Рассказывают, что купцы Демидовы – знаменитые уральские благотворители, промышленники, горнодобытчики и оружейники – в девятнадцатом веке начали все больше отдаляться от дел и даже приобрели себе аристократический титул итальянских князей Сан-Донато.
А в 1873 году и в России одна из ветвей рода сделалась княжеской, когда один из Демидовых женился на светлейшей княжне Екатерине Петровне Лопухиной.
Но сегодняшний мой архитектурный герой, расположенный практически бок о бок с Третьяковской галереей, появился намного раньше тех событий. Он был построен в 1770-х годах для титулярного советника Аммоса Прокофьевича Демидова – правнука Никиты Демидовича Антуфьева (более известного как Никита Демидов), родоначальника фамилии и…
…Основателя горнозаводской промышленности Урала и Сибири
Впрочем, уже тогда Демидовы знались с «особами приближенными». К примеру, супруга Аммоса Прокофьевича Анна Никифоровна происходила из древнего княжеского рода и была дочерью Никифора Кондратьевича Вяземского, учителя царевича Алексея Петровича.
Демидовы приобрели землю под семейное гнездо в 1772-м и вскоре приступили к строительству. Согласно документам, в 1777 году усадьба в стиле классицизма – главный дом и два пока еще одноэтажных флигеля – была готова.
А узорную, будто кружевную чугунную ограду с воротами, созданную еще ранее, Демидовы перенесли сюда из усадьбы на Гороховом Поле. Ее отлили на Демидовском заводе в Нижнем Тагиле по эскизам Федора Семеновича Аргунова – крепостного художника графа Петра Борисовича Шереметева – того самого мастера, который принимал деятельное участие в строительстве усадьбы Шереметевых Кусково (3 фото).
Но вот с усадьбой Демидовых в Большом Толмачевском переулке много неизвестного. К примеру, долгое время считалось, что её автор – знаменитый русский архитектор Матвей Федорович Казаков, но документально это не подтверждается, хотя, вполне возможно, что великий зодчий каким-то образом и приложил руку к строительству или создателем проекта усадьбы стал кто-то из его учеников.
Правда, первоначально главный дом выглядел несколько скромнее и был меньших размеров. Пока еще не было портика-колоннады и фронтона, но имелись небольшой аттик и балкон над центральным парадным входом. Цокольный этаж был рустован, каковым остался до наших дней.
Демидовы владели усадьбой до 1806 года, после чего овдовевшая Анна Никифоровна продала имение генеральше Елизавете Ивановне Загряжской, жене дворцового конезаводчика, генерал-майора Петра Ивановича Загряжского.
В огне 1812 года усадьба прогорела почти до основания, остались лишь стены.
И тут опять же различные источники утверждают разное. Одни говорят, что Загряжская не стала возрождать имение и спустя полтора десятка лет продала его, оставив ремонт на откуп новым владельцам. Другие – что уже в 1814 году главный усадебный дом получил свой сегодняшний облик. Впрочем, вероятнее всего второе.
Но, так или иначе…
…Восстановленный главный дом приобрел вид гораздо более торжественный, чем имел до пожара
Первый этаж со стороны парадного входа обзавелся рустованной аркатурой, над которым вырос шестиколонный коринфский портик с открытой площадкой позади него и треугольным фронтоном (6 фото).
Тогда же на фасаде появились лепные барельефы – пять медальонов позади портика, два античного стиля панно в виде фриза между вторым и третьим этажами и в оформлении окон по краям фасада (7 фото).
А в середине девятнадцатого века и оба флигеля подросли, став двухэтажными.
После Загряжской усадьбой около десяти лет владел московский купец Илья Михайлович Козлинин, а в 1860-х годах…
…Имение досталось Марии Федоровне Соллогуб
Мария Федоровна – супруга дипломата Льва Александровича Соллогуба – открыла здесь литературно-политический салон, который действовал до 1882 года.
(5 фото)
В салоне том бывало множество великих людей – личный почетный гражданин, историк, социолог и публицист Константин Дмитриевич Кавелин, Павел Михайлович Третьяков, Иван Сергеевич Аксаков и Иван Сергеевич Тургенев, богослов и славянофил Юрий Федорович Самарин, религиозный мыслитель и публицист Владимир Сергеевич Соловьев, философ и литератор, профессор Московского университета князь Сергей Николаевич Трубецкой…
Встречи в салоне всегда проходили ярко, под интеллигентные разговоры и с юмором, иногда с шумными дискуссиями. При этом никто не ощущал себя осмеянным или ущемленным в праве высказаться – как сторонники западной культуры, так и славянофилы.
(7 фото)
В 1882 году Мария Федоровна продала усадьбу Московскому учебному округу, и в ней открылась Шестая мужская гимназия. К слову сказать, выпускниками этой усадьбы сделались прозаик и публицист, литературный и театральный критик Александр Валентинович Амфитеатров, литературовед и критик Корнелий Люцианович Зелинский, кинорежиссер, сценарист и актер Всеволод Илларионович Пудовкин.
Гимназия существовала в усадьбе до 1915 года, после чего в ней разместился госпиталь для душевнобольных воинов. После революции госпиталь закрыли, и здесь была школа, после нее детский сад и детский дом.
(6 фото)
А после всего этого здесь открылась Центральная библиотека по народному образованию, позднее преобразованная в Научно-педагогическую библиотеку имени Ушинского, каковой она и является до сего дня.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!