Легендарный космический корабль «Буран», чья история началась в этих местах, и жилые кварталы, возникшие на месте когда-то располагавшихся здесь аэродромов. Изучаем авиационное прошлое станции «Тушинская» 👇
🎧 Некогда читать? Листайте картинки и слушайте: аудиогид доступен на Яндекс.Музыке 👇
Станция «Тушинская» названа так по городу Тушино, который в 1960-м году вместе с соседними сёлами вошел в состав Москвы. А город – по древнему селу, а село – по дородному боярину с прозвищем Туша, который владел этим местом ещё в 14-м веке.
Село постигла та же участь, что и соседние: в начале 17-го века эти территории занимал стан Лжедмитрия. Тушино горело во времена Смутного времени и сильно обезлюдело после эпидемии чумы 1654 года. При прокладке железной дороги в 1898 году здесь нашли сабли, копья, остатки кольчуг, топоры и ядра. А железнодорожная станция «Тушинская» была открыта в 1901 году.
30-е годы – начало советской истории Тушина. Возникает самолётостроительный завод (позднее он стал назывался Тушинским машиностроительным). Там выпускали фронтовые истребители «Яки» и городской транспорт. Но, конечно, звёздным часом предприятия была постройка в 80-90-х годах прошлого века орбитального корабля многоразового использования «Буран». Чтобы его можно было транспортировать, с двух до шести полос расширили улицы Фабрициуса и Лодочную.
Ещё один гигант военно-промышленного комплекса в Тушине – Московское машиностроительное предприятие имени Чернышёва, где производились авиадвигатели. При заводах действовала «шарашка» – место, где заключённые учёные и инженеры работали на оборонный комплекс. Авиационный дизельный двигатель, который был здесь создан, вдвое превосходил по мощности все известные в то время.
Также в 30-е годы начинается строительство канала Москва-Волга. Из окна электропоезда вы можете увидеть шлюз №8 и даже понаблюдать, как он работает. Два шлюза – №7 и №8 (восьмой находится неподалеку) – помогают преодолеть достигающий 36 метров перепад в уровнях воды в Москве-реке и на Химкинском водохранилище. Строили канал заключённые Дмитровского исправительно-трудового лагеря.
В оформлении шлюза использована авиационная тематика. И это не случайно: когда-то рядом находился Тушинский аэродром. Большинство помнят это место по названию грандиозного рынка, где в 90-е годы можно было купить всё. Но в 30-е здесь располагался Центральный аэроклуб имени Чкалова и аэродром, где базировалась военная и спортивная авиация. В годы Великой Отечественной войны отсюда взлетали истребители и бомбардировщики, а высшее руководство страны принимало тут военные воздушные парады.
Но старейший аэродром, на месте которого был возведён новый жилой район, не единственный здесь. Там, где сейчас находится Аэродромная улица, раньше был ещё один воздушный порт – аэродром полярной авиации.
При промышленном освоении Тушина в 1939 году примерно там, где река Сходня впадает в Москву-реку, был обнаружен знаменитый «сходненский череп». Это самое раннее свидетельство проживания человека на территории Москвы. Там же были найдены кости овцебыка и мамонта. Сейчас череп хранится в Музее антропологии МГУ, а его копия – в Музее археологии Москвы.
В пятнадцати минутах ходьбы от станции «Тушинская» находится домашний стадион футбольного клуба «Спартак» – «Открытие Банк Арена». Это второй по вместимости после «Лужников» стадион в Москве – он может собрать почти 45 с половиной тысяч зрителей. Одновременно со стадионом в 2014 году была открыта станция метро «Спартак». Это одна из станций-призраков столичного метрополитена: заложенная строителями в 1975 году, она заработала почти сорок лет спустя.
Следующая станция 👉 МЦД-2 «Щукинская»
Понравилась экскурсия? Ставьте «лайк»!
--------------------------------------------------------------
А вот наш полный аудиогид по МЦД-2:
Также может быть интересно: