Найти в Дзене
КуДа ПоЕдЕм?!

Путешествие по рельсам детства: Московская детская железная дорога.

Как мы и обещали, сегодня отправляемся в путешествие по Московской детской железной дороге. Но для начала разберёмся, что же это такое. Во-первых, поезд детской железной дороги, несмотря на то, что он небольшой, он является прототипом настоящего поезда. Движение происходит по узкоколейной дороге. Во-вторых, это учреждения дополнительного образования детей. Детская железная дорога управляется и обслуживается юными железнодорожниками. Ребята проходят обучение в образовательных центрах, действующих на базе детских магистралей и получают навыки машиниста, проводника, кассира и других специальностей. До этой статьи мы знали только про нашу и Горьковскую детскую железную дорогу имени М. Горького в Нижнем Новгороде. Но оказалось их намного больше. Самая первая детская железная дорога была построена комсомольцами в 1932 г., в Москве, в развлекательных целях. Но в конце 1930-х г. её закрыли и, собственно, про неё забыли. В 1935 г. аналогичная дорога появилась в Грузии, в Тбилиси (тогда ещё Тифл

Как мы и обещали, сегодня отправляемся в путешествие по Московской детской железной дороге.

Но для начала разберёмся, что же это такое. Во-первых, поезд детской железной дороги, несмотря на то, что он небольшой, он является прототипом настоящего поезда. Движение происходит по узкоколейной дороге. Во-вторых, это учреждения дополнительного образования детей. Детская железная дорога управляется и обслуживается юными железнодорожниками. Ребята проходят обучение в образовательных центрах, действующих на базе детских магистралей и получают навыки машиниста, проводника, кассира и других специальностей.

Кратово. Московская детская железная дорога.
Кратово. Московская детская железная дорога.

До этой статьи мы знали только про нашу и Горьковскую детскую железную дорогу имени М. Горького в Нижнем Новгороде. Но оказалось их намного больше.

Самая первая детская железная дорога была построена комсомольцами в 1932 г., в Москве, в развлекательных целях. Но в конце 1930-х г. её закрыли и, собственно, про неё забыли.

В 1935 г. аналогичная дорога появилась в Грузии, в Тбилиси (тогда ещё Тифлисе). Именно она официально считается теперь первой в мире.

Тбилиси. Грузия. Детская железная дорога (фото из интернета).
Тбилиси. Грузия. Детская железная дорога (фото из интернета).

Немного позже была открыта детская железная дорога в Красноярске, первая в РСФСР.

Красноярск. Детская железная дорога (фото из интернета).
Красноярск. Детская железная дорога (фото из интернета).

В дальнейшем идею строительства детских железных дорог в других городах страны поддержал наркомом путей сообщения Л.М. Каганович (1893—1991). К середине 1980-х гг. в СССР работало около 52 детских железных дорог.

Советский государственный, хозяйственный и партийный деятель Л.М. Каганович (1893—1991).
Советский государственный, хозяйственный и партийный деятель Л.М. Каганович (1893—1991).

Все Детские железные дороги являются узкоколейными, ширина колеи, как правило, 750 мм. Это было связано с тем, что эта колея была государственным стандартом для узкоколейных железных дорог СССР, таким образом ДЖД могли использовать производившийся промышленностью СССР подвижной состав и другое оборудование.

После распада СССР детские железные дороги Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Туркменистана, Узбекистана были ликвидированы или превращены в парковые аттракционы, которые обслуживались уже взрослыми. В России же все детские железные дороги были сохранены и в 2000-х гг. даже построены новые - Новосибирск (2005 г.), Казань (2007 г.), Кемерово (2007 г.), Санкт-Петербург (2011 г.).

На сегодняшний день в России функционирует 26 детских железных дорог в таких городах, как: Владикавказ (Малая Северо-Кавказская железная дорога имени В.В. Терешковой), Волгоград (Приволжская детская железная дорога), Екатеринбург (Свердловская детская железная дорога имени Н. Островского), Иркутск (Детская Восточно-Сибирская железная дорога), Казань (Казанская детская железная дорога), Кемерово (Кемеровская детская железная дорога), Красноярск (Красноярская детская железная дорога), Кратово (Московская детская железная дорога), Курган (Курганская детская железная дорога), Лиски (Малая Юго-Восточная железная дорога), Нижний Новгород (Горьковская детская железная дорога имени М. Горького), Новомосковск (Тульская детская железная дорога), Новосибирск (Новосибирская детская железная дорога), Оренбург (Оренбургская детская железная дорога), Пенза (Пензенская детская железная дорога), Ростов-на-Дону (Ростовская детская железная дорога), Санкт-Петербург (Малая Октябрьская детская железная дорога и Малая Царскосельская детская железная дорога), Свободный (Свободненская детская железная дорога), Тюмень (Малая Тюменская детская железная дорога), Уфа (Уфимская детская железная дорога), Хабаровск (Малая Дальневосточная железная дорога), Челябинск (Малая Южно-Уральская железная дорога), Чита (Малая Забайкальская железная дорога), Южно-Сахалинск (Южно-Сахалинская детская железная дорога), Ярославль (Ярославская детская железная дорога).

На каждой из них – собственная инфраструктура, включающая пути, вокзалы, станции, подвижной состав, депо, учебные корпуса. Детские железные дороги открыты в течение всего летнего сезона.

Вот и у нас между городом Жуковским и поселком Кратово Московской области есть Московская детская железная дорога. Движение поездов осуществляется в дни летней практики – с конца мая по конец августа. С октября по май проходят теоретические занятия.

Решение о её создании было принято в 1935 г. на слете школьников Раменского района. В следующем году, после окончания учебного года, пионеры сами начали строительство дороги. На тяжелых участках им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Первая очередь дороги была готова в ноябре 1936 г., а торжественное открытие Московской детской железной дороги состоялось 2 мая 1937 г.

Станция Путь Ильича (сейчас Юность). Малая Ленинская железная дорога (сейчас Московская детская железная дорога) (1940 г.) (фото из интернета).
Станция Путь Ильича (сейчас Юность). Малая Ленинская железная дорога (сейчас Московская детская железная дорога) (1940 г.) (фото из интернета).

Протяженность Московской детской железной дороги 4,8 км. Имеет две станции (станция Юность, расположенная в г. Жуковский, около платформы Отдых Рязанского направления Московской железной дороги и станция Пионерская в посёлке Кратово) и две промежуточные платформы (платформа Школьная (стоянка поезда 1 мин.) и Детская (посадка и высадка пассажиров на ней не осуществляется).

Около станции Пионерская находится локомотивное и вагонное депо, а также здание управления Московской детской железной дороги с учебными классами.

В распоряжении юных железнодорожников три тепловоза: ТУ2-129, ТУ2-241 и ТУ10-032 плюс 6 вагонов фирменного поезда “Московская детская железная дорога”.

Расписание и стоимость билетов Московской детской железной дороги (2024 г.):

Расписание и стоимость билетов Московской детской железной дороги. 2024 г.
Расписание и стоимость билетов Московской детской железной дороги. 2024 г.

Несмотря на то, что мы уже не дети и места в детском поезде уже для нас узковаты, мы всё равно с удовольствием прокатились по Московской детской железной дороге. И приглашаем вас к нам в город насладиться атмосферой детского счастья.

Жуковский. Станция Отдых.
Жуковский. Станция Отдых.