Найти в Дзене

Первый класс и проблемы с речью: что делать?

Оглавление

В вашей семье первоклассник! Родители, бабушки и дедушки с гордостью смотрят на повзрослевшего за лето, стоящего на своей первой школьной линейке, ребёнка! Началась новая веха не только в его жизни, но и в жизни всей семьи. Взрослые считают, что полностью подготовили свое дитя к учёбе, ведь канцтовары закуплены, новая с иголочки форма есть, школьный рюкзак забит до отказа, сменка и спортивная форма укомплектованы. Ребёнок знает и даже старательно выводит на бумаге буквы, почти умеет читать, владеет счётом. Азы подготовки к школе пройдены и впереди только радужные перспективы школьного обучения.

Фото: mgpu.ru
Фото: mgpu.ru

Что их может омрачить?

К сожалению, есть проблемы, из-за которых ребёнок может «забуксовать» ещё в начале своего школьного обучения. И одна из таких проблем – речевые нарушения. Чаще всего эти недостатки речи не ярко выражены (иначе ведь они обратили бы на себя внимание взрослых ещё в дошкольном возрасте!) и могут быть обнаружены опытным учителем и/или школьным логопедом у ребёнка в процессе адаптационного периода в первом классе.

В чём такие речевые проблемы выражаются и что делать? Рассказывает Наталья Юрьевна Григоренко, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ, логопед, специальный психолог.

Чаще всего у ребёнка обнаруживаются нарушения произношения сложных по артикуляции звуков речи (звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Л’, Р и Р’). Эти звуки в норме формируются у детей к старшему дошкольному возрасту. К сожалению, в этом случае есть и скрытые речевые недостатки: ребёнок может не только нечётко произносить эти звуки, но и неправильно их воспринимать (например, не различать на слух звуки С-Ш, З-Ж, путать парные звуки: твёрдые и мягкие (например, Р и Р’), звонкие и глухие (например, С-З, Ш-Ж). В отдельных случаях первоклассник имеет даже правильное звукопроизношение, а проблемы выявляются на уровне звуковосприятия и только в ходе специального логопедического обследования.

У первоклассника могут в речи проявляться отдельные нарушения грамматического оформления слов (например, «в классе много стулов /карандашов/», «собачкин /лисин, заячин/ хвост» и т.п.). Отмечается недостаточный словарный запас: ребёнок не может подобрать слова для описания пережитого им события, при рассказе о чём-то важном не может назвать некоторые предметы, действия, качества, хотя в его пассивном словаре эти слова могут быть (то есть ребенок их понимает и, например, может показать на картинке).

Немало детей, к сожалению, не умеют подробно и логично рассказывать, рассуждать о чем-либо или пересказывать услышанный текст (то есть чётко и связно излагать свои мысли).

Почему о проблеме не узнали раньше?

Причин много и они разнообразны. Например, ребёнок не посещал дошкольную организацию и находился на домашнем воспитании, а родители не обращали внимания на незначительные недостатки речи: либо надеялись, что всё само собой исправится, либо что ребёнок это перерастет. Иногда родители могут не замечать этих нарушений у своего малыша, так как такие же нарушения есть в речи у них самих.

Но даже дошкольное воспитание в системе детского сада может не уберечь ребёнка от речевых нарушений: взрослые не заметили, не обратили внимания. А в некоторых случаях дети могли посещать занятия логопеда в дошкольном возрасте при явном недоразвитии речи или при выраженном произносительном расстройстве (например, при дизартрии – нарушении звукопроизношения, голоса, речевого дыхания, темпа, ритма, мелодики и интонации речи, обусловленного поражением центральной нервной системы), но не все речевые проблемы к первому классу удалось устранить и у первоклассника наблюдаются остаточные явления речеязыковой недостаточности.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Последствия недостатков устной речи для первоклассника

К сожалению, качество развития устной речи влияет на возможности усвоения ребёнком письменной речи. Часто наблюдается такое явление – «как говорим, так и пишем»! Например, ребёнок может правильно произносить твёрдый звук Р, а мягкий звук Р’ говорить не научился, и на уровне звукового (фонематического) слуха разницу между Р и Р’ он не чувствует. И когда пишет слово «якорь», про «ь» вообще забывает (для ребёнка он в этом слове на письме не существует). Особенно ярко такие нарушения проявляются в первых диктантах и изложениях. Эти недостатки очень специфичны и свидетельствуют не о незнании орфографических правил или невнимательности ребёнка, а о проблемах его устной речи!

Что делать?

  1. Не впадать в панику, а обратиться к специалисту (логопеду), которого можно найти в самой школе или в другой образовательной организации, осуществляющей психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих проблемы в развитии (все зависит от населённого пункта). Обязательно серьёзно отнестись как к логопедическому обследованию речи своего ребёнка, так и к проведению логопедических занятий и выполнению домашних заданий логопеда.
  2. Не перегружать ребёнка большим количеством речевых упражнений, самостоятельно подобранных вами (без рекомендаций специалиста). От того, что ваш первоклассник будет много раз повторять чистоговорки с проблемным звуком, неправильное произношение только закрепится в его речи. А если заставлять ребёнка пересказывать большие тексты (сказки, рассказы) без специальной подготовки (выделения сюжетной линии, главных героев, определения плана и т.п.), эффект будет нулевым, а интерес ребёнка к таким неуспешным занятиям быстро испарится, они будут восприниматься как наказание.
  3. Акцентировать внимание ребёнка на развитии контроля за своей речью. Он должен знать свои частые ошибки, стараться их не повторять, исправлять себя, если всё же допустил неправильное высказывание или написание. Особенно уделить внимание проверке того, что написал. Вы можете тактично, доброжелательно поправлять ребёнка при допущении им таких ошибок, но только наедине! Не делайте замечаний прилюдно, это может обижать ребёнка, негативно влиять на формирование у него самооценки, провоцировать образование психологических комплексов.
  4. Поговорить с учителем о речевых проблемах своего первоклассника и перспективах выхода из этой ситуации. Учителя следует попросить о проявлении тактичности в отношении ребёнка (не игнорировать его речевые ошибки, но и не делать замечаний в присутствии одноклассников; не считать его ошибки проявлением невнимательности или лени; не делать субъективных выводов об интеллектуальных способностях ребёнка; справедливо хвалить за его речевые достижения).

И самое важное, помнить, что именно близкие родственники — главные помощники в преодолении любых трудностей! Укрепите в ребёнке уверенность в том, что вместе с вами ему всё по плечу и никакие трудности не страшны!

Напоминаем: самостоятельно определить трудности с речью к 6-7-летних детей поможет бесплатный онлайн-ресурс «Rechka».

Н.Ю. Григоренко, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ, логопед, специальный психолог. Фото: mgpu.ru
Н.Ю. Григоренко, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ, логопед, специальный психолог. Фото: mgpu.ru