Найти тему

Кама-река и ее художники.

Когда ты живешь в Перми и к тебе приезжают гости, куда ты их обязательно поведешь? Само собой, на Каму. Кама – крупнейшая река Пермского края, протекающая через город с Севера на Юг. Некоторые считают Каму самой большой рекой в России, а Волгу - ее притоком (типа русло Камы ниже, стало быть Волга впадает в Каму, а не наоборот). Но это вообще не важно, потому, что Кама сама по себе весьма хороша. Мы вот завидуем Екатеринбургу, что у них денег больше, что дома у них выше, но такую реку, как Кама ни за какие деньги не купишь. Как ни крути, город строится к реке, а не река течет к уже построенному городу.

Денисов-Уральский А.К. Набережная реки Камы в Перми зимой. 1901. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Денисов-Уральский А.К. Набережная реки Камы в Перми зимой. 1901. Из коллекции Пермской художественной галереи.

По сути, Пермь - это Кама, обрамленная не самым известным и привлекательным городом. Но, разъединяя Пермь, Кама одновременно собирает ее в живописное целое. Коль скоро Кама - "наше все", это не могло не отразиться в местном искусстве. Посвященных ей стихов - не счесть, но, поскольку моя тема - визуальное искусство, этот текст в первую очередь про пермских живописцев, графиков, скульпторов и уличных художников.

Начнем с того, что в черте города общедоступных видовых точек, откуда бы можно было бы любоваться Камой, не так много. Набережная, конечно, длинная, благоустроенная, но вид на правый берег с нее довольно однообразный.

Джагупова М.М. Вид на Каму. 1943. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Джагупова М.М. Вид на Каму. 1943. Из коллекции Пермской художественной галереи.

Чтобы найти какой-то более живописный ракурс, нужно зайти на мост, перебраться на правый берег или уехать за границы городских промзон, что тянутся на многие километры.

Тумбасов А.Н. Полноводье. Кама у Перми.1983. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Тумбасов А.Н. Полноводье. Кама у Перми.1983. Из коллекции Пермской художественной галереи.

Неудивительно, что реалистические городские пейзажи XX-XXI вв, где изображена Кама, композиционно достаточно однотипны: левобережная часть города + корабли на переднем плане.

Зырянов А.П. Кама у речного вокзала.1957. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Зырянов А.П. Кама у речного вокзала.1957. Из коллекции Пермской художественной галереи.

Классикой жанра стали панорамные гравюры Александра Петровича Зырянова, на которых Кама "приручена" капитанами судов и сплавщиками леса - водная магистраль индустриального мира. Этот образ резонирует с концепцией Перми как индустриального города, сложившейся в советское время, разве что "закрытость" советской Перми на гравюрах Зырянова не читается. Наоборот, многочисленные прогулочные суда на водной глади делают вид Перми вполне гостеприимным, как на рисунке Павла Емельяновича Размахнина - самом старинном изображении Камы и Перми из фондов Пермской художественной галереи.

Размахнин П.Е. Вид Перми.1832-1835. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Размахнин П.Е. Вид Перми.1832-1835. Из коллекции Пермской художественной галереи.

Пасторальная акварель Размахнина, конечно, умиляет любителей старины, но абсолютно не передает суровости и внутренней напряженности спокойного с виду течения. Пермская старина совсем не то же самое, что пермская древность, с которой обычно ассоциируется доиндустриальная Пермь.

Репин А.И. Кама. 1974. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Репин А.И. Кама. 1974. Из коллекции Пермской художественной галереи.

"Кама" Александра Репина, хоть и написана в советском 1974 году, выглядит совсем не по-советски: древний, в чем-то даже инопланетный пейзаж, где на присутствие человека едва намекают деревенские домики в левой части работы. И, хотя таких скал на Каме нет, ее суть, ее характер художник передал очень точно и глубоко.

Собственно на эту хтоническую мощь камских видов обращали внимание многие писатели и поэты. В качестве примера приведу цитату из путевого очерка историка и публициста Евгения Шмурло «Волгой и Камой» (1889).

Если Волга напоминает грациозного юношу, взлелеянного на лоне матери, то Кама – это мощный титан, спокойный в сознании собственного величия.

Очеловечивание рек - языческая практика, поэтому в советской, равно как и в христианской визуальной культуре подобные образы вряд ли создавались и уж точно не тиражировались. Одно из самых ярких произведений на эту тему было создано в 2018 году, когда пермский уличный художник Sad Face создал масштабное граффити на камском льду. Грустные лики, ставшие визитной карточкой художника, ранее можно было встретить на заборах и стенах домов, где они не создавали эффекта субъектности той поверхности, на которую были нанесены. Другое дело - Кама, которая ненадолго обрела лицо: граффити создавалось при помощи краски, разбавленной камской водой.

Другой пример языческой интерпретации Камы - скульптурная композиция "Кама-река" на площади возле гостиницы "Урал", которую создали художники из Удмуртии - Александр Суворов, Дмитрий Постников и Михаил Васев.

