Найти в Дзене
Аглая К.

20 лет за жизнь ребенка // Трагедия в Алматы

Акылбек Дармаханов и Самал Тохтасынова поженились в 2018 году. В июле 2019 у пары родился сын. Мальчика назвали Ханторе.

Акылбек Д. и Самал Т.
Акылбек Д. и Самал Т.

Еще после свадьбы глава молодой семьи принял решение, что жить под одной крышей с родителями они не станут, дабы избежать разногласий и конфликтов. Поэтому молодые люди снимали квартиру. Жили хорошо и дружно. Пока Самал находилась с малышом и хлопотала по дому, Акылбек работал. Свободное время, которого, к слову, у молодого отца было не так много, он старался проводить с сыном и женой. Мужчина не пил и не курил. Всё заработанное приносил домой. В общем, образцово-показательная семья. Но в один из осенних дней 2021 года жизнь Акылбека перевернулась с ног на голову и теперь уже никогда она не будет прежней...

В тот день мужчина находился в гараже и ремонтировал автомобиль, как вдруг ему позвонила супруга. Голос у Самал был встревоженным. Она сказала, что хочет уйти и подать на развод. Ее слова для мужчины прозвучали как гром среди ясного неба. Что случилось, почему? Ведь все было хорошо. Акылбек попросил супругу не торопиться с решением и сказал, что им обязательно необходимо поговорить. Он бросил работу в гараже и немедленно отправился домой. Спустя полчаса мужчина был уже на месте, однако Самал за это время успела собрать вещи и покинуть квартиру вместе с ребенком.

Ханторе
Ханторе

Уход супруги для Акылбека стал настоящим ударом, тем не менее, он очень быстро взял себя в руки и попытался сделать все возможное, чтобы вернуть любимую и сына, однако это оказалось непросто. Встречаться с ним женщина не хотела. Она бесконечно меняла съемные квартиры и номера телефонов. Видеться с сыном также запрещала.

Спустя какое-то время мужчина узнал, что Ханторе проживает у отца Самал в ауле, расположенном примерно в шестистах километрах от Алматы. Он купил гостинцев с игрушками и поехал к сыну. С ребенком увидеться удалось, однако совсем недолго: через 15 минут общения дедушка мальчика со скандалов буквально вытолкал зятя за порог.

Спустя 5 месяцев между Акылбеком и Самал состоялся официальный развод. По решению суда Хантуре должен был проживать с матерью, а с отцом видеться лишь 4 раза в год. Конечно, Акылбек с этим был не согласен. В надежде хоть как-то изменить это решение, он долго и упорно оббивал пороги органов опеки. Однако ответ был всегда один:

До 12 лет ребенок будет жить с матерью, а дальше у него будет право выбора.

Вот так в один момент по непонятной для него причине мужчина лишился любимой супруги и сына.

Летом 2023 года Акылбек узнал, что Самал с ребенком переехала обратно в Алматы и, по всей видимости, планирует здесь задержаться. Сына она оформила в детский сад, а сама устроилась преподавателем в строительно-технический колледж. Когда мужчине, наконец, удалось встретиться с сыном, он был слегка даже шокирован. Последний раз, когда он его видел практически полгода назад, это был еще малыш, а теперь, перед ним стоял взрослый смышленый мальчик, который все понимает и на каждый вопрос может дать четкий ответ.

С переездом бывшей супруги в Алматы у Акылбека появилось больше возможной для встреч с сыном, и он с удовольствием все их использовал. В какой-то момент он заметил, что ребенок уже который раз одет в одни и те же вещи: желтую футболку и шорты. Когда он спросил об этом бывшую супругу, та от ответа ушла и на эту тему разговаривать не желала. В тот момент мужчина понял, что матери до сына особо-то нет и дела. Об этом говорило так же и то, как быстро, без всяких колебаний она позволяла отцу видеться с ребенком, а порой, и сама просила провести с малышом время, хотя все предыдущие годы их общению всячески препятствовала.

В середине августа 2023 года Ханторе пожаловался отцу, что Дархан постоянно его обижает. Кто такой этот Дархан Акылбек не знал. Однако, исходя из беседы с сыном, понял, что это сожитель бывшей супруги. Последовавший после встречи с ребенком разговор с Самал ни к чему путному не привел: она все отрицала и говорила, что 4-летний мальчик мог запросто все выдумать.

Дархан Даулетов
Дархан Даулетов

26 августа по договоренности с бывшей супругой Акылбек должен был забрать сына и провести с ним время. Когда ребенок сел к отцу в машину, то заплакал. Таким мужчина никогда еще сына не видел. Раньше малыш всегда был в хорошем, бодром настроении и улыбался, а тут… В ходе беседы с ребенком отец понял, что виной всему снова Дархан.

Позже Акылбек признается, что в тот момент ему просто хотелось плюнуть на закон и уехать с ребенком куда-нибудь в другую страну, где никто и никогда их не найдет, однако отец отговорил его от этой затеи и посоветовал сначала во всем разобраться и при необходимости обратиться в соответствующие органы.

Пока дедушка присматривал за внуком, мужчина позвонил бывшей супруге и потребовал объяснить, что у них дома происходит и почему какой-то посторонний человек поднимает на Ханторе руку. Самал уверяла, что никто малыша не трогает, и он все эти небылицы придумывает из-за своей бурной фантазии. Мужчина ее словам не поверил и потребовал дать трубку тому самому Дархану, однако тот также настаивал, что ни разу и пальцем ребенка не тронул, а все рассказанное им – всего лишь детское воображение.

Понимая, что сын в беде, а мать никаких мер принимать не собирается, Акылбек в тот же день отправился в полицию. Перед этим, чтобы в последствии не оказаться голословным, он записал на свой мобильный телефон видео, в котором ребенок признается на камеру в том, что Даулетов его бьет. В РОВД мужчина показал это видео инспектору по делам несовершеннолетних, после чего написал соответствующее заявление, однако его не приняли, поскольку одну лишь запись сочли недостаточным доказательством. Тем не менее мужчина был уверен, что после этого чудовищного видео и его обращения в правоохранительные органы, этим случаем заинтересуются и виновные, если таковые на самом деле имеются, будут наказаны, однако случилось непредвиденное...

После обращения мужчины в полицию его бывшую супругу также пригласили в участок для беседы. Там женщина заверила полицейских, что ничего подобного никогда не происходило, и она бы не позволила чужому человеку обижать ее ребенка. Поскольку никаких серьезных повреждений на теле Ханторе не было, а по закону ребенок проживает с матерью, женщине позволили его забрать. Напоследок, она сказала бывшему супругу, что после случившегося сына он больше никогда не увидит. Свои слова Самал сдержала.

Ханторе
Ханторе

21 сентября Акылбек Дармаханов был на работе. Примерно в половине десятого утра ему позвонила мать и сообщила о том, что Ханторе попал в больницу. На вопросы мужчины, что конкретно с его сыном случилось, женщина точного ответа дать не смогла, лишь сказала, что по утверждению отца Самал ребенок упал с горки. Этим словам мужчина не поверил, его отцовское чутье подсказывало, что горка здесь вовсе ни при чем, и, скорее всего, вред его ребенку причинил ни кто иной, как сожитель бывшей супруги, на которого малыш неоднократно жаловался. Свои подозрения на этот счет мужчина решил озвучить в РОВД, поэтому прямиком поехал именно туда. Там его выслушали, однако всерьез не восприняли, поскольку никаких улик, подтверждающих, что ребенок пострадал именно из-за Дархана Даулетова, у мужчины не было.

Спустя какое-то время на мобильный телефон Акылбека позвонили из полиции и назвали адрес, по которому он должен был приехать. Это оказалась съемная квартира, где в последнее время проживала бывшая супруга со своим сожителем. Полицейские сообщили мужчине, что с Даулетовым побеседовали и тот свою причастность к ухудшению в состоянии здоровья Ханторе всячески отрицает, после чего продемонстрировали ту самую горку, с которой, по словам Даулетова, якобы и упал накануне маленький Хантуре. Полицейские были уверенны, что именно из-за горки малыш и пострадал, в чем усердно старались убедить и его отца, намекая ему о том, что от Дархана стоило бы отстать. Ну, живет с бывшей женой и живет, не стоит из-за ревности приписывать парню разное.

Несмотря на, казалось, ладную и правдоподобную версию случившегося в слова Даулетова, да и полицейских, мужчина верить отказывался. Позже на суде он заявит, что, даже не имея за плечами специального образования, уже тогда четко понимал, что версия с горкой самый настоящий бред. Во-первых, горка была очень маленькой для 4-летнего ребенка, невысокой, а во-вторых, ее края и низ были прорезинены, как раз на тот случай, чтобы ребенок не смог во время спуска из нее вывалиться и больно удариться во время приземления.

Мужчина не понимал, почему полицейские так вцепились в эту версию и сочли ее единственно верной и правдивой. Вероятно, никому попросту не хотелось долго копаться в этом пустяковом и бытовом, на их взгляд, деле. Но уже очень скоро врачи детской больницы номер один сделают чудовищное заключение и дело маленького Ханторе примет новые обороты.

