Если в главе 9 Иов говорит о Боге, то в главе 10 он обращается к Нему. Если в главе 9 использовалось преимущественно личное местоимение первого лица «я», то в главе 10 доминирует местоимение второго лица единственного числа «Ты».
«ОПРОТИВЕЛА МНЕ ЖИЗНЬ МОЯ»
«Опротивела душе моей жизнь моя; предамся печали моей; буду говорить в горести души моей. Скажу Богу: "Не обвиняй меня; объясни мне, за что Ты со мной борешься? Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет? Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник и что некому избавить меня от руки Твоей?"» (Иов 10:1-7).
Стих 1. «Опротивела душе моей жизнь моя». Дни, наполненные страданиями и размышлениями о случившихся несчастьях, стали непосильным бременем для Иова. «Предамся печали моей». Иов не находил покоя на своём ложе (7:13); ему была недоступна роскошь забвения боли (9:27). Страдая от непрекращающейся боли, он вынужден был говорить в «горести души» своей.
Стих 2. В этот момент разговора Иов вступает в прямое противостояние с Богом. Он обращается со своими вопросами к тому, Кто один может ответить, почему в жизни существует страдание. «Скажу Богу: "Не обвиняй меня"». Иов буквально говорит: «Перестань обвинять меня, как беззаконника». Но на самом деле Бог этого и не делал. Дело в том, что Иов, как и его друзья, был заложником предубеждения, что праведные всегда процветают, а нечестивые страдают.
«Объясни мне, за что Ты со мной борешься?» Иов хотел, чтобы Бог ясно сказал, в чём была его вина. По мнению Джеймса Страна, в главе 10 Иов «доходит до предельной точки отчуждённости». Он не только чувствует себя оставленным Богом, но и несправедливо обвинённым и незаслуженно наказанным.
Риторика судебного процесса становится всё более очевидной. Слова «обвинять [как беззаконника]» (раша) и «бороться» (риб) являются юридическими терминами.
Стих 3. «Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь?» Слово, переведённое как «угнетать» (ашак), означает «поступать несправедливо», «притеснять», «обращаться с кем-либо, как тиран». Оно используется в контексте социальной несправедливости, часто сопряжённой с насилием. «На совет нечестивых посылаешь свет?» Фраза «посылать свет» (йапа) также может означать «прославлять», «одобрять» (Новый Русский Перевод). В своём отчаянии Иов обвиняет Бога в том, что Он поддерживает беззаконных и притесняет праведных.
Стихи 4-6. Иов продолжает обвинять Бога и говорит, что Он «смотрит, как смотрит человек», то есть поверхностно, замечая лишь внешнее и не проникая в сердце (см. 1 Цар. 16:7). «Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне?» «Порок» (авон) также можно перевести как «беззаконие» или «вина» (Новый Русский Перевод). «Искать» (бакаш) в этом контексте содержит идею требовать отчёта (см. Быт. 31:39; 43:9; 1 Цар. 20:16; 2 Цар. 4:11; Иез. 3:18, 20; 33:8).
Стих 7. «Хотя знаешь, что я не беззаконник». В своём сердце Иов знал, что Бог был не таким, каким он только что изобразил Его, но всё же он не понимал, почему так сильно страдал. «Некому избавить меня от руки Твоей» Слово, переведённое как «избавить», на самом деле является причастием (маццил), то есть на иврите звучит как «избавляющий», а в 5:4 переведено как «заступник». Его потребность в помощнике также выражена словами «посредник» (9:33), «свидетель» (16:19), «заступник» (16:19, «защитник»; Современный Перевод), и «Искупитель» (19:25).
«РУКИ ТВОИ ОБРАЗОВАЛИ ВСЕГО МЕНЯ»
«Твои руки трудились надо мной и образовали всего меня — и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, формировал меня, — и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожей и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твоё хранило дух мой? Но и то скрывал Ты в сердце Своём, — знаю, что это было у Тебя, — что если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания. Если я виновен, горе мне! Если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие моё: оно увеличивается. Ты гонишься за мной, как лев, и снова нападаешь на меня, и чудным являешься во мне. Выводишь новых свидетелей Твоих против меня; усиливаешь гнев Твой на меня; и беды одни за другими, ополчаются против меня» (Иов 10:8-17).
Стихи 8-11. Иов использует несколько фигур речи для описания Божьих дел. Образ Бога как горшечника, который лепит человека из глины, является привычным в Писании (10:8, 9). К нему прибегал Исаия (Ис. 29:16; 45:9; 64:8), Иеремия (Иер. 18:4-6) и апостол Павел (Рим. 9:20, 21). В ст. 10 и 11 зачатие человека сравнивается с процессом изготовления творога. Младенец в материнской утробе покрывается кожей и плотью и скрепляется костями и жилами.
Стих 12. «Жизнь и милость даровал мне». Даже находясь на дне отчаяния, Иов признавал щедрость и заботу Бога. Здесь впервые в этой книге слово «милость» (хесед) названо как качество Бога. Это слово содержит в себе идею любви Бога к Своему народу, основанную на верности завету. Это же слово использует и Иеремия, сокрушаясь из-за разрушения Иерусалима: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось; оно обновляется каждое утро. Велика верность Твоя! Господь — часть моя, — говорит душа моя. — Итак, буду надеяться на Него» (Плач 3:22-24).
«Попечение Твоё хранило дух мой». Апостол Пётр призывал подвергнувшихся гонениям христиан: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1 Пет. 5:7).
Стихи 13-17. Иов вновь возвращается к своему печальному состоянию. От руки Бога некуда укрыться. И виновный, и правый трепещут в Его присутствии, не смея поднять своей головы. В представлении Иова Бог внимательно выискивал в нём грех, чтобы «гнаться за ним, как лев, и напасть на него». И потому на Иова обрушивались «беды одни за другими».
«БОЖЕ, ОСТАВЬ, ОТСТУПИ ОТ МЕНЯ»
«И зачем Ты вывел меня из чрева? Пусть бы я умер, когда ещё ничей глаз не видел меня; пусть бы я, как небывший, из чрева перенёсся бы в гроб! Не малы ли дни мои? Оставь, отступи от меня, чтобы я немного ободрился, прежде нежели отойду — и уже не возвращусь — в страну тьмы и тени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, где самая тьма» (Иов 10:18-22).
Стихи 18, 19. И снова Иов озвучивает свои желания из главы 3. В его глазах было бы лучше, если бы он «из чрева перенесён был в гроб» — похоронен как выкидыш или мертворождённый (3:11, 16).
Стих 20. Иов желает, чтобы Бог отступил от него. Тогда, по его мнению, он сможет немного ободриться перед тем как умереть.
Стихи 21, 22. Ранее Иов уже описывал смерть, как место, где «беззаконные перестают наводить страх», и где «отдыхают истощённые в силах» (3:17), откуда никто «не возвратится более в дом свой» (7:10). Теперь он добавляет, что смерть это страна тьмы и тени смертной. «Тень смертная» (цалмавет) — та же фраза, что встречалась в гл. 3.
Как это отличается от того, что ожидает христиан! Благодаря воскресению Иисуса Христа у нас есть надежда на вечность с Богом! У нас есть обещание Иисуса: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете и путь знаете (Ин. 4:1-4)».
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