Найти в Дзене
ТОП ИСТОРИЯ

Lady Be Good: время, когда самолёт бесследно исчез во время Второй мировой войны.

В 1958 году, пролетая над ливийской пустыней Сахара, группа нефтеразведчиков, работающих на British Petroleum, заметила обломки самолета на дне пустыни. Местные власти быстро провели расследование, но не обнаружили ничего, что указывало бы на то, что в этом районе пропал какой-либо самолет. Место крушения было помечено для дальнейшего использования, но никаких дальнейших действий в то время предпринято не было. Затем, в 1959 году, после еще нескольких наблюдений самолета, другая команда нефтяников обнаружила обломки на земле и были удивлены, обнаружив бомбардировщик B-24D Liberator времен второй мировой войны. Согласно документам и оборудованию, найденным на борту, самолет получил название Lady Be Good. Возвращаясь с задания в Неаполь, он потерпел крушение в 1943 году, в то время считавшийся потерянным в море.

Обломки Consolidated B-24D Liberator Lady Be Good в Ливийской пустыне, около 1958 года.
Обломки Consolidated B-24D Liberator Lady Be Good в Ливийской пустыне, около 1958 года.

Засушливые условия пустыни позволили самолету удивительно хорошо сохраниться. После приземления под небольшим углом хвостовая часть отломилась сразу за крыльями и лежала косо, а двигатель номер четыре, который все еще работал на момент столкновения, оторвался от крыльев. Но Lady Be Good пришел к месту своего последнего упокоения практически невредимым. При испытании в 1959 году следователи обнаружили, что пулеметы все еще стреляют. Внутри также нашли пайки и частично заполненные баки для воды. Там была даже фляга с кофе. Не было найдено ни человеческих останков, ни парашютов, и поэтому один из мужчин, причастных к находке, написал в армию США письмо с просьбой провести расследование этого дела. В результате служба по делам моргов интендантского корпуса армии США направила небольшую группу для расследования места крушения. Первоначально известная как служба регистрации захоронений, в обязанности морга входило идентифицировать, забирать и репатриировать солдат из любого конфликта. После тщательного обследования местности вокруг места крушения команда смогла обнаружить признаки того, что экипаж Lady Be Good действительно выжил в катастрофе и направился на северо-запад. Из парашютов и камней было сделано несколько указателей, указывающих направление полета. Но человеческих останков обнаружено не было. Когда след привел в район мягких зыбучих песчаных дюн, следственная группа пришла к выводу, что экипаж Lady Be Good погиб, а их тела погребены под зыбучими песками. В результате поиски были прекращены и составлен окончательный отчет.

Экипаж Lady Be Good: (слева направо) У. Дж. Хаттон, Р. Ф. Тонер, Д. П. Хейз, Дж. С. Воравка, Х. Дж. Рипслингер, Р. Э. Ламотт, Г. Э. Шелли, В. Л. Мур, С. Э. Адамс. Источник: Викисклад // Общественное достояние
Экипаж Lady Be Good: (слева направо) У. Дж. Хаттон, Р. Ф. Тонер, Д. П. Хейз, Дж. С. Воравка, Х. Дж. Рипслингер, Р. Э. Ламотт, Г. Э. Шелли, В. Л. Мур, С. Э. Адамс. Источник: Викисклад // Общественное достояние

Но в 1960 году другая группа нефтеразведчиков обнаружила останки пяти летчиков армии США. Скелеты были найдены в 78 милях к северо-западу от места крушения плотной группой в окружении личных вещей и оборудования. Самой значительной находкой стал небольшой дневник, принадлежащий лейтенанту Роберту Тонеру, второму пилоту Lady Be Good. В нем была душераздирающая история о судьбе экипажа и о том, как они заблудились в пустыне, выпрыгивая из самолета после того, как заблудились и у них закончилось топливо, выживая на нескольких пайках и половине фляги воды на двоих. После восьми дней ходьбы, изнуряющей жары днем и низких температур ночью мужчины были полуослепшими и слишком измотанными, чтобы продолжать. Дневник также дал подсказки относительно судеб четырех оставшихся членов экипажа. В нем указывалось, что они не смогли найти 2-го лейтенанта Джона Воравку после прыжка с парашютом из самолета. Из оставшихся троих пропавших без вести техник-сержант Гарольд Рипслингер, старший сержант Вернон Мур и старший сержант Гай Шелли ушли вперед в тщетной надежде найти помощь. Вооружившись информацией из дневника Тонера, команда по делам моргов начала повторный обыск в этом районе. в 37 милях к северу от того места, где были обнаружены первые пять тел, были найдены останки Гая Шелли, а затем Гарольда Рипслингера. Рипслингер также вел дневник, и, хотя он был в плохом состоянии, в нем рассказывалась та же история о трудностях, с которыми столкнулся экипаж во время их долгого путешествия. Его последней записью было “Все еще пытаюсь выбраться из дюн и найти воду”. Поскольку никаких зацепок относительно местонахождения останков последних двух мужчин не было, все крупномасштабные поисковые операции завершились в 1960 году. Но еще одна команда нефтяников должна была прибыть, чтобы найти тело Джона Воравки. Воравка находился ближе к месту крушения самолета, на его теле все еще был спасательный жилет Мэй Уэст, и он запутался в шнурах от своего парашюта. Считается, что его парашют раскрылся не полностью, и он погиб при ударе о землю. Тело Вернона Мура так и не было найдено.

Сержант Вернон Л. Мур, стрелок с "Леди будь умницей", чье тело так и не было найдено. Источник: Викисклад // CC BY-SA 4.0
Сержант Вернон Л. Мур, стрелок с "Леди будь умницей", чье тело так и не было найдено. Источник: Викисклад // CC BY-SA 4.0

Теперь, когда события катастрофы собраны воедино, принято считать, что экипаж Lady Be Good возвращался с неудачной бомбардировки Неаполя. Летая в темноте, они были одиноки и неопытны, никогда раньше не работали вместе в качестве экипажа. Из-за попутного ветра, придавшего им большую скорость, никто не заметил, что они успешно пересекли Средиземное море и летели над сушей. Пилот, 1-й лейтенант Уильям Хаттон, попытался воспользоваться станцией радиопеленгации недалеко от их домашней базы на аэродроме Солуч в Бенгази. Но ограничения оборудования станции означали, что пеленг, который они получали, был одинаковым независимо от того, летели ли они к станции или от нее. Итак, Lady Be Good продолжил полет в ночи над пустыней Сахара. На исходе топлива Хаттон выровнял самолет, чтобы лететь прямо на единственном оставшемся двигателе, и экипаж выпрыгнул, ожидая приземлиться в воду. После перегруппировки и отсутствия признаков Джона Воравки, люди Леди решили направиться на север, полагая, что аэродром Солуч находится примерно в 100 милях к северо-западу, но на самом деле его было более 400. Самолет должен был приземлиться примерно в 15 милях от того места, где приземлился экипаж. В то время радио все еще было бы в рабочем состоянии, и у выживших мужчин было бы достаточно припасов, чтобы дождаться спасения или отправиться на юг, в ближайший оазис.

Обломки Lady Be Good сейчас хранятся на складе в Тобруке. Многие артефакты, найденные на месте крушения, можно увидеть на выставке в Музее ВВС в Дейтоне, штат Огайо.