го века эти территории занимал стан Лжедмитрия. Тушино горело во времена Смутного времени и сильно обезлюдело после эпидемии чумы 1654 года. При прокладке железной дороги в 1898 году здесь нашли сабли, копья, остатки кольчуг, топоры и ядра. А железнодорожная станция «Тушинская» была открыта в 1901 году.

Платформа Тушино в начале ХХ века. Фото: pastvu.com
Платформа Тушино в начале ХХ века. Фото: pastvu.com

30-е годы – начало советской истории Тушина. Возникает самолётостроительный завод (позднее он стал назывался Тушинским машиностроительным). Там выпускали фронтовые истребители «Яки» и городской транспорт. Но, конечно, звёздным часом предприятия была постройка в 80-90-х годах прошлого века орбитального корабля многоразового использования «Буран». Чтобы его можно было транспортировать, с двух до шести полос расширили улицы Фабрициуса и Лодочную.

Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил в 1988 году с космодрома Байконур. Фото: pastvu.com
Первый и единственный космический полёт «Буран» совершил в 1988 году с космодрома Байконур. Фото: pastvu.com

Ещё один гигант военно-промышленного комплекса в Тушине – Московское машиностроительное предприятие имени Чернышёва, где производились авиадвигатели. При заводах действовала «шарашка» – место, где заключённые учёные и инженеры работали на оборонный комплекс. Авиационный дизельный двигатель, который был здесь создан, вдвое превосходил по мощности все известные в то время.

Московское машиностроительное предприятие имени Чернышёва. Фото: um.mos.ru
Московское машиностроительное предприятие имени Чернышёва. Фото: um.mos.ru

Также в 30-е годы начинается строительство канала Москва-Волга. Из окна электропоезда вы можете увидеть шлюз №8 и даже понаблюдать, как он работает. Два шлюза – №7 и №8 (восьмой находится неподалеку) – помогают преодолеть достигающий 36 метров перепад в уровнях воды в Москве-реке и на Химкинском водохранилище. Строили канал заключённые Дмитровского исправительно-трудового лагеря.

Тушинский гидроузел. Фото: cruiseinform.ru
Тушинский гидроузел. Фото: cruiseinform.ru

В оформлении шлюза использована авиационная тематика. И это не случайно: когда-то рядом находился Тушинский аэродром. Большинство помнят это место по названию грандиозного рынка, где в 90-е годы можно было купить всё. Но в 30-е здесь располагался Центральный аэроклуб имени Чкалова и аэродром, где базировалась военная и спортивная авиация. В годы Великой Отечественной войны отсюда взлетали истребители и бомбардировщики, а высшее руководство страны принимало тут военные воздушные парады.

Центральный аэроклуб в Тушино, 1934 год. Фото: pastvu.com
Центральный аэроклуб в Тушино, 1934 год. Фото: pastvu.com

Но старейший аэродром, на месте которого был возведён новый жилой район, не единственный здесь. Там, где сейчас находится Аэродромная улица, раньше был ещё один воздушный порт – аэродром полярной авиации.

На аэродроме полярной авиации «Захарково», 1954 год. Фото: pastvu.com
На аэродроме полярной авиации «Захарково», 1954 год. Фото: pastvu.com
Ангар на летном поле аэродрома «Захарково», 1952-55 гг. Фото: pastvu.com
Ангар на летном поле аэродрома «Захарково», 1952-55 гг. Фото: pastvu.com

При промышленном освоении Тушина в 1939 году примерно там, где река Сходня впадает в Москву-реку, был обнаружен знаменитый «сходненский череп». Это самое раннее свидетельство проживания человека на территории Москвы. Там же были найдены кости овцебыка и мамонта. Сейчас череп хранится в Музее антропологии МГУ, а его копия – в Музее археологии Москвы.

В пятнадцати минутах ходьбы от станции «Тушинская» находится домашний стадион футбольного клуба «Спартак» – «Открытие Банк Арена». Это второй по вместимости после «Лужников» стадион в Москве – он может собрать почти 45 с половиной тысяч зрителей. Одновременно со стадионом в 2014 году была открыта станция метро «Спартак». Это одна из станций-призраков столичного метрополитена: заложенная строителями в 1975 году, она заработала почти сорок лет спустя.

Стадион футбольного клуба «Спартак» – «Открытие Банк Арена»
Стадион футбольного клуба «Спартак» – «Открытие Банк Арена»

Следующая станция 👉 МЦД-2 «Щукинская»

Понравилась экскурсия? Ставьте «лайк»!

--------------------------------------------------------------

А вот наш полный аудиогид по МЦД-2:

Также может быть интересно:

Едем по МЦД-2 | Про Мой Район | Дзен