"Гигантский французский авианосец стал на время плавучей киностудией. Здесь французский режиссер Ив Чампи, постановщик фильма «Небо над головой», установил свои камеры. Сюда он переселился на несколько месяцев вместе с оператором Эдмоном Сешаном и всей своей киногруппой. Переселился не для того только, чтобы поэффектнее показать на экране мощь современной военной техники, сложнейшие взлеты и посадки реактивных самолетов на палубу авианосца, четкую и слаженную работу команды гигантского корабля, красоту морских пейзажей и т.д. Каким бы соблазном ни были для художника такие кадры, для Ива Чампи они представляли лишь вспомогательный интерес".
Читаем статьи из "Спутника кинозрителя" 1967 года (№2):
«Я солдат, мама».
«Герои фильма «Я солдат, мама» — молодое армейское пополнение или, как любили говорить в старину, «новобранцы». Для этих молодых пареньков, только вставших со школьной скамьи, армия нередко становится первой серьезной школой жизни. И, что греха таить, многим из них нелегко привыкнуть и к воинской дисциплине, и к строгим требованиям воинского устава.
Таков и солдат Пеганов (арт. С. Шакуров). Своим товарищам он внушает, что в жизни все зависит от того, «как сразу себя поставишь, каким себя слепишь». А поставить себя Пеганов хочет в исключительное положение: демонстративно высказывает неуважение к старшим по возрасту и званию, халатно относится к службе и т. д. У этого неглупого, остроумного, но дерзкого парня есть среди новичков друзья, готовые ему в чем-то и подражать.
Как же вести себя с Пегановым? Как относиться к такому вот колючему и упрямому солдату? Этот вопрос решает для себя старшина роты (арт. В. Зубков). И тут мне хотелось бы сослаться на одно высказывание режиссера фильма Маноса Захариаса, который вместе со старшиной тоже ведь решал для себя этот вопрос.
— Примитивная муштра, — подчеркивает он, — никак не смогла бы помочь делу воспитания молодых солдат. Уровень сознания молодежи, приходящей в армию, сама техника, которую использует современная армия, — все это требует совсем иного решения сложных вопросов... Появляется новый тип командира — боевого наставника и в то же время чуткого воспитателя и педагога. Это не специальный офицер, занимающийся политвоспитанием, это человек, соединивший в себе самые разные функции. Он умеет к каждому найти подход, определить и учесть индивидуальность отдельного солдата.
Я привел эту довольно пространную цитату, потому что здесь, на мой взгляд, выразилась основная идея фильма. В образе старшины для режиссера М. Захариаса и автора сценария Леонида Ризина как бы воплощается то новое, что характеризует современную Советскую Армию: не только возросшая боевая мощь и техническая оснащенность, но и обогащение духовного мира ее людей.
За последние годы произошло огромное накопление духовных ценностей. И хорошо, что в фильме «Я солдат, мама» кинематограф, пусть не всегда с художественной силой и убедительностью, стремился отразить этот процесс.
Большое впечатление производит в фильме сцена военных учений. Новички в учениях пока не участвуют. Но в грохоте и разрыве снарядов после слов старшины, обращенных к ребятам: «Я могу вам рассказать»,— на экране возникают картины наземных, воздушных и морских боев. Атакует военный корабль атомная подводная лодка. Поражают заданную цель ракеты. Прямо с неба спускаются на парашютах танки... Внушительное зрелище нашей мощи и могущества!
Выход фильма «Я солдат, мама» на экраны приурочен к знаменательной дате — годовщине Советской Армии. Он помогает нам лучше узнать армейские будни, ближе познакомиться с людьми Советской Армии.
«Туннель».
Больше двадцати лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы второй мировой войны, но события военных лет и подвиги героев прошедшей войны по-прежнему остаются одной из главных тем искусства и литературы. И интерес к такого рода произведениям не только не ослабевает, а становится все шире и прочней.