Скульптура Кама-река была установлена в честь 287-летия Перми. Вроде бы дата не юбилейная, но какой у реки может быть юбилей? Возраст Камы составляет примерно 300 000 000 лет, как такового дня рождения у нее нет, так что любой день/год был хорош для поздравления. Первоначально скульптурная композиция была установлена в каменном круге "а-ля капище", что вызвало возмущение у местных православных активистов. После реконструкции площади, скульптуру перенесли ближе к зданию гостиницы и установили на прямоугольной площадке из бетона.

От языческой темы в этом объекте сохранилась в 12 металлических барельефах с изображением пермского звериного стиля и руноподобных прорезях на бортах ладьи.

В современном искусстве, коим тоже славится Пермь, образ Камы представлен опосредованно, как например - в арт-объекте Николая Полисского "Пермские ворота" (демонтирован в 2024 году).

Николай Полисский. Пермские ворота. 2011
Николай Полисский. Пермские ворота. 2011

Художник связывал образ "Пермских ворот" со сплавом леса по Каме, хотя, фигуративно, сплавляемые бревна - горизонтальная, стелющаяся по воде структура, в то время как нагромождение бревен в "Воротах", наоборот - оторвано от поверхности.

Тима Радя. Между нами вода. 2018
Тима Радя. Между нами вода. 2018

В 2018 году уральский уличный художник Тимофей Радя вместе с подростками из Перми создали надпись "Между нами вода" возле Коммунального моста на правом берегу Камы, в рамках арт-резиденции «Разговоры с городом». В данном случае, как и в проекте Sad Face, Кама стала частью произведения, где условное "мы" можно понимать как людей, живущих на разных берегах или как сами берега, разделенные рекой.

Каменская М.П. Общий вид Березниковского содового завода с Камы. 1928. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Каменская М.П. Общий вид Березниковского содового завода с Камы. 1928. Из коллекции Пермской художественной галереи.

Возвращаясь к индустриальным пейзажам, в которых Кама является "главной героиней", стоит отметить еще два важных образа: это разливы и мосты, как противоборствующие силы - раздвигающие и соединяющие берега.

Тумбасов А.Н. Полноводье. Кама у Перми. 1983. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Тумбасов А.Н. Полноводье. Кама у Перми. 1983. Из коллекции Пермской художественной галереи.

Разливы Камы хорошо знакомы жителям частного сектора и дачникам правобережья. У меня дача как раз на самом берегу и четыре года назад, в разлив, вокруг дома плавали дикие утки. К счастью, это происходит не каждый год, но когда происходит, соответствующие фотографии наводняют соцсети. Художники не столь плодовиты, как фотографы, но тоже не упускают случая выйти на "разливной" пленэр.

Мостов через Каму несколько, но два из них - железнодорожный и Коммунальный воспринимаются и пермяками, и гостями города очень символично, как своего рода ворота в город (правобережная часть Перми, остающаяся позади пересекающих Каму, вроде как "не считается" - абсолютно незаслуженно, на мой взгляд, но об этом как-нибудь в другой раз).

Крест К. Камский мост. 2017. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Крест К. Камский мост. 2017. Из коллекции Пермской художественной галереи.

Эстетически Пермь начинается с Камы, а конца ей пока не видать. Для завершения обращусь еще разок к литературе, процитирую знаковое стихотворение Валерия Радкевича про камский мост, очень пафосное, но очень пермское.

Камский мост
В человеческой данной склонности
К городскому скопленью звёзд
И в стремительной окрылённости
Начинается Камский мост.

Но в короткие те мгновения -
Прежде чем под колёса лечь -
Начинается мост с волнения
И с предчувствия скорых встреч.

Начинается сбор имущества,
Сувениров и пустяков...
Начинается мост из мужества
И из подвига пермяков.

Расскажи мне, пурга колючая,
Как от огненной той черты
Отступала контрреволюция
И рвала за собой мосты.

Пермяки на февральской Каме,
Обрываясь, кровавя лёд,
Обмороженными руками
Поднимали стальной пролёт!

... Только так - на ветру жестоком,
Только этим путём до звёзд.
Встаньте, люди! Прильните к окнам!
Начинается Камский мост!
1972

На десерт посмотрите другие живописные и графические работы разных лет из коллекции Пермской художественной галереи, на которых изображена Кама.

 Зырянов А.П. Полазна (из серии 'Вечерняя Кама'). 1958. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Зырянов А.П. Полазна (из серии 'Вечерняя Кама'). 1958. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Топорков И.Н. Кама. Пароходы.1916. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Топорков И.Н. Кама. Пароходы.1916. Из коллекции Пермской художественной галереи.
 Россик И.И. Церквушка на Каме. 1946. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Россик И.И. Церквушка на Каме. 1946. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Герасимов С.В. Пермь. 1918. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Герасимов С.В. Пермь. 1918. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Заботин Ю.И. Ночной берег Камы. Грузовой порт. 1968. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Заботин Ю.И. Ночной берег Камы. Грузовой порт. 1968. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Борисов И.С. На Каме. 1972. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Борисов И.С. На Каме. 1972. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Туранский И.И. Пристань на реке Каме. 1910-е. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Туранский И.И. Пристань на реке Каме. 1910-е. Из коллекции Пермской художественной галереи.