Так будет установлено, что ребенку стало плохо не просто так. У малыша разрывы внутренних органов, возникшие в результате сильнейших ударов. Состояние мальчика стремительно ухудшалось и его экстренно пришлось оперировать. Во время операции на 15 минут у Ханторе остановилось сердце. Врачи боролись за жизнь ребенка 4 дня, но спасти малыша не удалось. 25 сентября 2023 года в 7 часов 10 минут утра Ханторе умер.

К этому времени Дархан Даулетов, который, к слову, вскоре после случившегося попытался скрыться из города, был задержан и доставлен в полицейский участок до выяснения обстоятельств. Впрочем. Учитывая ранние обращения отца мальчика в правоохранительные органы, а также признание самого Ханторе в том, что Дархан избивает его, следователям и так было все понятно. К тому же, Даулетов был последним, кто видел ребенка и контактировал с ним.

Поначалу сознаваться в преступлении 19-летний паррень не собирался, однако позже, под тяжестью собранных улик все-таки решил со следствием сотрудничать.

Дархан Даулетов дает показания в суде
Дархан Даулетов дает показания в суде

По утверждению задержанного, в тот роковой день 21 сентября 2023 года Самал опаздывала на работу, поэтому попросила его отвести ребенка в детский сад. Около 8 часов утра женщина покинула квартиру. Увидев, что мать ушла, ребенок стал плакать, что, безусловно, действовало на нервы. Кроме того, по утверждению подозреваемого, Ханторе совершенно его не слушался и отказывался одеваться. Тогда Даулетов якобы несильно и всего один, по его словам, раз толкнул мальчика в бедро. А уже в подъезде, согласно показаниям задержанного, ребенок оступился и упал с лестницы.

Но ничего серьезного, – заверял следователей Даулетов. – Ребенок вскочил и как ни в чем не бывало побежал дальше. Он был в сознании.

Слова задержанного никак не совпадали с характером тех травм, которые перед смертью получил Ханторе. От одного удара в бедро и падения с лестницы разрывов внутренних органов не будет. Было очевидно, что Даулетов врет. К тому же он и сам стал путаться в своих показаниях. Ведь вначале он уверял правоохранителей в том, что Хантуре упал во время катания с горки, а теперь уже появилась какая-то лестница. Следователям удалось также выяснить, что в школьные годы задержанный занимался единоборствами.

Воспитатель и заведующая детским садом, который погибший мальчик посещал, еще больше усилили сомнения следователей в версии случившегося, которую им рассказал задержанный. Так, воспитатель, которая в тот роковой день принимала Ханторе в группу, рассказала, что бодрым и веселым как обычно малыш в то утро не был. У него было вялое бледное личико. Когда женщина стала снимать с него одежду, то на теле заметила повреждения. На просьбу Даулетову объяснить их появление получила следующий ответ: «Упал с горки, но ничего серьезного». Ханторе молчал.

Самал Тохтасынова во время слушаний по делу не проронила ни слезинки
Самал Тохтасынова во время слушаний по делу не проронила ни слезинки

Женщина призналась на допросе, что опыта работы у нее совсем мало и в этот детский сад она устроилась буквально несколько недель назад. Даулетову она поверила и мальчика в тот день принялА, о чем вскоре сильно пожалела.

Спустя какое-то время Ханторе стал постоянно просить воды. По его состоянию было видно, что чувствует он себя неважно. Малыша на некоторое время уложили в кровать. Перед прогулкой воспитательница еще раз спросила у ребенка, откуда у него синяки и что произошло. Так, в разговоре тет-а-тет малыш признался, что на самом деле он нигде не падал и его перед походом в детский сад побил дядя Дархан. Вскоре после признания состояние ребенка сильно ухудшилось. Заведующая садом позвонила матери мальчика и попросила забрать его домой.

Как позже станет известно, ехать за ребенком, как и вызывать скорую, помощь никто не торопился. Самал сначала на такси поехала домой к любимому, а после спустя значительное время они вместе на такси приехали к детскому саду. Состояние мальчика к этому времени было уже очень плохим, но и тогда скорую помощь никто не вызвал. Также на такси они возили Ханторе по больницам. Драгоценное время было упущено.

