Найти тему

Поезд в Пусан: билет в один конец

Оглавление

Видимо, зритель устал от засилия голливудских блокбастеров, большинство из которых не блещут оригинальностью. Недавнее противостояние маститых режиссеров и тружеников комикс-конвейера еще одно тому подтверждение. Но мы здесь не для того, чтобы разводить полемику. Ведь очевидно, что блокбастер — феномен массовой культуры. Он будет актуален до тех пор, пока существует эта массовая культура (то есть еще долго).

Другое дело, что такое определение не должно становиться клеймом, которое говорит о сомнительном качестве. Наоборот, массовое кино ввиду его бюджета должно постоянно что-то изобретать, исследовать, то есть никогда не останавливаться… как мчащийся в постапокалиптической Корее поезд!

«Поезд в Пусан» парадоксальным образом остается блокбастером, при этом не являясь крупнобюджетным проектом. Наша задача — прийти к пониманию, за счет чего фильм выгодно выделяется на фоне остальных.

Кадр из фильма "Поезд в Пусан"
Кадр из фильма "Поезд в Пусан"

Классический сюжет

В сюжетном плане все предельно просто: герой пытается выжить в безумном мире зомби-апокалипсиса и спасти свою дочь. Конечно же, герой не статичен. Если в начале фильма он является зрителю акулой бизнеса, то под конец мы видим в нем настоящего человека, который постепенно развивался в нем на протяжении всего фильма. Банальное сопоставление, но все же: если в начале фильма герой не готов жертвовать своим временем (собой) для дочери, то в конце он понимает, что если останется с ней будучи зараженным, то может навредить ей. Как только ему открывается истина, заканчивается его путь в жизни. Все под стать древнегреческой трагедии.

Кадр из фильма "Поезд в Пусан"
Кадр из фильма "Поезд в Пусан"

Красок в портрет главного героя добавляют второстепенные персонажи. На неделе мы много об этом писали. Если вкратце, основной мотив введения такого количества побочных линий — более полное раскрытие идеи. Не стоит забывать, что образ каждого героя является частью того социального подтекста, который есть в фильме.

Образ зомби

Думаю, для вас не станет откровением, что современный образ зомби — эстетическое порождение капитализма и одновременно его критика. Кто такой зомби? Живой труп, слоняющийся без цели в поисках мозгов (по канону). Обычно нашествие зомби — результат инфекции, быстро распространяющейся по США или же по всей планете.

-3

В «Поезде в Пусан» об их возникновении говорится прямым текстом. Драматичная сцена, где главный герой узнает, что по сути является виновным в том, что произошло, выводит социальную критику капитализма на первый план. Ведь именно из-за аморальных людей в дорогих костюмах и случается нечто непоправимое. Обратного пути нет. Поездка в Пусан — путь в один конец. И все герои это прекрасно понимают.

Этим финансовым тузам противопоставлен простой народ, который в фильме представлен героями разных социальных слоев (от чирлидерши до пенсионерки). Они в отличие от дельцов нацелены на взаимопомощь и взаимоуважение.

Вот здесь-то и рушится классическое понимание зомби-эстетики. Обычно в фильмах ужасов монстр выступает как тот, кто наказывает за «грешки». Вспомните подростковые ужастики. Выживает всегда девушка, которая ведет себя хорошо. Все, кто ведет себя плохо погибают. «Поезд в Пусан» отказывается от такого откровенного морализаторства. Поэтому эта беда, случившаяся по вине таких как главный герой, стирает все социальные статусы. Погибает и «хороший» и «плохой». Правда последний отчаяннее пытается спастись…

Пусан — Макгаффин ?

«Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать», — говорил Хичкок, добавляя, что в хорошем макгаффине всегда присутствует элемент непрояснённости. «Макгаффин — это в сущности ничто». Что это значит и есть ли он в фильме?

Макгаффин — термин для обозначения предмета, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения. И действительно Пусан для героев становится тем самым местом, в которое все стремятся, но большинство (почти никто) так и не попадет. Более того, сам Пусан в фильме не показан ни разу. Однако именно он становится предметом конфликта героев высшего класса и простого народа.

Тут одна маленькая поправочка, которая еще раз подтверждает, что это макгаффин. Никто точно не может сказать, безопасно ли в Пусане. Зритель и сам до последнего момента сомневается в этом. Поезд едет в никуда, но в умах героев есть четкое ощущение, что добравшись до города, они окажутся в безопасности.

Что же мы имеем в сухом остатке?

Фильм пугает, как это должен делать хоррор. Фильм рассказывает увлекательную историю, как это должен делать приключенческий боевик. В нем присутствует драматическое начало, которое является фундаментом. Также есть интрига. потому что есть макгаффин. Мы до конца не знаем, чем же закончится фильм. Знаем только одно, даже если кто-то из героев купил билет Сеул — Пусан — Сеул, для них все равно это будет путешествием в один конец, из точки А в точку В.

-4