…от дыхания его разгорается свеча
Пикник, «У шамана три руки»
О существовании Годзиллы я узнал из позорного рекламного ролика отечественного телевидения, в котором фильм «Годзилла против Мехагодзиллы-2» назвали «Легенда о динозавре-2». Поскольку о фильме «Легенда о динозавре» ходили легенды (нужно чаще повторять слово «легенда», ага), было ужасно интересно, что же это за такое сверкающее, сияющее… офигеть, какой робот!
Находясь в информационном вакууме, вообще сложно адекватно оценивать происходящее. Что и происходило с нами, рядовыми зрителями. Потом, конечно, наступило прозрение, стало известно, где «легенда», где Годзилла, и с чем это все едят. Оказалось, что история эта куда длиннее, чем можно подумать, и очень неоднозначна для восприятия. Вообще, все серии японских фильмов о кайдзю имеют такое свойство: либо да, либо сразу нет. Своеобразные они. Канонически это выглядит так: затравка, монстр, час социальной драмы из жизни японцеы, монстр, финальная битва. Никто не умер.
Потом был Годзилла в трактовке Роланда Эммериха (японцы были в ярости). Ну, такое себе вышло. Японцы обиделись, прозвали его Зиллой, и даже сделали эпизод, в котором Годзилла убивает Зиллу одним ударом.
Потом начался «монстрверс», в котором привычные нам гиганты обрели совершенно комиксные способности и черты. В истории кайдзю всегда-то физика и биология были не в почете, а теперь и вовсе не существуют. Конг растет по сорок метров в год, в частности, а схватки воистину стали современными – ничего не понятно, но все сверкает и рушится.
Японцы, тем временем, про своего титульного монстра тоже не забывали. В 2016 году они начали очередную серию, Рэйва, в которой ныне уже пять фильмов, снова да ладом пересказывающие историю сначала, уже в который раз. Последний в хронологии пока свеженький «Годзилла: минус один». О нем мы немного и потолкуем.
Начинается фильм с весьма знакомой всем любителям серии заставки с иероглифами. На сей раз Годзилла появляется в Японии по свежим следам Второй Мировой. Тяжелое поражение в войне, ядерные бомбардировки, летчики-камикадзе, и тому подобный антураж. Как водится, часть фильма посвящена истории людей, а борьба с монстром служит как бы стержнем сюжета, на который наплетают социальную и бытовую драму.
В общем-то, получился типовой японский фильм о Годзилле. Антивоенный, антиядерный, несмотря на то, что сама по себе японская нация всегда имела крайне жестокую, даже бесчеловечную суть. Да и продолжает иметь. Удивительно, как только коммерческие фильмы преодолевают у них чиновничье почитание Америки. Но мы – о кино.
Ярко демонстрируется хаос, нищета, но слегка прикрыто серьезнейшее технологическое отставание Японии. Фильм упирает на человечность, как ни крути, и условный главный герой далеко не супермен. Нестандартно, и порой нудно подается его история.
Зато с титульным героем безусловным, то есть Годзиллой, все хорошо. Он могуч, сокрушителен, шпарит лучом, нелепых танцев не исполняет. Масштабы разрушений, кстати, весьма достойные, и явно содержат в себе аллюзии на ядерные бомбардировки. Собственно, вся японская история Годзиллы напоминает о них постоянно, несмотря на то, что официально Япония уже давненько скромно умалчивает, кто их произвел, а то можно и того. Без штанов остаться.
Как водится, Годзиллу фиг убьешь. Но, в данном случае, его хотя бы видимо ранят, просто раны моментально заживают. Что тоже стоит записать в плюсы. В прежних фильмах на нем и следов не оставалось. Неплохо сняты морские баталии, хоть и видно, что кораблики нарисованы. Присутствует гениальный ученый, готовые к самопожертвованию экс-камикадзе и отчаянные моряки.
Как водится, слегка преувеличено тут все, что можно, и чего нельзя. Физика в отпуске. Чахлые баркасы тянут Годзиллу со дна тросами…
Весьма интересный вопрос был задан в одной рецензии – почему Годзилла стоит посреди океана? Так вот, исходя из способа его утопления, он, получается, все это время плавает каким-то образом. Остается только предполагать, на какой такой неприличной реактивной тяге. Или он легче воды? Гм.
Самый экшен приходится на финальную часть фильма, как и должно быть. Хэппи-энд по полной, не считая того, что Годзилла, как Фредди Крюгер, опять оказывается жив.
В целом, фильм все же довольно близок к самому первому по стилю, делая скидку на современные возможности. Но тут, конечно, вкусовщина, как уже было сказано. Лично меня фильм все же больше порадовал, хотя скитания в руинах и нудноваты. Это куда больше, чем разухабистые американские битвы с Конгом, в которых уже наплетено не меньше, чем в марвеловских комиксах. Рука Исиро Хонды заметна.
Если отрешиться от присущей японским фильмам занудности, вплетенной во вроде бы экшен, получился вполне себе такой типовой фильм про Годзиллу. Какие-то эмоции он способен вызвать, и вполне достойно напоминает о самом первом фильме из 50-х, для тех, кто в теме, но, конечно, далек от безумия последующих серий с их засильем монстров.
Итого: похоже, это Годзилла. Если вы любите оригинал, посмотреть стоит.
Автор: Джон Дейкер
Редактор: Марсель Македонский
Другие публикации автора: