В Доме русского зарубежья в Москве, который из небольшого библиотечного хранилища преобразовался в уникальный музей, проходят необычные выставки.
Экспозиция Музея русского зарубежья — составной части Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, знакомит с феноменом ХХ столетия — русской эмиграцией.
Здесь размещена постоянная экспозиция, рассказывающая о великом русском исходе после революции 1917 года. О тех, кто составлял культурную и духовную основу России, но вынужден был эмигрировать. Какие несметные культурные и интеллектуальные сокровища получила Европа и не только...
Потомки не теряют связь с Россией. Они хранят и передают коллекции предыдущих поколений, участвуют в музейной жизни, стремятся вернуть на родину то, что ей принадлежало исторически. Каждая выставка - уникальна. Здесь картины и документы из частных коллекций. Новые имена.
Например, до 29 сентября 2024 года, в музее проходит выставка «Искусство возвышает душу…» К 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой, о которой мало кто знает в нашей стране, но многие коллекционеры за границей являются восторженными поклонниками её творчества.
Судьба художницы интересна и трагична.
Родом из Полтавской губернии Российской империи, из дворянской семьи, Мария оказалась во Франции не из-за эмиграции. По воле родителей, которые развелись. Уехав с матерью в 1870 г., Мария с 12 лет росла сначала в Ницце, потом в Париже.
Девочка уже в столь юном возрасте имела четкие внутренние установки: стремилась к саморазвитию и высоким достижениям. Вела с 12 лет дневник, в котором скрупулезно записывала наблюдения за своим внутренним миром и отношениями с окружающими людьми, делилась достижениями и разочарованиями, удивляя впоследствии современников своей самоуверенностью и смелыми заявлениями об исключительности. Самоанализ и саморазвитие - ее основная цель.
В 12 лет она сама составляет себе учебное расписание, в котором, кроме французского, немецкого, итальянского, английского, были древние языки, математика, физика, химия. Серьезно занималась пением и музыкой; у нее замечательный голос - меццо-сопрано; она играет, кроме рояля, на гитаре, мандолине, цитре, арфе...
К сожалению, певицей Мария не стала. Помешала болезнь. С 16 лет она узнает, что у неё туберкулез. Но не опускает руки и решает "сделаться художницей".
В 1877 году Башкирцевы переезжают в Париж, Мария поступает в частную художественную академию Родольфа Жюлиана.
Исследования собственной души, жадное наполнение внутреннего мира, трудолюбие привели к серьезному увлечению живописью. Она работает по 10-12 часов в день в мастерской Лефевра и Робера-Флёри.
Восхитили эти карандашные портреты. Художница пытается заглянуть прямо в душу. Ей необыкновенно интересно, как устроен человек, о чем он думает. Напряженная мысль бьется в каждом молчаливом взгляде.
В Академии Мария Башкирцева училась три с половиной года, занимаясь и живописью, и скульптурой. В январе 1879 она получает золотую медаль на конкурсе среди учениц Академии. Затем проходит отбор на весенний Салон (выставку) в 1880 году с картиной «Молодая женщина, читающая “К вопросу о разводе” А.Дюма», подписывая картину псевдонимом - Мари Константен Рюс.
Не случайно ей интересна именно портретная тема. Страсть к самоанализу, мечты о славе и триумфе постоянно заставляют её напряженно вглядываться в лица.
Она пишет портреты и добивается удивительного мастерства. Её работы сейчас хранятся в музее Орсе, в музейных и частных собраниях Австрии, Греции, США, Канады, Украины, Нидерландов, Сербии, в Русском музее и Третьяковской галерее.
Поэт и драматург Франсуа Коппе писал о Марии Башкирцевой: «Я видел ее только один раз, я видел ее в течение одного часа, я не забуду ее никогда…»
Выставка вызывает большой интерес не только к творчеству, но к личности художницы.
В некоторых публикациях на тему выставки можно встретить суждения о самолюбовании "дерзкой и высокомерной" особы. Но это не так. За свои 25 лет жизни Мария Башкирцева очень вдумчиво работала над собой и успела сделать столько, сколько многие не успевают за более длинную жизнь.
Девушка формировалась во французском обществе, имея русское воспитание. Деятельная жизнь ее существенно отличалась от общепринятых норм. О жизни француженок того времени можно судить по произведениям Ги де Мопассана или Эмиля Золя. Героини общества - дамы полусвета или света, которые только и делали, что интересовались нарядами и выгодными партиями, обманывая направо и налево всех и вся. Редко кто трудился так, как эта юная художница. Кстати, она даже состояла в анонимной переписке с Ги де Мопассаном.
Марии Башкирцевой было почти 26 лет, когда она умерла от чахотки в 1884 году в Париже. Ее дневник был издан после смерти на французском и немецком и переведен на русский язык в 1893 году, сделав культовой фигурой в Европе и России.
После посещения выставки возникает желание узнать как можно больше интересных подробностей. Как клубок разматывается ниточка судьбы и возникает личность, живой человек, живая история.
Достоверный материал об экспонатах, представленных на выставке, с интересом прочитала в интервью куратора выставки, исследователя и коллекционера Татьяны Швец.
Кураторская экскурсия Татьяны Швец проводится в музее 12, 19, 26 сентября 2024 г. Стоимость экскурсии: 500 руб. плюс билет на выставку.
Добраться до Музея просто. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая). Выход к Театру на Таганке. Далее налево. Вход в здание через дорогу.
Выставка небольшая, камерная, но личность Мирии Башкирцевой впечатляет своим масштабом.
И очень жаль, что проживет она так мало и знает об этом...