"Жалко, что работы в деревне ему было не найти, кому и что тут чинить? Здесь, наверное, в округе на сто километров нет ни одного компьютера… А так бы Вадим с удовольствием перебрался в свой собственный дом! Где нет соседа, который регулярно напивается и скандалит со своей горластой женой, а ты лежишь и пытаешься уснуть, закрыв уши подушкой..."
*НАЧАЛО.
Глава 62.
К окончанию института Вадим уже имел неплохой опыт работы, ведь направление он себе выбрал довольно перспективное – прикладная математика. Настало время, когда в жизнь всё плотнее входили компьютеры, его умения и навыки ценились довольно высоко – ему повезло устроиться на работу в фирму, занимавшуюся поставками, сборкой и ремонтом компьютерной техники.
Заработки были неплохие, работа позволяла брать «левые» заказы, Вадиму на жизнь хватало, он снимал комнату в двухкомнатной квартире и умудрялся понемногу откладывать деньги, намереваясь когда-нибудь купить себе отдельное, пусть и маленькое жильё. Пару раз в год, так Вадим делил свой отпуск на две части, он наведывался в деревню, в доставшийся ему от деда дом. Дом ветшал, Вадим делал всё, что мог, но всё равно этого было недостаточно, конечно.
Хотя, надо сказать, дом был крепким, сработанным на совесть. Наверное, такие теперь и не делают больше, думал Вадим, сидя на старой сетчатой кровати, стоявшей возле бока большой печи. Вещей в доме не осталось – дед знал, что уезжает надолго, если не навсегда, и почти всё, что могло испортиться, раздал соседям. Вадим привёз сюда свой старый спальник, с которым ездил в институте «на картошку», расстилал его на кровати и ему этого вполне хватало. Пара кастрюль и несколько очень колоритных старых чугунков нашлись в незапертом комоде, там же так кстати был оставлен дедом зелёный эмалированный чайник.
Вадиму нравилось здесь бывать, жаль только, что ехать от Перми далековато, а так он бы здесь с превеликим удовольствием обосновался. Огород давно зарос, конечно, но окинув его взглядом, Вадим всегда удивлялся – это же сколько нужно времени, чтобы такое «поле» обработать! Это вам не четыре сотки, на которые у него сейчас едва хватало времени! Но зато и урожай, наверное, был здесь очень богат – земля была хорошей, «жирной», как говаривал дед.
Колодец был вырыт прямо во дворе, и на удивление вода в нём была хорошей, пригодной не только на баню и полив, но и для питья, хотя Вадим, типичный городской житель, опасался пить её некипячёной. Та пара недель, этот отпуск, который Вадим проводил в деревне, словно напитывал его силой, позволял привести мысли в порядок и в тишине подумать о многом… Именно здесь родились те идеи, которые впоследствии, на работе, приносили Вадиму неплохие премии за разработки.
А старая баня, которую Вадим научился топить далеко не с первого раза, стала его страстью! Приехав в деревню, Вадим первым делом открывал ставни и проветривал дом, намыв запылившиеся за время его отсутствия полы. А потом отправлялся в лес, который был как раз неподалёку – там он выбирал молодой березняк и собирал в веник веточки, предвкушая, как запарит его в старом облупившемся эмалированном тазу, и как будет потом лежать на полке́, вдыхая терпкий берёзовый аромат.
Жалко, что работы в деревне ему было не найти, кому и что тут чинить? Здесь, наверное, в округе на сто километров нет ни одного компьютера… А так бы Вадим с удовольствием перебрался в свой собственный дом! Где нет соседа, который регулярно напивается и скандалит со своей горластой женой, а ты лежишь и пытаешься уснуть, закрыв уши подушкой.
Но Вадим давно научился радоваться мелочам и потому ждал этого своего отпуска с нетерпением, предвкушая его задолго до начала и вспоминая, как там у него всё устроено…
Когда он приехал в деревню впервые, то сначала был огорчён – разве это жилище? Но скосив траву во дворе, почти в свой рост высотой, и прибравшись, он понял, что не так всё плохо, а пожалуй, что и хорошо. На чердаке дома он тогда обнаружил нечто странное, будто кто-то там обитал некоторое время, после отъезда деда Ивана в город.
