Несомненно, выбор школы, а впоследствии - вуза, 💯 важен. И этот выбор часто находится в центре образовательного маршрута. Но ведь образовательный маршрут далеко не всегда ограничивается выбором школы.
🤷♀ Бывает, что и выбора такого нет. Например, семья живет в небольшом городе и не имеет возможности поменять его на крупный райцентр или один из городов-миллионников, где есть профильные школы или вообще сильные школы. И что тогда, никаких вариантов 😫? А варианты есть...
Да даже для москвичей не всегда возможен вариант поступления в сильную школу...
🔸 И школы "не резиновые".
🔸 И дети - разные.
Не каждый готов выдержать многомесячную гонку поступлений, да часто - не одну такую гонку, а несколько: поступаем в 1 класс, потом - в 5 класс в другую школу, потом - в 8, потом - в 10... Не только знания нужны, но и крепкая нервная система, выносливость, коммуникабельность (чтобы постоянно менять коллектив). И что, теперь "махнуть рукой" на качественное образование и не стремиться к цели?
👉 А давайте лучше вернемся к изначальному смыслу... Образовательный маршрут - это намеченный путь движения из "точки А", где ребенок находится сейчас, в "точку Б".
Значит, составление образовательного маршрута начинается именно с определения исходной позиции и цели.
👇 Исходная позиция - это не просто текущий уровень успеваемости в школе (или готовности к школе для дошкольника). Это и интересы ребенка, и особенности его мышления, здоровья, психологические характеристики.
Еще в "точку А" нужно включить возможности семьи - не только финансовые 💰, но и "человеко-ресурсы". Например, в одной семье есть бодрая бабушка, которая может ребенка провожать в школу, встречать, водить на кружки, обеспечивать горячее питание между... А в другой - работающая мама и всё.
🎯 Цель... Здесь тоже нужно пояснить.
‼ Дело в том, что для дошкольника и младшего школьника целью, как правило, будет получение максимально качественного и разностороннего образования в существующих условиях и при сохранении максимально возможного комфортного душевного состояния ребенка. Исключения - дети, которые с ранних лет демонстрируют яркий талант и предрасположенность к каким-либо занятиям. Причем талант, подтвержденный независимыми экспертами 😉, а не "выявленный" родителями. Это - юные спортсмены, артисты, музыканты... И даже в таком случае основная цель не меняется, к ней только добавляется преимущественное развитие таланта, но с максимальным сохранением всех остальных сфер.
Дальше, начиная с 5-7 класса, цель может конкретизироваться, обретая более или менее определенные черты в 8-9 классе. Но и в этом возрасте очень желательно не "обрезать" альтернативные варианты. Не редки случаи, когда яркий гуманитарий в 9 классе вдруг "загорается" математикой или информатикой. И наоборот, чистый технарь начинает писать стихи или фанфики и заявляет, что будет журналистом.
⚠ Вот поэтому до 7 класса важно, чтобы, где бы не учился ребенок, он получал качественные, полноценные знания по всем предметам школьной программы. А не так: у меня гуманитарий, поэтому математику нам дедушка решит, чтобы хоть четверка "вышла" в году... А зарплату и на калькуляторе посчитать можно.
Современная тенденция - не акселерация, как до сих пор считают многие. Современные дети взрослеют значительно позже 😱, чем их ровесники 30 лет назад.
👉 Подростковый кризис может "накрыть" 18-20-летнего.
👉 В 24 они еще решают, кем "хотят стать, когда вырастут".
👉 К 30 еще не готовы обзавестись детьми, потому что недостаточно взрослые.
Поэтому нет ничего удивительного и ужасного в том, что 10-классник не знает, какой вуз и даже какую специальность выбрать 😵💫. Или меняет решение буквально накануне ЕГЭ. Или после, когда уже изменить ничего нельзя... А, нет, можно. Можно подождать год, снова сдать уже другие ЕГЭ и поступить совсем в другой вуз, если снова не передумает, конечно. Или, как выразилась мама одного из моих учеников, "не отправится с бродячим цирком" 😜.
Что я никак не могу поддержать - это новую моду после 11 класса, если ребенок не знает, чего хочет, отправлять его путешествовать и отдыхать (ну устал же ребенок, 11 лет учился). Пусть, мол, придет в себя, подумает о жизни... Да не подумает! Просто совершенно отвыкнет напрягаться.
Когда есть "точка А" и "точка Б", остается проложить между ними оптимальный маршрут 🚸. Оптимальный для конкретного ребенка и конкретной семьи 👨👩👧👦. Не всегда оптимальный - самый быстрый. Не всегда оптимальный - значит, прямой. Даже навигатор сейчас предлагает разные маршруты с учетом дорожной обстановки и стоимости.
Так и образовательный маршрут может, конечно, реализовываться через простой переход из школы в школу, потом в вуз.
🔸 Но ведь есть еще дополнительное образование - кружки, секции, курсы.
🔸 Есть олимпиады, репетиторы.
🔸 Есть ресурсы семьи, например, мама с удовольствием будет ходить с ребенком в театры (или смотреть те спектакли в видеозаписи), бабушка научит писать сочинения, а дядя - чинить радиоприемники.
🔸 Есть самообразование, в конце концов. Есть ролики на ютубе, и бесплатные онлайн-курсы.
💥💥💥 Была бы мотивация - а возможность найдется.
Если снова провести параллель с путешествием, то всегда были те, кто летал бизнес-классом, и те, кто путешествовал автостопом, еще и зарабатывая по дороге.
👨🎓 И это все - образовательный маршрут 👍.