Есть много превосходных фильмов о тех, кто совершал подвиги на полях сражений, но в последнее время на экранах все чаще стали появляться и произведения о героях «незримого» фронта, о тех, кто, действуя в глубоком тылу врага, маскируя свои подлинные имена и истинные цели, помогал ковать победу. Невымышленные приключения наших разведчиков, добывающих для советского командования драгоценные сведения о противнике, уничтожающих на его территории важные военные объекты, — какой превосходный материал для остросюжетных произведений, значение которых для воспитания молодого зрителя трудно переоценить.
О героях «незримого» фронта рассказывает и фильм «Туннель». Картина эта примечательна тем, что является первым опытом совместного сотрудничества советских и румынских кинематографистов, киностудий «Мосфильм» и «Букурешть».
Нам хотелось рассказать о встречах людей, о том, как возникает дружба, об общности идеалов, рожденных борьбой против фашизма.
Сценарий фильма написан советским писателем Георгием Владимовым, автором широко известной повести «Большая руда», в сотрудничестве с Франчиском Мунтяну. Мунтяну является и постановщиком фильма. Смешанным был съемочный коллектив. В главных и второстепенных ролях снимались советские и румынские артисты: В. Малявина, М. Пыслару, А. Локтев, И. Дикисяну, Л. Прыгунов, Ф. Персик, В. Филиппов, Л. Зверинцев и др.
Действие фильма развертывается в последний период войны на румынской земле, еще оккупированной гитлеровцами. Перед боевым диверсионным отрядом — четырьмя русскими и двумя румынами — военное командование поставило нелегкую задачу: во что бы то ни стало предотвратить взрыв туннеля, единственного в горах пути для наступающих советских войск.
С огромным риском переходит группа разведчиков во главе с русским лейтенантом Денисовым и румынским офицером Петреску линию фронта. Обосновавшись во вражеском тылу, все шестеро рискуют жизнью сто раз на день. В самом деле, кто он, этот кельнер, который помог найти им комнату в румынском городке? Можно ли ему доверять? Слишком подозрительно кельнер себя ведет. А певица Юлия из ночного ресторана «Голубая кошка», сдавшая им комнату? Друг она или враг?
Но самое главное это, конечно, туннель, сбережение в целости и сохранности важного военного объекта.
Разные люди входят в диверсионную группу — разные по биографии, характеру, национальности, темпераменту. И свела-то война шестерых бойцов совсем недавно. Но в обстановке смертельной опасности их всех объединяет и сплачивает чувство дружбы, товарищества, взаимопонимания, выручки.
Я думаю, что бесспорным достоинством фильма является то обстоятельство, что его авторам удалось нарисовать не только коллективный портрет разведчиков — сильных, энергичных, волевых людей, но и обрисовать индивидуальные черты каждого. Пусть психологически это сделано недостаточно глубоко. Но мы все же ощущаем и характер сдержанного, молчаливого, внешне угрюмого, а по существу, глубоко душевного лейтенанта Денисова (арт. Алексей Локтев), и мужественной молоденькой радистки Наташи (арт. Валентина Малявина), любящей Денисова, и самоотверженного офицера Петреску (арт. Ион Дикисяну), верного товарища по оружию, да и других участников группы.
Вместе с певицей Юлией (арт. Маргарэта Пыслару) в фильм входит еще одна трудная судьба — молодая румынская женщина, актриса, ненавидящая нацистов и в то же время вынужденная пользоваться их милостями, их подачками. Линия эта в фильме менее удалась, чем героическая. Но и образ Юлии вносит в него свою особую краску.
Итак, фильмом «Туннель» начато доброе дело. Будем надеяться, что за первой совместной советско-румынской картиной последуют другие, что творческое содружество кинематографистов двух стран будет крепнуть и расширяться. И очень хорошо, что в первой своей работе они обратились к событиям военных лет, когда на полях сражений кровью скреплялась дружба советского и румынского народов.
«Их знали только в лицо».
Приключенческий фильм о партизанах- подводниках. И еще об одном подвиге героев «незримого» фронта в дни второй мировой войны рассказывает кинокартина «Их знали только в лицо», снятая на киевской киностудии им. А.П. Довженко по мотивам повести Э. Ростовцева «Час испытаний». Действие этого фильма, как того требуют законы приключенческого жанра, развертывается в стремительном и напряженном темпе.
В одном из временно оккупированных немцами южных портов — важной морской коммуникации гитлеровцев — одна за другой совершаются смелые диверсии: взрываются корабли с оружием, техникой и боеприпасами. Фашисты теряются в догадках. Кто? Каким образом русским удается проникнуть на столь тщательно охраняемый внутренний рейд?
Гитлеровцы выставляют заслоны против русских подводных лодок. Но смелые рейды совершают люди необычной военной профессии — подводные бойцы. Это они, герои-подпольщики, незримо подводят мины к вражеским кораблям. Действующая в городе сильная подпольная организация, возглавляемая коммунистом Гордеевым (арт. С. Крылов), организует, координирует и направляет подвиги бойцов «незримого» фронта.
Для борьбы с диверсантами начальник гестапо Хюбе (арт. Ю. Волков) привлекает группу опытных итальянских подводных пловцов вместе с одним из лучших специалистов по подводной войне Дель Сарто (арт. А. Вербицкий).
О том, как осуществляют свои смелые, полные риска замыслы советские разведчики, действующие в буквальном смысле этого слова на суше, на воде и под водой, мы узнаем, познакомившись с героями — Галиной Ортынской (арт. И. Мирошниченко), нашей разведчицей, работающей в немецкой комендатуре переводчицей, Виноградовым — он же Кулагин (арт. А. Белявский), Адамовой (арт. М. Стриженова) и другими их товарищами по борьбе.
Фильм поставил режиссер Д. Тимонишин. Сценарий написали Б. Юнгер, Э. Ростовцев при участии И. Луковского. Оператор-постановщик Вадим Верещак.
«Дядюшкин сон».
Повесть Достоевского ,,Дядюшкин сон“ принадлежит к числу лучших сатирико-обличительных произведений русской и мировой литературы XIX века. В ней много комического, смешного и страшного.
В фильме «Дядюшкин сон», поставленном режиссером К. Воиновым по одноименной повести Достоевского (сценарий Л. Вильвовской, К. Воинова), любители кино получили редкую возможность (как и в предыдущей работе того же режиссера «Женитьба Бальзаминовая) встретиться сразу со многими популярными актерами.
В фильме снимались Л. Смирнова, Ж. Прохоренко, Н. Рыбников, Л. Шагалова, А. Ларионова, К. Лучко, Н. Мордюкова, В. Зубков и другие. А роль престарелого князя К., которого помещица Марья Александровна Москалева решила непременно женить на своей дочери Зине, в этом фильме сыграл Сергей Мартинсон.
Когда вы будете смотреть Мартинсона в «Дядюшкином сне», многие, наверное, вспомнят его в смешной роли композитора Керосинова из фильма «Антон Иванович сердится», другие — в роли фашистского волка Вилли Поммера из фильма «Подвиг разведчика», третьи — в роли диверсанта Дядины 518-го в «Сказке о Мальчише- Кибальчише», а люди старшего поколения — в эксцентрической роли парикмахера Соля из фильма «Марионетки» и, конечно же, во многих театральных ролях на сценах театра им. Вс. Мейерхольда и театра Революции.
Я несколько раз пытался пересчитать все роли, сыгранные С. Мартинсоном в кино за долгие годы его артистической жизни, но, перевалив за три десятка, сбивался и начинал счет сначала. Поэтому точнее и проще будет сказать, что свой путь в кино Сергей Мартинсон начал еще в 1924 году, снявшись в полуфантастической роли Кулиджа Керзоновича Пуанкаре в фильме «Похождения Октябрины». За сорок с лишним лет он создал целую галерею образов.
И вот теперь актер сыграл престарелого жуира и волокиту, который к моменту появления его в городе Мордасове до того уже обветшал или, лучше сказать (как уточняет Достоевский), износился, что зрителю ежеминутно приходит в голову мысль: а не развалится ли того и гляди князь.
