Найти тему

В Доме русского зарубежья много сокровищ

В Доме русского зарубежья в Москве, который из небольшого библиотечного хранилища преобразовался в уникальный музей, проходят необычные выставки.

Экспозиция Музея русского зарубежья — составной части Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, знакомит с феноменом ХХ столетия — русской эмиграцией.

-2

Здесь размещена постоянная экспозиция, рассказывающая о великом русском исходе после революции 1917 года. О тех, кто составлял культурную и духовную основу России, но вынужден был эмигрировать. Какие несметные культурные и интеллектуальные сокровища получила Европа и не только...

-3

Потомки не теряют связь с Россией. Они хранят и передают коллекции предыдущих поколений, участвуют в музейной жизни, стремятся вернуть на родину то, что ей принадлежало исторически. Каждая выставка - уникальна. Здесь картины и документы из частных коллекций. Новые имена.

-4

Например, до 29 сентября 2024 года, в музее проходит выставка «Искусство возвышает душу…» К 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой, о которой мало кто знает в нашей стране, но многие коллекционеры за границей являются восторженными поклонниками её творчества.

Судьба художницы интересна и трагична.

Бюст Марии Башкирцевой. Франция. 1885 г. Шарль-Рене де Поль де Сен-Марсо. (копия, выполненная в мастерских Лувра).
Бюст Марии Башкирцевой. Франция. 1885 г. Шарль-Рене де Поль де Сен-Марсо. (копия, выполненная в мастерских Лувра).

Родом из Полтавской губернии Российской империи, из дворянской семьи, Мария оказалась во Франции не из-за эмиграции. По воле родителей, которые развелись. Уехав с матерью в 1870 г., Мария с 12 лет росла сначала в Ницце, потом в Париже.

Бюст Марии Башкирцевой. Франция. 1885 г. Шарль-Рене де Поль де Сен-Марсо. (копия, выполненная в мастерских Лувра).
Бюст Марии Башкирцевой. Франция. 1885 г. Шарль-Рене де Поль де Сен-Марсо. (копия, выполненная в мастерских Лувра).

Девочка уже в столь юном возрасте имела четкие внутренние установки: стремилась к саморазвитию и высоким достижениям. Вела с 12 лет дневник, в котором скрупулезно записывала наблюдения за своим внутренним миром и отношениями с окружающими людьми, делилась достижениями и разочарованиями, удивляя впоследствии современников своей самоуверенностью и смелыми заявлениями об исключительности. Самоанализ и саморазвитие - ее основная цель.

-7

В 12 лет она сама составляет себе учебное расписание, в котором, кроме французского, немецкого, итальянского, английского, были древние языки, математика, физика, химия. Серьезно занималась пением и музыкой; у нее замечательный голос - меццо-сопрано; она играет, кроме рояля, на гитаре, мандолине, цитре, арфе...

-8

К сожалению, певицей Мария не стала. Помешала болезнь. С 16 лет она узнает, что у неё туберкулез. Но не опускает руки и решает "сделаться художницей".

-9

В 1877 году Башкирцевы переезжают в Париж, Мария поступает в частную художественную академию Родольфа Жюлиана.

М. Башкирцева. Автопортрет с палитрой. 1883. Холст, масло. (Копия А. Тетрель. Оригинал Ницца, Музей Жюля Шере).
М. Башкирцева. Автопортрет с палитрой. 1883. Холст, масло. (Копия А. Тетрель. Оригинал Ницца, Музей Жюля Шере).

Исследования собственной души, жадное наполнение внутреннего мира, трудолюбие привели к серьезному увлечению живописью. Она работает по 10-12 часов в день в мастерской Лефевра и Робера-Флёри.

Мария Башкирцева. Портреты. Серая бумага, графитный карандаш и белая пастель.
Мария Башкирцева. Портреты. Серая бумага, графитный карандаш и белая пастель.
Мария Башкирцева. Портрет. Серая бумага, графитный карандаш и белая пастель.
Мария Башкирцева. Портрет. Серая бумага, графитный карандаш и белая пастель.
Мария Башкирцева. Портрет девочки.1878. Серая бумага, графитный карандаш и белая пастель.
Мария Башкирцева. Портрет девочки.1878. Серая бумага, графитный карандаш и белая пастель.