У чердачного оконца стояло старое плетёное кресло, рядом тумбочка с почти отвалившейся дверцей, а на ней ровной стопкой лежали заботливо накрытые прозрачной плёнкой книги. Видимо кто-то из местных находил здесь убежище, прячась от чего-то и проводя время за чтением. Но, по всей видимости, было это давно – плёнка покрылась толстым слоем пыли, кресло почти развалилось и истлело.
Вадим вынес всё с чердака и сжёг во дворе вместе с остальным мусором. Всё, кроме книг – их подборка как раз совпала с его вкусом – он и сам в детстве зачитывался… «Граф Монте-Кристо», «Остров сокровищ», «Приключения Тома Сойера» и конечно «Мушкетёры» … рука не поднялась сжечь старые книги, хоть некоторые обложки были чуть испорчены водой и временем.
Пусть будут, подумал Вадим и унёс их в дом, там обернул газетами и поставил на полку, он сам её сколотил из найденных в чулане досочек. А потом от нечего делать начал читать эти книги, и это возвращало его далеко в прошлое, туда, где мама и отец ещё были живы.
В один год он приехал в дом осенью и обнаружил, что в сенях и на крыльце сильно протекла крыша, пришлось выделять средства из отложенных на покупку жилья средств и крыть всю крышу железом. Ну, что ж… видимо, покупка комнаты или маленькой квартирки снова откладывается. Но зато крыша теперь в отличном состоянии, а как ни крути дом этот и есть постоянное пристанище Вадима, потому что он тут прописан – больше-то негде! После окончания института из общежития он переехал на съём, а вот прописку смог сделать только здесь. Так что – дом есть дом, и крыша над головой должна быть, в данном случае – в прямом смысле этого слова.
Остаток отпуска он старался экономить сильнее, чем обычно – в местный магазинчик он почти не ходил, зато регулярно отправлялся на речку со старой дедовой удочкой. Накопав червей в давно перепрелой компостной куче за огородом, Вадим добывал себе рыбалкой обед на пару-тройку дней, а разнообразие обеспечивал набранными в лесу грибами. Ну а что – полезное питание! Особенно если вечером в чайнике заваривался чай на лесных травах и шиповнике, и лесной дух благоухал на весь дом!
Нехватку знаний по этим самым лесным травам Вадим восполнял найденной в чулане книжкой «Лекарственные травы», с картинками, и теперь брал её с собой при каждом походе в лес. Но очень быстро научился – лесную малину трудно с чем-то спутать, как и смородину, которая росла неподалёку в чьём-то давно заброшенном огороде, у самой опушки леса.
Так что, возвращаясь обратно в город, Вадим на работе степенно рассказывал, как он жил в деревне – грибной суп и уха, чай на сосновой хвое и малиновом листе, а из магазина только хлеб, соль-сахар, и ничего лишнего… А баня? Что может сравниться с тем чувством, когда распаренный и чистый ты выходишь из бани, где осенний вечер уже катится на двор от леса, удлиняя тени… От тебя пахнет берёзовым паром и чуть дымком, а ты не спешишь надевать на себя чистую футболку, потому что разгорячённое тело приятно покалывает холодком.
Коллеги завидовали Вадиму, говорили, что такой отдых – мечта, и Вадиму повезло иметь дом в деревне, с родительской дачей за городом это не сравнимо. И никто не подозревал, что сначала ехал туда Вадим скорее от безысходности… это уже потом распробовал он всю деревенскую прелесть. Жаль, что мало побыл, так он каждый раз заканчивал свой рассказ.
- Так ты бы купил машину, копишь ведь, - давал совет его коллега и сосед по столу Серёга, - Да и ездил бы почаще, в деревню свою.
- Если б там работа была, я б туда насовсем уехал, купил бы себе старенькую «Ниву», чтоб вместо лошади, - мечтал Вадим, - Но будущее за городами, увы. Деревня вымирает, чем там жить? Если только собирательством.
Особенно Вадиму понравилось бывать в дедовом доме зимой. В первый раз было страшновато, конечно… Он ещё летом запас дров, зная, что вторая половина его отпуска приходится на конец декабря. Дрова он решил сложить прямо в доме, опасаясь воровства и выделив для этого маленькую комнатку, отгороженную от остальной части дома старенькой, побитой молью ситцевой шторкой. И когда ехал в деревню, трясясь в холодном автобусе, всё думал – хватит ли ему этих дров на три недели, которые ему предстоит провести в деревне, вместе с новогодними праздниками.
Конечно, это было лучше, чем оставаться в городе и воевать с пьяным соседом, пытаясь его угомонить, и бесконечно ждать, когда его жена освободит наконец кухню, чтобы приготовить там нехитрое угощение на свой новогодний стол. Ребята-коллеги приглашали его отметить праздник вместе, они собирались ехать на чью-то дачу, но Вадим отказался… Во-первых он не пил, вообще не любил спиртное и пьяных людей, и провести праздник оправдываясь перед нетрезвыми людьми почему он не пьёт и «их не уважает»… так себе развлечение.
Так что деревня была для него отдушиной, а дрова… дрова можно экономно расходовать, и на крайний случай разобрать старый забор, оставшийся от разрушенного дома, совсем недалеко от дедова подворья.
Оказавшись дома, Вадим озадаченно почесал затылок – двор был завален снегом, дом чуть не по самые окна утопал в белоснежных сугробах, вот этого он не предусмотрел… Ну да ладно – унывать не в его характере, и потому Вадим кое-как пробрался во двор, протоптал до крылечка тропку и открыл дверь. Первым делом растопил печку, чтобы дом хоть немного прогрелся, окна все были затянуты морозными узорами, зима здесь другая, не городская… Достав с печи приготовленные с лета старые валенки, он вынул из них комки газеты – от моли клал – в сенях взял лопату и громко распевая «Эх, мороз, мороз…» принялся чистить двор.
Закончив работу, Вадим подумал, что ему теперь и так тепло, натоплено в доме или нет – у него вся кофта мокрая! Это тебе не в винтики отвёрткой тыкать, подумал он, усмехнувшись, и опершись на лопату, встал передохнуть возле своей калитки.
Чуть поодаль, там, где кое-как расчищенная трактором дорога от шоссе поднимается на пригорок, чтобы зайти в деревню, Вадим приметил вставшую машину. Водитель открыл капот и ковырял там что-то, иногда потирая озябшие руки. Может помощь какая нужна, подумал Вадим и решил сходить, спросить, хотя в машинах он мало что понимал. Отец учил его, но, когда это было.
Вадим надел сухую футболку и куртку, проверил печку, подкинув туда ещё пару поленьев, и отправился к машине. Подойдя ближе, он увидел, что возле машины хлопочет мужчина в годах, чем-то похожий на деда Ивана…
- Здравствуйте, вам может помощь нужна? – обратился он к мужчине, - Я Вадим Макеев, вон там обитаю, в дедовом доме.
- Так ты Ивана Макеева внук, получается? – спросил дед и протянул Вадиму крепкую руку, - А я Егор Кузьмич Стародубцев. В Частых живу, сюда в гости еду, к родне. Да вот вишь, встала «лошадка» моя. А деда твоего я знавал, да… Хороший человек был!
- Может, толкнуть? Заведётся…, - предложил Вадим нерешительно, наверное, он ерунду сморозил, слесарь из него не ахти.
Но решили попробовать, и вскоре старенький мотор запыхтел, чихнув, и Егор Кузьмич повеселел, похлопал по спине Вадима.
- Ну, спасибо тебе, добрый человек! Я без тебя пешком бы до двора-то шёл! А ты что же, один тут обитаешь, в дому-то дедовом?
- Один приезжаю, - кивнул Вадим, он почему-то ощутил такое доверие к этому деду… словно перед ним дед Иван стоит, - В Перми снимаю комнату, бывает соседи бузят, и всё такое, а тут своё всё…
- Ну и правильно! – кивнул Егор Кузьмич, - Ну-кось, я тебя угощу! Да не отказывайся, а не то обижусь! Сам всё готовлю, попробуешь моего-то, домашнего! Такого поди в ваших городских гастрономах не продают!
Попрощались они словно старые знакомцы. Вадим стоял у калитки и смотрел вслед уезжающей машине, в руках у него был большой пакет с домашней жирной курицей и завёрнутыми в просалившуюся бумагу домашними копчёностями, источающими умопомрачительный аромат. Вадим подумал, какой хороший дядька, тот Егор Кузьмич… и не знал того, что в жизни ещё встретит этого деда. Только вот будет это ещё нескоро от этого самого дня.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.