Найти тему
Александр Степанов

«СТАЛИНСКАЯ» ПЛОТИНА И СЕГОДНЯШНЕЕ ЧП В КАРЕЛИИ

Фото с места ЧП. Из открытых источников
Фото с места ЧП. Из открытых источников

Сегодня на шлюзе Беломорканала в Сегежском округе произошла авария — прорвало временную дамбу, в результате чего подтопило рядом расположенные населенные пункты и садоводческое товарищество. Уже известно об одном погибшем, несколько человек числятся пропавшими без вести. ЧП федерального уровня...

А вот на этом фото 1932 года запечатлено строительство Шаваньской плотины Беломорско-Балтийского канала, где сегодня утром и произошёл прорыв:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Шаваньская плотина находится в протоке реки Нижний Выг. Уникальность её в том, что она деревянная, вернее, наклонные деревянные ряжи плотины заполнены камнем. И Шаваньская плотина безостановочно действует, начиная с 1933 года!

Автором проекта выступил инженер Климент Михайлович Зубрик, который был осужден в декабре 1930 года, но после завершения строительства ББК освобожден и награжден орденом Трудового Красного Знамени. Впоследствии на ответственных должностях, дожил до 1967 года.

К.Зубрик. Фото из открытых источников
К.Зубрик. Фото из открытых источников

Интересно еще и то, что плотина является в Карелии объектом культурного наследия регионального значения. Она была включена в реестр карельских памятников в 2019 году как достопримечательное место:

«С момента строительства и до настоящего времени гидротехническое сооружение находится в эксплуатации в качестве водосливной плотины, регулирующей уровень воды Воицкого водохранилища, а также участвующей в пропуске паводковых вод. В годы Великой Отечественной войны многие шлюзы ББК подверглись вражеской бомбардировке либо были взорваны при отходе частей Красной армии в 1941 году, но Шаваньская плотина не пострадала. Сооружение сохранилось практически без изменений и перестроек за исключением оголовка плотины, который дважды наращивался: в 1955 году (по другим данным в 1956) и в 1970 году». (Источник).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Лишь в 2019 году техническое состояние плотины было признано аварийным. К реконструкции гидротехнического сооружения сталинских времён приступили только в 2022 году. Пока подрядчики возводили «более современное, надежное сооружение с большой пропускной способностью» — вода снесла временную перемычку, которая стояла на месте плотины.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Что там в реальности произошло и кто виноват — пусть разбирается следствие. Просто напомню про три свои старые публикации, касающиеся Беломорканала:

1. «Просто констатируем, что «великий писатель земли русской», «властитель дум» и «либеральный светоч», на мнение которого многие привыкли ссылаться, в своей книжке нахально соврал про Беломорканал. Впрочем, если бы только про это». ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ - О юбилее Беломорканала и барже с дровами от Солженицына

***

2. «В общественном сознании, как мы видим, Панамский канал — это все-таки «поцелуй двух океанов». Сплошной позитив. И каяться за десятки тысяч жертв никто не призывает. А наш Беломорканал— это исключительно символ мрачного и ужасного советского прошлого. И картинки вспоминаются соответствующие, перестроечные». ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ - А БЕЛОМОРКАНАЛ — НЕ «ПОЦЕЛУЙ ДВУХ ОКЕАНОВ»?

***

«В течение четырех месяцев канал посетило 4185 человек. Величественным зрелищем канала любовались ударники со всех концов Советского Союза: металлисты Москвы и ткачихи Иванова, привезшие в подарок руководителям стройки свидетельство высокого мастерства – вытканные на полотне портреты тт. Сталина и Ленина, нацмены Кавказа и Средней Азии, просвещенцы Ленинграда, шахтеры Донбасса, пионеры и старые большевики, колхозники и инженеры, кооператоры, академики и т. д. ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ - О ТУРИЗМЕ НА БЕЛОМОРКАНАЛЕ