О выставке в музее-заповеднике «Коломенское»
Текст: Галина Мумрикова
Во Дворце царя Алексея Михайловича проходит выставка – результат коллаборации музея-заповедника «Коломенское» и Музея русского и европейского изобразительного искусства.
На выставке можно посмотреть 60 памятников XVII-XX вв., иллюстрирующих жизнь двух святых, каждый из которых был учителем своего времени – Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Многие произведения показываются впервые.
Так, впервые экспонируется книга «Жития святых Российской церкви». Она пожертвована в Петропавловский скит Николо-Угрешского монастыря игуменом Антонием (Бочковым) 1 апреля 1872 года.
Впервые представлена икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию Радонежскому». Она была подарена императору Петру III, внуку Петра I, который занимал престол около полугода. На иконе изображены апостолы Петр и Павел, великомученица Екатерина – небесные покровители императора Петра III и наследника престола Павла Петровича, императрицы Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II), а также святые, чья память приходится на дни рождения высокопоставленных особ – св. Харлампий Магнезийский, св.Ианнуарий, св.Евстафий. Апостол Андрей Первозванный почитался покровителем царской династии в России. Возможно, поэтому его образ помещен на иконе в правом нижнем картуше.
Книга из Николо-Угрешского нонастыря – «Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы Сторожевского» написана одним из учеников св.Сергия Радонежского Епифанием Премудрым, который составил житие на основании документальных данных, собственных воспоминаний и рассказов очевидцев. Житие – основной источник биографических сведений о Сергии Радонежском. Первоначальный текст жития не сохранился.
Имя Преподобного Сергия Радонежского известна практически каждому русскому человеку: ведь все знают о маленькой обители, которая со временем стала практически центром русского православия – Троице-Сергиевой лавре. Именно от Сергия Радонежского Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву. Монастыри в Москве, в Звенигороде, на Сиверском озере – это всё тоже дело рук Сергия Радонежского и его учеников.
Миссионер Стефан Пермский в 1379 году сам ушел из столицы на восток, на земли зырян, территории нынешней республики Коми. Помимо того, что он был проповедником, он еще и составил свою азбуку, называвшуюся «анбур», в основе которой были славянские и греческие буквы, а также зарубки на дереве – ими пользовались местные жители. Так сложился особый пермский язык, на который Стефан Пермский переводил книги и тексты Священного писания.
Свою азбуку Стефан Пермский начал составлять, видимо, в Ростове, где он начал служить Богу и потом направился на русский Север, остановившись у слияния Вычегды и Выми, основав город Усть-Вымь. В 1383 году эти земли стали Пермской епархией, а первым епископом был Стефан. В 1396 году его вызвали в Москву, но там он заболел и умер. Похоронили его в соборе Спасо-Преображенского монастыря в Кремле.
В XVII веке азбукой анбур уже практически не пользовались. Она стала тайнописью. Когда надо было оставить секретное послание, зашифровать текст, то использовали именно пермскую азбуку. Ученые выявили в некоторых рукописях XV-XVI веков записи, сделанные с помощью букв азбуки Стефана Пермского. Авторы писали по-русски, а на пермской азбуке зашифровывали некие секретные послания, которые оставляли, как правило, на полях.
Куратор проекта искусствовед Жанна Белик сказала: «Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. Он был первым подвижником, кто определил движение русской цивилизации на восток. В целом, деятельность русского монашества в конце XIV — начале XV века была важным фактором развития русских княжеств, способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига».
Итак, два учителя, два человека, два святых. Они жили в одно время. Они не встречались лично, но зимой 1390 года случилось чудо. Когда Стефан возвращался из Зырянского края в Москву, он не смог навестить Сергия Радонежского в Троицком монастыре, а просто остановился и сказал: «Мир тебе, духовный брате!». Сергий в тот момент был в трапезной. Он вдруг встал из-за стола, поклонился и произнес следующее: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». На том месте сейчас стоит деревня Рязанцы и крест. Потом было видение Святой Троицы Анастасии, первой жене Ивана Грозного, в 1612 году здесь молились Минин и Пожарский.
Чем они, два учителя, интересны сейчас нам, современникам, заглядывающим в анналы истории? Мы прикасаемся к древностям, стараясь постичь ход времени и в поисках духовности всё чаще и чаще обращаемся к русским иконам, с которых смотрят на нас светлые лики святых и подвижников, смотрит сама история со всеми ее фактами и легендами.
По материалам пресс-службы музея-заповедника «Коломенское»
Выставка открыта до 19 января 2025 года и организована при поддержке Фонда социально-культурных инициатив и Фонда Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ковашах.
Адрес: музей-заповедник Коломенское, Дворец царя Алексея Михайловича, Малый выставочный зал, вход 5, пр. Андропова, д.39, стр.69.
#выставки#искусство#древнерусское искусство#музей-заповедник Коломенское#Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский