Найти в Дзене
ТОП ИСТОРИЯ

Вайолет Джессоп - Человек, переживший 3 катастрофы на море.

Оглавление
Вайолет Джессоп, около 1916 года. Источник: Викисклад // Общественное достояние
Вайолет Джессоп, около 1916 года. Источник: Викисклад // Общественное достояние

Если вы знаете о “Титанике”, вы, вероятно, слышали о "Непотопляемой Молли Браун", известной светской львице, которая выжила. Но знаете ли вы, что она пережила только одну катастрофу? Уильям Кларк и Джордж Бошан пережили "Титаник" и, по крайней мере, еще одну крупную морскую катастрофу. И все же никто не сравнится с Вайолет Констанс Джессоп, пережившей три легендарных кораблекрушения.

Старшая из девяти детей, родившаяся у родителей-ирландцев в Аргентине, Вайолет пережила туберкулез, смерть трех братьев и сестер и переезд в Англию после смерти отца. Будучи стюардессой океанского лайнера, она стала медсестрой, уборщицей и опекуншей богатых. Это была работа в компании, которая в конечном итоге потеряла тысячи жизней и миллионы долларов, но каким-то образом Джессоп всегда выживала.

Выживший в крушении RMS Olympic.

RMS Olympic, 1911. Источник: Wikimedia Commons // Общественное достояние
RMS Olympic, 1911. Источник: Wikimedia Commons // Общественное достояние

Лайнеры White Star Line были спроектированы как самые большие и роскошные пассажирские суда в истории. Какое-то время RMS Olympic был самым большим судном в мире. С другой стороны, Вайолет Джессоп была миниатюрной 24-летней девушкой, которой нужна была работа, чтобы содержать семью. Изначально ее считали слишком привлекательной для этой работы с серо-голубыми глазами и каштановыми волосами. Потенциальная “золотоискательница”, однажды ее уволили, когда капитан сказал, что она флиртовала с его командой. Тем не менее, Джессоп добралась до экипажа "Олимпика", состоящего из 892 человек, где она работала по 17 часов в день за 2,10 фунта стерлингов в месяц (сегодня чуть меньше 200 фунтов стерлингов).

Пятое плавание корабля началось 20 сентября 1911 года. Во время движения по узкой прямой RMS Olympic резко повернул направо, и военный корабль Hawke, стоявший рядом с ним, не смог вовремя среагировать. Предназначенный для потопления кораблей путем тарана их носом, Hawke пробил две дыры в корпусе Olympic, затопив два отсека и скрутив гребной вал. Несмотря на повреждения, оба корабля остались мореходными. Кроме того, никто не погиб в результате того, что могло бы стать одной из лучших удач Джессоп на море. Вайолет никогда не говорила об этом инциденте публично, но White Star извлекла выгоду из этого события, используя его для рекламы своих кораблей как “непотопляемых”.

Повреждение корпуса корабля "Олимпик" после столкновения с HMS Hawke. Источник: Викисклад // Общественное достояние
Повреждение корпуса корабля "Олимпик" после столкновения с HMS Hawke. Источник: Викисклад // Общественное достояние

Этот инцидент еще долго будет преследовать Джессопа. Поврежденный вал "Олимпика" заменили на вал с еще не спущенного на воду "Титаника", чтобы быстро отремонтировать "Олимпик". Затем, несколько месяцев спустя, "Олимпик" потерял лопасть винта. И снова, это произошло с "Титаника". Все ремонтные работы на "Олимпике" задержали первое плавание "Титаника" на три недели. Вайолет сначала не хотела присоединяться к "Титанику". Тем не менее, друзья убедили ее отправиться в первое плавание, назвав это “замечательным опытом”.

Выживший при крушении " Титаника".

RMS Titanic, 1912. Источник: Викисклад // Общественное достояние
RMS Titanic, 1912. Источник: Викисклад // Общественное достояние

“Титаник” с его "непотопляемой" репутацией и под руководством Эдварда Смита, который также был капитаном "Олимпика" во время его крушения, готовился отправиться в Нью-Йорк 10 апреля 1912 года. Вайолет присоединилась к команде, “одетая в новый коричневый костюм длиной до щиколоток”, и приготовилась иметь дело с клиентурой, которую она не в восторге была обслуживать. Она описала их как испытывающих “множество странных потребностей” и “наблюдающих за мучительной борьбой пары вспотевших стюардов, берущихся за работу”.

Спустя четыре дня Вайолет Джессоп описала ранний вечер 14 апреля: “... Установился успокаивающий покой и все усиливающийся холод, который загонял человека в дом, это был предлог для постели и хорошей книги. Я выскользнула на палубу, по своему ежевечернему обычаю перед сном, на несколько минут побыть наедине со своими мыслями. Было так тихо, но каким пронизывающе холодным стало!… Я поежилась. Это была действительно ночь для сна, тепла и уютных мыслей о доме и у камина.”

После столкновения с айсбергом рано утром 15-го "Титаник" опустился на дно Атлантики всего за 2 часа 40 минут. Вайолет похвалили за ее спокойное отношение во время эвакуации. Она описала это как неуместное спокойствие, потому что она уже пережила крушение на почти таком же корабле, который выжил. Она ожидала аналогичного результата. Офицер корабля, которому приказали сесть в спасательную шлюпку №16, сунул ей в руки неизвестного младенца, когда тот опускался. Она крепко прижимала его к себе, пока они дрейфовали в ледяной Атлантике в течение восьми часов. Спасена судном RMS Carpathia на следующее утро, оказавшись на борту этого судна, неизвестная женщина выхватила ребенка у нее из рук, не сказав ни слова. Она прибыла в Нью-Йорк вместе с другими выжившими, но менее чем через два месяца она вернулась на борт близнеца "Титаника" и места своей первой встречи со смертью, корабля RMS Olympic.

Айсберг, который, возможно, столкнулся с "Титаником", сфотографирован утром 15 апреля 1912 года в нескольких милях к югу от того места, где затонул "Титаник". У основания айсберга был мазок чего-то похожего на красную краску, что указывает на столкновение с кораблем. Источник: Викисклад // Общественное достояние
Айсберг, который, возможно, столкнулся с "Титаником", сфотографирован утром 15 апреля 1912 года в нескольких милях к югу от того места, где затонул "Титаник". У основания айсберга был мазок чего-то похожего на красную краску, что указывает на столкновение с кораблем. Источник: Викисклад // Общественное достояние

Годы спустя Джессоп заявила, что ей позвонила женщина, которая спросила, спасала ли она ребенка с "Титаника". Вайолет ответила: “Да”, - ответил голос, - “Ну, я была тем ребенком”, - рассмеялась и повесила трубку.

Выживший после потопления HMHS Britannic.

HMHS Britannic, около 1916 года. Источник: Викисклад // Общественное достояние
HMHS Britannic, около 1916 года. Источник: Викисклад // Общественное достояние

Четыре года спустя, во время Первой мировой войны, HMHS Britannic, младший брат "Титаника" и "Олимпика", был переоборудован в госпитальное судно. Теперь Вайолет служила на борту медсестрой. Это судно пострадало от катастрофического взрыва во время работы в Эгейском море 21 ноября 1916 года.

Пострадав от мины, подорвавшейся на немецкой подводной лодке, на этот раз она не смогла вовремя добраться до спасательной шлюпки. Джессоп прыгнула за борт: ”Я прыгнула в воду, но меня засосало под киль корабля, который ударил меня по голове”. Затем она с трудом выбралась на поверхность, где и оказалась, “... окруженная разорванными трупами и ранеными мужчинами”. Она продолжила: “Я спаслась, но годы спустя, когда я обратилась к своему врачу из-за сильных головных болей, он обнаружил, что однажды у меня был перелом черепа!” Несмотря на травму, ее быстрые действия спасли ее, когда "Британик" затонул в течение 55 минут, в результате чего погибло 30 человек.

За всю историю White Star они потеряли 17 кораблей и насчитали более 2500 погибших – но Вайолет Джессоп никогда не значилась в списках пропавших. Вместо этого она вышла на пенсию в 1950 году и переехала в Грейт-Эшфилд, Саффолк, где разводила кур и писала свои мемуары, в конце концов скончавшись от сердечной недостаточности в 1971 году в возрасте 83 лет.