Найти тему

Никогда не поздно иметь счастливое детство. Или о том, как взять на себя ответственность за свою жизнь.

Для работы с людьми мне регулярно приходится придумывать разные метафоры и модели. Это самый быстрый способ объяснить что-то, о чем человек, возможно, задумывался.

Например, попробуйте объяснить - какая папайя на вкус. Или дуриан. Или мангостин. Просто? Нет, но можно разными образами/вкусами/запахами/ассоциациями описывать – на что похоже. Так же и в психологии.

Несколько моделей/метафор у меня самые часто используемые (минимум один раз каждому клиенту рассказываю). Сегодня поделюсь топовой метафорой, про фазы детства. Она не объясняет любую ситуацию, она дает хоть какую-то базу, чтобы было от чего отталкиваться и исследовать «матерьяльчик» конкретного человека дальше.

Итак, поехали.

Я считаю, что у нас есть 2 фазы детства: биологическая и психологическая. Наверное, если подумать, можно еще наскрести, но пока хватает этих двух.

В биологическую фазу мы выращиваем свое тело. Чтобы выросли руки, ноги, зубы, мышцы, железы и т.д. – нужно давать телу строительный материал (питание), обувать, одевать, лечить, следить за режимом бодрствования и активности. Так вот, я утверждаю, что за реееедким исключением, почти любые родители с этим справились! Причем на 5+++!

Слева - моя любимая мама. И она справилась.
Слева - моя любимая мама. И она справилась.

Если ребенок выжил, вырос, может за собой ухаживать, может приготовить себе еду и навести дома порядок – значит его кормили, поили, обували, одевали, лечили, учили.

Микро-практика для того, чтобы вчувствоваться:

Закройте глаза, расслабьте плечи, челюсти и живот, сделайте глубокий вдох носом и длинный протяжный выдох ртом. А теперь скажите себе – «мои мама/папа с этим справились, они молодцы!». Как ощущения?

Кому-то практика зайдет (эмоциональная фиксация не жесткая и откровенного «треша» в детстве не было), а кому-то вообще нет («как это она справилась?! Она же…»).

Итак, почему же так много претензий к родителям-то?

Потому что есть еще и вторая фаза – психологическая. Здесь задача – вырастить себе личность. Чтобы ее вырастить тоже нужны «строительные материалы» – нужны тепло, любовь, забота, принятие, защита, интерес, внимание, конструктивная обратная связь, уважение, признание и прочее. И вот с этим бывают сложности.

В силу как объективных, так и субъективных причин.

К объективным отнесу то, что, вообще-то, сам родитель тоже живой, не робот, может устать, может хотеть пожить для себя. Ребенок, в силу своей детской эгоцентричности, считает себя центром вселенной родителя и требует-требует-требует. Причем первое время, время младенчества – это оправданно, потому что без ухода родителя малыш не выживет. А вот чем старше он становится – тем должен становиться автономнее и самостоятельнее, но не всегда получается. Эмоциональные фиксации бывают прям жесткие.

К субъективным причинам проблем в эту фазу детства отнесу то, что родитель может просто не уметь говорить искренне, обниматься, объяснять что-то. В силу, например, того, что ему самому этого не дали родители.

Вроде бы ВОВ закончилась аж 79 лет назад, но это всего лишь 3 поколения. Т.е. еще наши бабушки могли сталкиваться с тяготами и последствия Великой Отечественной, искать способы выжить, прокормить и «поднять» своих детей, наших родителей, зачастую отказываясь от своих интересов и даже потребностей.

Поэтому мне в целом нормально, что родители не имеют развитого эмоционального интеллекта, или не знают, как говорить с детьми о важном. Им их родители этого не передали (была важность в том, чтобы просто выжить, не до EQ), а в школах-вузах этому тоже не учат.

Круто, если биологическая и психологическая фазы проживаются одновременно – это очень эффективно и экономно по времени. Но бывает не так, чтобы часто.

Однако, у меня есть хорошая новость. Никогда не поздно иметь счастливое детство – это правда так.

Если человек выжил, вырос, дорос до 18 лет – он может дать себе все психологическое САМ!

Это не всегда просто. Даже больше – зачастую это ой как сложно, но можно.

Можно отстать от родителей и перестать их обвинять во всех своих бедах, можно взять ответственность за свою жизнь в свои руки.

Тема ответственности – одна из моих любимых, мы обязательно об этом поговорим в других статьях!

Самое сложное тут – это осознать, «а какие мои детские психологические потребности фрустрированы/не удовлетворены»?

Вот просто так это вряд ли кому удается понять, ну не прилагается нам к паспорту гражданина страны инструкция по эксплуатации личности.

Но опосредованно можно, признаки детских травм у взрослых:

  1. Обидчивость,
  2. Неуверенность,
  3. Сравнение с другими,
  4. Страхи (аэрофобия, страх вождения, страх ошибки, страх успеха или провала, страх проявиться и т.д.),
  5. Раздражительность и гневливость,
  6. Позиция жертвы (все вокруг виноваты, но не я),
  7. Игра в «спасателя»,
  8. Отсутствие собственных целей, мотивации и дисциплины,
  9. Психосоматические заболевания (особенно «несуществующие», вроде вегето-сосудистой дистонии) и т.д.

Список может быть если не бесконечным, то очень длинным.

Счастье каждый день. Не тотально, 24/7, но - каждый день.
Счастье каждый день. Не тотально, 24/7, но - каждый день.

Встретиться со своим внутренним ребенком – довольно просто. Я люблю для этого использовать техники из Эмоционально-Образной терапии. Мне они кажутся бережными, экологичными, теплыми и душевными. Вообще нежно люблю ЭОТ! Буду много писать об этом методе.

А в моем телеграм-канале можно найти медитацию «внутренний ребенок и внутренний родитель», ссылка тут. Берите и пользуйтесь.