Намедни досмотрели финал "Обреченных на славу" и с облегчением выдохнули: Одолели! Жена пыталась закончить просмотр на первой серии, но я настоял, и мы дошли до конца, увидев задел на следующий сезон. Авторы явно рассчитывают на успех.
Кто-то спросит: Что вам могло не понравиться? Римская империя! Гонки на колесницах! Гладиаторские бои! Интриги, заговоры, убийства, разврат! Высокий бюджет! Постановщик первых трех и последних двух серий - "мастер-блокбастер" Роланд Эммерих, режиссер зрелищных хитов "День независимости", "Годзилла", "Послезавтра", "2012". Художническая репутация Эммериха, мягко говоря, прихрамывает, ждать эстетического прорыва и нового слова в искусстве не приходится, но уж бодрое динамичное зрелище Эммерих точно гарантирует! Так ведь? На мой взгляд, не совсем.
Эммериха ругали за глупость, неправдоподобность, поверхностность, клишированные сюжеты и плоских, стереотипных героев. Но никогда за скуку. Эммерих всегда сводил к минимуму всякие экспозиции, представления персонажей, психологию и болтовню. Скорее закончить с драматургическими формальностями - и начать действие, где все рушится, горит, взрывается, а герои едва успевают спастись от километрового цунами. При просмотре "Обреченных..." возникает ощущение, что Эммерих решил кардинально поменять почерк и вместо безбашенного ритма представить публике "нового Эммериха" с неторопливым повествованием, долгими разговорами и немногочисленными короткими action-сценами.
Я понимаю, что преимущество сериального формата в том, что можно больше времени уделить раскрытию характеров, подробнее рассказать историю, детализировать материальную среду, но... давайте честно - "подробно" не должно быть синонимом "скучно". Сценарий "Обреченных...", на мой взгляд, откровенно затянут. Если бы вместо десяти серий авторы сняли, скажем, семь или восемь, сериал только выиграл бы.
Начнем с того, что в "Обреченных..." слишком много героев. Тут античный букмекер Тенакс, поднявшийся к богатству из низов, жулик, негодяй и убийца, однако не лишенный неких благородных порывов. Тут дряхлеющий император Веспасиан и его сыновья Тит и Домициан с неизбежным соперничеством за трон. Их любовницы и любовники. Наездники в гонках на колесницах во главе с беспринципным алчным Скорпом. Три брата-андалузца, приехавших в Рим продать породистых лошадей и стать частью "цирка". Чернокожие сестры и брат из Иудеи, которых римляне насильно угоняют в Рим, девушек продают в рабство, а юношу отдают в гладиаторы. Их волевая мать, следующая за детьми в Рим с целью вернуть им свободу. Коварный сенатор Марсус, рвущийся к власти, и его развратная жена с преступными наклонностями. И много-много кого еще.
Кто-то скажет: И что такого? Во многих фильмах и сериалах большое количество персонажей, и это не мешает им быть шедеврами. Согласен. Но не в случае "Обреченных..". Попробую объяснить.
Во-первых, чисто драматургически непонятно, кто главный герой сериала. Или хотя бы - главные герои. Сейчас привычно поворчу по поводу перевода. Оригинальное название - Those About to Die, "Идущие на смерть". Это часть обращения гладиаторов к императору - Those about to die, salute you, "Идущие на смерть приветствуют тебя". Никакие не "обреченные на славу". Само название обозначает гладиаторов как основных персонажей, но... снова "но". Сцены с гладиаторами по хронометражу не главенствуют в сериале. Ничуть не меньше, а то и больше времени отдано другим сюжетным линиям.
Одна из основ драматургии - наличие протагониста, героя, с которым зритель идентифицирует себя, за которого переживает и победу которому желает. В "Обреченных..." такого нет. Известно, что роман, по которому снят сериал, создан под влиянием знаменитого фильма Ридли Скотта "Гладиатор". Так вот, в "Гладиаторе", несмотря на обилие действующих лиц, не возникает сомнений в том, кто является главным героем и какова иерархия персонажей в сюжете. В "Обреченных..." имеет место толпа актеров, которые равноправно сосуществуют на экране. В жизни это реально, в кино - неграмотно.
Во-вторых, до поры до времени разные сюжетные линии развиваются параллельно, почти не пересекаясь или пересекаясь формально. Когда действие фокусируется на одних персонажах, другие попросту выпадают из сюжета. Так гладиаторы, которые вроде бы должны быть главными героями, "идущими на смерть" или, извините, "обреченными на славу", могут пропасть с экрана, потому что вдруг, к примеру, появляется новый персонаж из темного прошлого Тенакса, и без особого влияния на основные события эта побочная линия занимает почти пару серий. А еще параллельно существуют отношения Тита и Домициана, Тита и его любовницы, иудейской царицы Береники, испанских парней и их девушек, детей решительной мамаши и много, много, много еще чего.
В-третьих, сценарий написан так, что по большому счету не сопереживаешь никому, потому что в сериале нет героев, которые вызывали бы искреннюю симпатию, подобно Расселу Кроу и его друзьям в "Гладиаторе". Тенакс, вынесенный в титрах на первое место, - откровенный мерзавец. Герои могут быть не идеальными, времена безупречного рыцаря Жана Маре давно канули в Лету. Но для того, чтобы создать характер обаятельного проходимца, нужна сценарная грамотность, я бы даже сказал, талант. Не всякий бандит с большой дороги становится Робин Гудом. На мой взгляд, ни один основной персонаж "Обреченных..." не поднялся до уровня зрительских симпатий.
Вот, к примеру, Кала - мать троих детей, движимая благородным желанием вернуть им свободу. Мотивация - достойная, а вот методы, мягко говоря, не очень. Кала занимается жульничеством, постояло шантажирует работодателя, придумывает мошеннические методы ставок на гонках, при случае готова на убийство и предательство, не случайно даже негодяй Тенакс признается ей в лицо: Ты меня ужасаешь!
Есть, конечно, ее сын, гладиатор Кваме, симпатичный молодой человек, но ему уделено гораздо меньше времени на экране, да и ярких деяний, кроме участия в нескольких поединках, Кваме сценаристы не выделили.
Помимо откровенно слабой сценарной работы, вторая причина для разочарования - отсутствие интересных ролей.
Широко разрекламированный Энотони Хопкинс появляется в четырех сериях, причем с радикально убывающим хронометражем. И давайте честно, роль очевидно написана для того, чтобы ради престижа пригласить великого актера. Если бы Веспасиан не был показан в сериале, сюжет ровным счетом никак бы не пострадал. Линию императорской семьи можно было начать с похорон Веспасиана, и с точки зрения противостояния Тита и интригана Домициана ничего бы не изменилось. Актерский калибр Хопкинса настолько велик, что сэр Энтони одним только присутствием украсит любой кадр, но его роль в "Обреченных..." свелась к нескольким банальным репликам только для присутствия легенды мирового кино на афише.
Не буду кривить душой, типажно актеры подобраны на роли неплохо. Но есть фундаментальная проблема - опять-таки слабость сценария. Возьмем первого в титрах - Ивана Реона в роли Тенакса. Мы помним, какую беспредельную, леденящую кровь мразь актер изобразил в "Игре престолов". То есть Реон, несомненно, может создавать яркие, запоминающиеся образы, когда драматургия дает ему материал для игры. В "Обреченных..." Реон компетентно и вполне качественно отыгрывает Тенакса, этакого мерзавца с признаками глубоко загнанной внутрь человечностью. Но не более того.
Примерно то же самое можно сказать о каждом исполнителе. Все они играют ограниченные слабой драматургией характеры-схемы. Злой кровожадный гладиатор. Хороший благородный гладиатор. Безнравственная развращенная женщина. Нравственная положительная женщина. Правильный наследник империи Тит. Жестокий извращенец и интриган Домициан. Кстати, многие могут впечатлиться этой ролью, но не я: по мне выпучивать глаза и корчить рожи еще не означает класс актерского исполнения.
И, наконец, прихожу к очередной точке разочарования. Качество драматургии и актерской игры мы все-таки оцениваем сквозь призму субъективного восприятия. Мне сюжет показался затянутым и плохо сбалансированным, а вам может показаться увлекательным и невероятно интересным. Актерские работы для меня выглядят стандартной рутиной, а вас могут поразить яркостью красок и тонкой нюансировкой.
А визуальное воплощение мы видим таким, какое оно есть. Если на экране техническое несовершенство или откровенная халтура, их не спишешь на разницу в восприятии. "Картинка" либо качественная, либо не очень.
В "Обреченных..." - огромное количество компьютерной графики. Поймите правильно, я не против использования цифровых технологий, особенно когда они помогают сделать такие фильмы, как "Терминатор 2", "Парк Юрского периода", "Звездный десант" или тот же "Гладиатор". Современный блокбастер вообще трудно представить без участия огромной команды специалистов по визуальным эффектам. Воссоздать цивилизацию двухтысячелетней давности сегодня не легче, чем изобразить инопланетный мир. Времена, когда для съемок голливудского пеплума строили римский Форум в натуральную величину, давно минули. "Бен Гур", "Спартак", "Клеопатра", "Падение римской империи" - теперь памятники старому кино с грандиозными декорациями и многотысячными массовками.
Беда не в том, что в "Обреченных..." графики много, а в том, что по большей части эта графика - очень среднего качества, а подчас просто низкого для высокобюджетного сериала 2024-го года. В начале публикации я писал, как моя жена пыталась завершить просмотр еще на первой серии. Произошло это после того, как в очередной раз мы увидели плохого качества хромакей, где герой, снятый в павильоне на зеленом или синем фоне, "вживлялся" в размытый, плохо сочетающийся с его изображением компьютерный "задник". Это тот случай, когда снятая в 1959-м году легендарная гонка на колесницах в "Бен Гуре" выглядит на порядок реалистичнее и правдоподобнее, чем в сериале, сделанном 65 лет спустя!
Пять лет назад, в 2019-м году студия Disney в ремейке своего анимационного шедевра "Король Лев" показала, что животных, включая львов и тигров, можно воссоздать с помощью компьютерных технологий чуть ли не в ключе фото-реализма. В 2024-м мастер блокбастеров, набитых спецэффектами взрывающегося Йеллоустоуна, гигантских цунами, накрывающих Нью-Йорк и Вашингтон, погружающейся под воду Калифорнии, всерьез показывает нам самого среднего качества компьютерных льва и крокодилов!
Особенно нелепыми представляются сцены, которые по идее должны были выглядеть брутальными, демонстрирующими кровавую жестокость древнего мира. Только когда авторы вместо впечатляющих практических эффектов делает выбор в пользу дешевой графики, эти кадры производят обратный эффект - вместо пугающей натуралистичности показывая ненатуральную компьютером анимацию.
Не буду врать: в "Обреченных.." есть зрелищные сцены, местами графика выполнена добротно, эпизоды, где создатели обращаются к старым добрым практическим эффектам, производят впечатление. Но в этом и состоит странное ощущение от "Обреченных..." - сняв несколько крепких "нормальных" сцен, авторы как будто спохватываются и решают снова и снова подпортить впечатление "цифровой" халтурой. Мы уже минут двадцать работаем в очень хороших декорациях римских улиц? Давайте покажем плохо нарисованную панораму Рима с высоты птичьего полета! Давайте очередную гонку с размытыми фонами! Давайте мультяшного "леву"!
"Обреченные на славу", которые на самом деле "Идущие на смерть", вызывают крайне смешанные чувства. С одной стороны, видны серьезные намерения и внушительный бюджет. Масштабные декорации. Сотни красочных костюмов. Отличный реквизит - предметы обихода, оружие, еда, посуда. Хорошие актеры. Много качественно поставленных эпизодов и хороших спецэффектов - взять хотя бы сцены с пожарами и некоторые гладиаторские бои. Но..., с другой стороны, налицо переуплотненный, скучноватый сценарий, недостаток выдающихся с точки зрения драматургии персонажей, отсутствие поводов сопереживать героям и эмоционально вовлекаться в историю. И, конечно, регулярно подпорченное восприятие благодаря избытку средней, а то и откровенно плохонькой компьютерной графики, сделанной явно не на уровне стандартов 2024-го года.
Возможно, я слишком критично отнесся к "Обреченным...". Но, извините, сериал представляли как большое событие! Чуть ли не уровень "Игры престолов" с сэром Энтони Хопкинсом на плакате! Ожидался прямо-таки новый "Гладиатор"! И что в итоге? По мне, так ни одной сцены, которая по силе хотя бы приближалась к фильму Ридли Скотта четвертьвековой давности! Атмосфера древнего Рима куда убедительнее воссоздана в сериале "Рим", которому, на секундочку, почти 20 лет!
Роланд Эммерих и его партнер по остальным пяти сериям Марко Кройцпайнтнер, обманули ожидания. Вместо "большого события" получилось большое разочарование. Усугубляющееся тем, что по идее сериал имел потенциал стать шедевром - возьмись за него более талантливые люди. Тогда он был бы обречен на славу. А как по мне, так скорее он обречен на забвение Хотя... по ходу нас ждет новый сезон? Интересно, на что "обречен" он?