Найти тему
Андрей Абраменков

От Бразилии до Японии: как СПГ транспортируют на дальние расстояния

За 2023 год объём мировой торговли сжиженного природного газа составил 404 миллиона тонн. С каждым днём эта цифра продолжает увеличиваться и в этом году побьёт новый рекорд.

При этом не всегда покупателями сырья оказываются соседние страны или даже континенты.

Сегодня о том, как СПГ перевозят в разные точки мира и почему это дешевле, чем альтернативные источники энергии.

🏭 Производство

После добычи с месторождения природный газ очищают и сжижают на заводе. Происходит этот процесс за счёт охлаждения сырья до -162°C, чтобы уменьшить его объём примерно в 600 раз. После газ отправляют на терминал, где СПГ погружают на судно.

🚢 Транспортировка

Основное средство транспортировки СПГ на дальние расстояния специальные танкеры — СПГ-газовозы. СПГ-танкеры — это гигантские суда, специально спроектированные для транспортировки сжиженного газа.

Чтобы сохранить газ в жидком состоянии, СПГ-танкеры оборудовали системой изоляции, которая поддерживает низкую температуру. Эти танкеры оснащены сферическими или мембранными резервуарами, которые могут удерживать газ при сверхнизких температурах.

Обычно танкеры бывают двух типов:

▪️Сферические

Эти суда имеют несколько сферических резервуаров, которые легко узнать по характерной форме. Резервуары находятся внутри судна и окружены защитными оболочками.

▪️Мембранные

В этих судах резервуары имеют форму корпуса судна и покрыты тонкими металлическими мембранами, которые удерживают СПГ. Между мембраной и корпусом судна находятся изоляционные слои, которые предотвращают утечку тепла.

Главное преимущество СПГ — это минимальная стоимость при максимальных преимуществах:

1️⃣ Большие объёмы

СПГ-танкеры могут перевозить большие объемы газа за один рейс, что приводит к снижению удельных затрат на транспортировку.

2️⃣ Гибкость маршрутов

В отличие от трубопроводов, которые требуют дорогостоящей и постоянной инфраструктуры, СПГ-танкеры могут менять маршруты в зависимости от рыночных условий и спроса. Это позволяет оптимизировать логистику и снижать транспортные расходы.

3️⃣ Минимальные потери

При соблюдении технологических норм потери СПГ во время транспортировки минимальны, что позволяет сохранить большую часть груза в пригодном для использования виде.

4️⃣ Низкие операционные расходы

СПГ-танкеры могут использовать часть перевозимого газа в качестве топлива для двигателей, что снижает затраты на топливо и эксплуатационные расходы судна.