Сегодня 1 сентября - День знаний, тот самый праздник, который ждёт каждый дошкольник и тот самый день, наступление которого обычно хотят оттянуть ученики среднего звена за начало очередного учебного года со всеми его домашками и контрольными. Изучая множество предметов и выполняя из года в год различные задания, которые, на первый взгляд, вообще не соотносятся с жизнью за пределами школы, кажется, что всё это лишнее/ненужное и давно устаревшее. И правда, далеко не каждый из нас пользуется уравнениями на работе, что уж говорить про реальную жизнь, да и отличные оценки по истории за знание дат всех восстаний в мире не дают никаких гарантий на успех в нём даже после 11 лет обучения. Так ли бесполезны все эти знания и умения решать те же самые уравнения, и чему на самом деле нас учат в школе? Давайте разбираться...
Начать можно с того, что школа - это социальная среда, целью которой является развитие полноценной личности, готовой войти во взрослую жизнь. Главная задача современного учителя - научить школьников самостоятельно добывать знания, формировать потребность в повышении своего теоретического и практического уровня, того самого чувства, когда понимаешь, что уже что-то знаешь и умеешь, но при это осознаёшь, что это далеко не предел, и пытаешься к нему приблизиться.
Сейчас многие ставят под сомнение большинство дисциплин, но школа вместе с учителями учит не столько самим предметам, сколько тому, чему учат эти самые предметы, на что они направлены и что развивают (иногда, конечно, может показаться, что некоторые учителя этого сами не понимают, так как не могут дать ответ на этот вопрос). Я не считала школьные предметы бесполезными, но часто задумывалась о том, зачем лично мне учить, например, физику, если я её не буду сдавать, она мне не пригодится. Но давайте разбираться...
Не буду расписывать прям каждый предмет, а просто разделю на профили и объясню:
Начну с любимого гуманитарного профиля (русский и иностранный языки, литература, история). Русский и иностранный - развивают коммуникативные навыки, умение владеть словом, так как это основное средство общения, стремление познавать через него мир и давать о себе знать в нём. На одном из занятий было сказано, что литература - учебник жизни, так вот история конечно же тоже: передают весь человеческий опыт взаимодействий в разное время и в разных условиях.
Естественно-научные дисциплины (химия, физика, биология, обж) дают понимание о том, что мы мы живём в материальном мире, учат безопасному существованию в нём, в большей степени формируют научное мировоззрение.
Технологические или точные (всё, что связано с математикой и информатикой) учат последовательности, логичности, доказательности, в целом мы живём в мире цифр, чисел и информации, поэтому дружить с ними хоть как-то просто необходимо + все мы итак живём по определённым алгоритмам, а тут хоть можно его и самому задать какому-нибудь роботу в клеточке, вот, кстати, и навыки управления)
Социально-экономические (обществознание, география, экономика) в прямом смысле учат жить в этом мире, определяют наше место в нём, учат вступать в отношения с пониманием выгоды и рисков для все сторон, начиная с межличностных отношений, заканчивая отношениями между государствами.
Трудовое обучение (технология, индивидуальные проекты) вырабатывают отношение к труду (удивительно, да?))), ставят цели, анализируют возможности, решают проблемы и в прямом и переносном смысле пожинают то, что посеяли.
Физическая культура укрепляет здоровье, развивает не только физические способности, но и такие качества, как целеустремлённость, преодоление себя, умение работать в команде, пунктуальность (ну это я уже от своего университета добавила, не сдержалась).
Дисциплины, связанные с искусством (ИЗО, музыка, МХК), развивают чувственное восприятие мира, воображение, дают понимание о взаимосвязи искусства с общественными явлениями. Например, обличением чего было то или иное произведение, за что на самом деле отправили в ссылку того или иного деятеля искусства, причём здесь вообще какая-то там политика)
Вывод из всего этого очевиден, по крайней мере для меня: школа готовит к жизни, передавая все накопленные знания о мире, которые уже успели проверить, и это не может быть бесполезно. Что-то действительно устаревает, новое не всегда успевает внедриться, с этим нельзя не согласиться, но без этой базы просто невозможно. На мой взгляд, не принимать опыт, который необходим для жизни и даётся пока бесплатно - большое упущение, да и ступень эта должна быть в любом случае пройдена, тут может встать вопрос о времени её прохождения, но это уже немного другая тема)