Восхитили эти карандашные портреты. Художница пытается заглянуть прямо в душу. Ей необыкновенно интересно, как устроен человек, о чем он думает. Напряженная мысль бьется в каждом молчаливом взгляде.

-14

В Академии Мария Башкирцева училась три с половиной года, занимаясь и живописью, и скульптурой. В январе 1879 она получает золотую медаль на конкурсе среди учениц Академии. Затем проходит отбор на весенний Салон (выставку) в 1880 году с картиной «Молодая женщина, читающая “К вопросу о разводе” А.Дюма», подписывая картину псевдонимом - Мари Константен Рюс.

Мария Башкирцева. «Молодая женщина, читающая "К вопросу о разводе" Александра Дюма». Франция, 1880. Холст, масло.
Мария Башкирцева. «Молодая женщина, читающая "К вопросу о разводе" Александра Дюма». Франция, 1880. Холст, масло.
-16

Не случайно ей интересна именно портретная тема. Страсть к самоанализу, мечты о славе и триумфе постоянно заставляют её напряженно вглядываться в лица.

Мария Башкирцева. Портрет Клотильды Гределю. Франция.1880. Холст, масло. Частное собрание.
Мария Башкирцева. Портрет Клотильды Гределю. Франция.1880. Холст, масло. Частное собрание.

Она пишет портреты и добивается удивительного мастерства. Её работы сейчас хранятся в музее Орсе, в музейных и частных собраниях Австрии, Греции, США, Канады, Украины, Нидерландов, Сербии, в Русском музее и Третьяковской галерее.

Мария Башкирцева. Женский портрет. Конец XIX в. Частное собрание. Холст, масло.
Мария Башкирцева. Женский портрет. Конец XIX в. Частное собрание. Холст, масло.

Поэт и драматург Франсуа Коппе писал о Марии Башкирцевой: «Я видел ее только один раз, я видел ее в течение одного часа, я не забуду ее никогда…»

-19

Выставка вызывает большой интерес не только к творчеству, но к личности художницы.

Личные вещи.
Личные вещи.
-21

В некоторых публикациях на тему выставки можно встретить суждения о самолюбовании "дерзкой и высокомерной" особы. Но это не так. За свои 25 лет жизни Мария Башкирцева очень вдумчиво работала над собой и успела сделать столько, сколько многие не успевают за более длинную жизнь.

За книгой. Франция. 1880. (Копия М. Титоренко) Холст, масло.
За книгой. Франция. 1880. (Копия М. Титоренко) Холст, масло.

Девушка формировалась во французском обществе, имея русское воспитание. Деятельная жизнь ее существенно отличалась от общепринятых норм. О жизни француженок того времени можно судить по произведениям Ги де Мопассана или Эмиля Золя. Героини общества - дамы полусвета или света, которые только и делали, что интересовались нарядами и выгодными партиями, обманывая направо и налево всех и вся. Редко кто трудился так, как эта юная художница. Кстати, она даже состояла в анонимной переписке с Ги де Мопассаном.

-23
-24

Марии Башкирцевой было почти 26 лет, когда она умерла от чахотки в 1884 году в Париже. Ее дневник был издан после смерти на французском и немецком и переведен на русский язык в 1893 году, сделав культовой фигурой в Европе и России.

-25

После посещения выставки возникает желание узнать как можно больше интересных подробностей. Как клубок разматывается ниточка судьбы и возникает личность, живой человек, живая история.

Письмо матери, Марии Степановне. Рим, 1876 г. Веер, Франция, XIX в.
Письмо матери, Марии Степановне. Рим, 1876 г. Веер, Франция, XIX в.

Достоверный материал об экспонатах, представленных на выставке, с интересом прочитала в интервью куратора выставки, исследователя и коллекционера Татьяны Швец.

Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»

Кураторская экскурсия Татьяны Швец проводится в музее 12, 19, 26 сентября 2024 г. Стоимость экскурсии: 500 руб. плюс билет на выставку.

Добраться до Музея просто. Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая). Выход к Театру на Таганке. Далее налево. Вход в здание через дорогу.

Выставка небольшая, камерная, но личность Мирии Башкирцевой впечатляет своим масштабом.

И очень жаль, что проживет она так мало и знает об этом...