Позже на суде отец погибшего ребенка обвинит детский сад в том, что приняли малыша в плохом здравии; что не задержали Дархана в тот день и не вызвали на него полицию. В конце концов, что не оказали его сыну экстренную помощь и не вызвали скорую. В свое оправдание воспитательница скажет, что работает недолго и даже не знала, что Дархан Даулетов – совершенно посторонний ребенку человек. А по поводу скорой помощи никаких комментариев руководство детского сада давать не стало.

26 сентября 2023 года маленького Ханторе похоронили. Мать даже не появилась на его похоронах.

Мать Ханторе на его похоронах не присутствовала
Мать Ханторе на его похоронах не присутствовала

Судебные заседания по этому громкому делу проходили в несколько этапов. Несмотря на то, что во время следственных мероприятий задержанный сам признался, что бил мальчика в тот роковой день, на суде это он всячески отрицал и сказал, что эти показания давал под давлением. Тем не менее, проверка показала, что все происходило в рамках закона.

Мать Ханторе суд и вовсе признал потерпевшей стороной, с чем адвокат Акылбека категорически был не согласен и даже заявил об отводе судьи Бахытхана Бакирбаева. По мнению адвоката Самал Тохтасынова видела, как ее сожитель издевается над Ханторе, однако никаких действий не предпринимала, а значит должна понести наказание как минимум за укрывательство особо тяжкого преступления. Ходатайство адвоката было рассмотрено, однако никаких нарушений со стороны Бакирбаева другим судьей замечено не было, в связи с чем, он продолжил рассмотрение дела. К слову, на суде Самал выглядела довольно спокойной, за весь судебный процесс она не проронила ни слезинки, а когда дошла очередь для дачи показаний с ее стороны – и вовсе покинула зал суда.

Во время одного из судебных заседаний стали известны и подробности знакомства Самал Тохтасыновой с убийцей. Так было установлено, что 25-летняя женщина работала преподавателем в колледже, в котором 19-летний Даулетов учился. Тот влюбился в нее, стал ухаживать и уже довольно скоро они начали встречаться как парень с девушкой.

После окончания колледжа родители молодого человека сообщили ему, что против этих отношений из-за его с Самал разницей в возрасте, после чего попросили сына разорвать их и взяться за голову, однако тот никого слушать не хотел. В тот же день Даулетов собрал свои вещи и переехал к любимой на съемную квартиру. К концу лета 2023 года в мечети они провели мусульманский обряд бракосочетания. В ближайших планах было также зарегистрировать отношения официально, однако сделать этого они не успели, поскольку спустя три месяца сожительства сын женщины погиб, а Даулетов стал главным подозреваемым по этому делу.

Отец Ханторе дает показания в суде
Отец Ханторе дает показания в суде

Когда на последнем заседании судья спросил у обвиняемого, понятна ли ему инкриминируемая статья (статья 99 часть 3 уголовного кодекса РК – убийство малолетнего), тот ответил, что понятна, но при этом заявил, что не согласен с ней и свою вину в содеянном признает лишь частично. Ведь умышленно, по его словам, причинять ребенку вред он не хотел. Да и какой там вред: так, пару раз ударил в бедро.

В последнем слове подсудимый просил у судьи мягкого наказания. Он утверждал, что был с Ханторе в хороших отношениях, замечательно ладил с ним, ведь у самого есть младший брат такого же, как погибший ребенок возраста. Даулетов в своем монологе делал акцент на то, что он еще молод и что из случившегося извлек урок, который в будущем позволит не повторить ему тех же ошибок.

Впрочем, ближайшее будущее преступник проведет за решеткой. Суд приговорил Дархана Даулетова к 20 годам тюремного заключения в колонии общего режима. Кроме того, по решению суда, обвиняемый должен выплатить отцу погибшего ребенка компенсацию за моральный ущерб в размере 10 млн. тенге.

Приговором Акылбек Дармаханов остался недоволен. Мужчина уверен, что не один Даулетов должен понести наказание за содеянное. Его жена, по мнению мужчины, должна быть наказана как соучастница. Заведующая и воспитатель детского сада, на его взгляд, виноваты не меньше. Ведь даже не удосужились вызвать для его сына скорую помощь, хотя, должны были, это их обязанности. Полиция, по мнению мужчины, также виновата в смерти Ханторе. Ее сотрудников Акылбек винит в некомпетентности. Он уверен, что если бы они тогда всерьез отнеслись к его словам и не отдали бы малыша нерадивой матери, то ребенок остался бы жив.

В таких историях как всегда очень много этих «если бы». Но как бы там ни было, как бы ни были наказаны преступники, погибшего по их вине человека это уже не вернет, как и не вернет его родным и близким ту частички души, которая ушла вместе с ним и уже никогда не вернется обратно…