Найти тему

Я и психотерапия длиною десять лет. Выводы и результаты. Часть 2.

Итак, в предыдущей статье я рассказала свой бэкграунд, почему мною столько лет потрачено на терапию. Лишний раз напомню, что долгосрочный, неизменный и устойчивый результат даёт лишь личная длительная терапия с профессиональным психологом, который знает свою работу.

Почему аж 10 лет? Зачем так долго?

Повторюсь: наивно верить, что образ жизни и состояние сознания, которое нарабатывалось, к примеру, 37 лет, можно переформатировать за один сеанс или за месяц. Да, есть моменты, которые можно убрать за один сеанс, но это обыкновенно весьма поверхностные состояния, которые позже открывают под собой целый горизонт подоплёки, о которой ранее клиент и не догадывался. 

Вот не может человек зарабатывать большие деньги (беру одну из избитых и болезненных тем, на которых кто только свои онлайн-курсы по прокачке не впарил). Хотя у него высшее образование, переквалификация — и не одна, серьёзный стаж, рекомендации, наработанный профессионализм, а он всё старый потолок пробить не может. И нет, человек не бездельник и не лох. Просто не может, хотя трудится как раб на галерах и много вкладывает в развитие своих компетенций. И нет, эту проблему не решить курсом или парой сеансов, потому что она может лежать куда глубже даже его собственной жизни. 

психотерапия — как этот замок. Целый лабиринт из ситуаций, алгоритмов и установок, которые придётся разобрать и очистить, дабы работали во благо
психотерапия — как этот замок. Целый лабиринт из ситуаций, алгоритмов и установок, которые придётся разобрать и очистить, дабы работали во благо

Из моего терапевтического опыта, что было убрать дольше и сложнее всего (по возрастающей):

  1. Мой личный болезненный опыт: мелкие обиды, злость, нереализованность и тд. Реально убираются за пару сеансов. Максимум терапии — месяц.
  2. Куда сложнее приходится, если мой негативный опыт базируется на установках, которые воспитали во мне родители. Тут труд с подсознанием уходит в промежуток от нескольких месяцев до года. Сложно за пару сеансов удалить из сознания, если, например, мама вбивала капля за каплей, как, по ее мнению, должна себя вести «настоящая» девушка, а мне этот навязанный образ мешает жить и проявляться.
  3. Сами родительские программы. От года до нескольких лет. Программа — здесь громкое слово, чтобы было понятнее, что это целый комплекс действий взрослых. Ежедневное поведение, слова, ситуации, поступки, проявление или запрет тех или иных эмоций, чувств — не только со мной, но и между другими членами семьи, с окружающим миром. Я наблюдала за старшими, впитывала их алгоритмы с пелёнок, и эти алгоритмы за пару сессий или просто за трехнедельный курс не удалишь. Во-первых, алгоритмы настолько незаметно и прочно вшиты, что никакая логика мне не поможет, можно не стараться. Логика — это продукт мозга, а мозг всегда лжёт. Потому что мозг — это физический орган, и его прямая задача сохранить моё тело живым. Те или иные события или эмоции, которые я прожила в прошлом, принесли неприятное. Неприятное ни при каких условиях больше проживаться не должно. Мозг будет лгать, потому что увидеть проблему реальную и окунуться в неё заново — равносильно гибели. Как видно, без опоры на стороннюю фигуру профессионала никто в проработку и изменение родительских программ не заберётся.
  4. Самое долгое и тяжёлое — родовые программы. Речь идёт об алгоритмах, которые передавались из поколения в поколение от предков потомкам. Чем больше людей в роду проживало алгоритмы, тем их сложнее убрать. На переработку родовых алгоритмов уйдёт от двух-трёх до десяти лет. А то и больше. Род и его наработки — это вам не шутки. Банальный и плоский, зато простой и понятный пример: бабушка ломала свою жизнь ради сомнительного партнёра, затем — мама, третий — я. Бабушка прожила, кормя эту программу, 80 лет. Мама — 70 лет. Мне уже, к слову, сорок. Итого — 190 лет наработанного опыта. Реально надеяться родовую программу за пару месяцев убрать?.. Не прокатит. Родовую программу, как и родительскую, придётся убирать капля за каплей, потому что слишком хорошо в подсознание внедрён процесс и до безобразия отлажен. Род записал программу как наилучшую для выживания, и подсознанию плевать, что мир уже не тот, и условия не те, и за партнёра с соперницами в кровь воевать не надо. Прогресс теперь требует научиться быть самодостаточной. А бессознательной программе чхать — у неё свои стратегии, отработанные до блеска и упорно живучие. Вот человек и живет в неприметном внутреннем конфликте, раздирающем его «Я» на части, а корни не вычислить.

Самая вишенка заключается в том, что всё перечисленное переплетено между собой теснейшим образом. И 1, и 2, и 3, и 4 пункты есть одно целое человеческого «Я». Это гонка на длительную дистанцию, в которой быть настоящим помощником может быть лишь профессиональный терапевт. 

И вот теперь я, наконец, позволю себе прейти к загвоздке, из-за которой и решилась написать серию статей про свою психотерапию, чтобы поделиться опытом. Вдруг кому пригодится. 

Я постоянно повторяю — профессиональный терапевт. Почему? Потому что профессионалов реально мало. Их приходится искать чуть ли не днём с огнём. Я искренне считаю себя везучим человеком, потому что мне изначально попался психолог, превосходно знающий свою работу и умеющий её делать качественно. Позже я поняла, что мне именно повезло. Хватило по горло и собственных попаданий на недопсихологов, и историй моих клиентов, знакомых, друзей. 

В любой профессии на одного профи приходится дюжина халтурщиков. И к психотерапевтам это тоже имеет отношение. Я заходила в терапию десять лет назад, когда желание у нашего народа терапевтироваться было куда ниже, чем сейчас. Нынче в терапию пошли все. Запрос превышает предложение. Особо хитрые личности сообразили, что на массовом запросе можно нехило заработать, а это уже катастрофа. 

  • В следующей статье разберу ситуации и лично мои, и рассказанные моими клиентами, близкими, знакомыми, с кокой халтурой в психотерапии пришлось столкнуться и почему описанное нельзя назвать качественной терапией. Публикация будет с разрешения очевидцев недобросовестной работы. Спасибо, что прочитали. Буду очень рада, если мой опыт вам поможет или вы используете его себе или другим во благо.