Да и внешне — Мартинсон это отлично передает — князь, казалось бы, весь составлен из каких-то кусочков; это сплошная искусственная мозаика из парика, накладных усов, бакенбардов и даже эспаньолки, великолепного, но, увы, тоже искусственного черного цвета.
Однако этот трагикомический персонаж представляется решительной Марье Александровне превосходной партией для дочери, и она расставляет множество сетей, чтобы непременно заполучить князя себе в зятья. Не беда, что в летах. Зато у него и деньги, и чины, и положение...
«Встреча на Эльбе».
Давно стали историей события, о которых повествует фильм, но проблемы, затронутые авторами, сохранили свою остроту и актуальность.
Давно это было и совсем недавно. В мае 1945 года. Немногим менее четверти века назад. На берегах Эльбы встретились тогда победители — советские и американские воины. Встретились как товарищи по оружию, как соратники по совместной борьбе с германским фашизмом. Крепко обнялись, обменялись дружескими рукопожатиями. «Американцы никогда не забудут подвиги русских» — было написано на огромных полотнищах, протянутых на Западном берегу.
С тех пор немало усилий было потрачено воинствующими кругами американской военщины для того, чтобы навсегда вытравить из памяти рядовых американцев воспоминание и о бессмертном подвиге народов Советской страны, и о теплой дружеской встрече солдат двух армий на Эльбе.
Фильм «Встреча на Эльбе», ныне вновь выходящий на экран, был поставлен режиссером Григорием Александровым по сценарию бр. Тур и Л. Шейнина в 1949 году, то есть менее чем через четыре года после знаменательной встречи. И тогда же авторы фильма сумели со всей убедительностью подчеркнуть, как кардинально расходились в оценке этого события его непосредственные свидетели и участники:
— Вот как бы могли жить все люди на земле, — говорит адъютант советского генерала, наблюдая встречу русских и американских солдат.
А на другом берегу Эльбы американский генерал, показывая своим офицерам на эту же сцену, иронически бросает: — Посмотрите на эту идиллию, господа. Это самые тяжелые последствия войны.
И так же по-разному — и мы видим это в фильме — оценивали представители двух миров будущее Европы и будущее Германии. Быть ли ей в новой мировой системе воинствующей, милитаристской страной, где тон задают реваншисты и бывшие нацисты, или же миролюбивой демократической державой?
Мерой времени, мерой прожитых послевоенных лет мы измеряем сегодня фильм «Встреча на Эльбе», отмечая, что многое в нем было схвачено художником с настоящей политической зоркостью и сейчас еще не утратило своей злободневности и остроты.
В этом, конечно, проявился талант постановщика фильма, одного из старейших советских кинорежиссеров Г. Александрова. В его картине соединились приемы публициста и сатирика. Он сумел — и на это справедливо указывали в свое время критики — объединить в одном ансамбле актеров, прошедших самые различные школы.
Напомним, кстати, превосходный состав участников этого фильма. Нам предстоит здесь заново встретиться с Л. Орловой (разведчица Джанетт Шервуд), М. Названовым (майор Джемс Хилл), В. Владиславским (генерал Мак Дермот), Ф. Раневской (жена Мака Дермота), В. Давыдовым (майор Кузьмин), Ю. Юровским (профессор Дитрих), Б. Андреевым (сержант Егорков), И. Любезновым (сержант Гарри Перебей- нога), С. Цениным (сенатор Вудд) и др. Фильм снимал оператор Э. Тиссе. А музыку написал Д. Шостакович.
«Иные нынче времена».
Переселимся в кривые, узенькие улочки старого Тбилиси, потому что действие комедии «Иные нынче времена» режиссера М. Чиаурели происходит более ста лет назад. Сразу же мы попадаем в самую гущу шумного, живописного тбилисского базара, где в эту минуту молоденькая крестьянская девушка, залюбовавшись в лавке сапожника красными чувяками, уговаривает отца купить ей эти чувяки.
Девушку зовут Тасиа, а молодого продавца в лавке, который примеряет ей чувяки, — Гогиа. Мимолетная встреча не прошла бесследно для обоих. Юноша полюбил девушку. Он хочет на ней жениться. Но тут появляется всесильный князь. Ему тоже приглянулась Тасиа. Он похищает ее и насильно держит в своем доме. События могли бы закончиться драматически, если бы не веселые законы комедии. На защиту Тасии поднимаются ее односельчане, городские ремесленники. Завязывается нешуточная и в то же время шуточная борьба.
Фильм «Иные нынче времена» не просто комедия, это музыкальная комедия с пением, танцами, щедрыми водевильными преувеличениями, к сожалению, зачастую нерасчетливо щедрыми, когда авторов явно подводят и вкус, и чувство меры. И тогда трюки начинают казаться плоскими, и комедийные положения — повторяющимися. А скука — враг искусства и комедии, в особенности.
«Сказка о царе Салтане».
Чудесный мир пушкинских сказок оживает на экране. Давным-давно они ждут своего воплощения. И не только в мультипликационных фильмах, а в больших постановочных картинах, где в союзники себе режиссер может привлечь все выразительные технические новшества современного кинематографа — широкий формат, стереофонию, цвет, комбинированные и трюковые съемки. Именно так отнесся к экранизации «Сказки о царе Салтане» известный мастер «кинематографических чудес» режиссер Александр Птушко.
В беседе по поводу постановки фильма Птушко говорил, что отнюдь не стремился сделать картину в обычном лубочно-сатирическом плане. Ему хотелось создать сказку-эпос, в которой эпические элементы сосуществуют с комедийно-сатирическими, а условно-сказочные приемы соединяются с показом бытового уклада древней Руси. Этими задачами и определялось направление творческих поисков режиссера.
И, конечно же, весь творческий коллектив фильма постарался зримо передать на экране и поэтическое обаяние пушкинской сказки, и мудрую мысль, лежащую в ее основе, и острый намек — «добрым молодцам урок».
Большую работу в этом фильме выполнили молодые художники А. Кузнецов и К. Ходотаев, в недавнем прошлом выпускники ВГИКа. Они побывали в местах, где бережно хранят наследие старины, внимательно изучали древне-русскую архитектуру, знакомились с одеждой, утварью, предметами обихода. И только после этого в Крыму, на территории Песчаной бухты, стали строиться сразу две столицы — одна Салтана, северная, деревянная, рубленная, суровая, и другая —- Гвидона, южная, яркая, каменная, красочная. А потом в города стали прибывать и временно прописались тут все его жители — царь Салтан, царица, Бабариха. Гвидон и прочие наши старые знакомцы из пушкинской сказки...
«Белые, белые аисты».
Это фильм о любви и еще о новых отношениях, проникающих в старый, веками устоявшийся. То, что случилось в кишлаке Белые аисты, очень трагично и очень обыкновенно. Велик и влиятелен на Востоке авторитет старых законов — цепких, увертливых, деспотичных. Они точно пружина — отступают под напором нового, чтобы, улучив момент, выпрямиться и ударить ослушника. Такова житейская подоплека истории, рассказанной узбекскими кинематографистами Одельша Агишевым и Али Хамраевым.
Если вкратце попытаться определить содержание нового узбекского фильма с поэтическим названием «Белые, белые аисты», можно было бы сказать: он о любви. И еще о новых отношениях, проникающих в старый, веками устоявшийся быт узбекского кишлака. В самом деле, ведь полюбив друг друга, красавица Малика и молодой Каюм бросают вызов стародавнему убеждению, что если девушка отдана в жены другому человеку, то «люблю, не люблю» уже не имеет значения, даже если этот другой оказался совсем не ровня ей, не пара.
Артисты С. Исаева (Малика) и Б. Бейшеналиев (Каюм) удачно справились со своими ролями, создав характеры цельные, чистые, в которых органически соединились мягкость и твердость, нежность и суровость. Их осуждают родные. Каюм вынужден даже на время покинуть кишлак. Но, несмотря на конфликт с окружающими, они остаются верны друг другу, своей любви.
«Ангел блаженной смерти».
Дело это началось с пароля «Маргарита». Его передали на территорию Чехословакии из Федеративной Республики Германии. Пароль был расшифрован. И тогда выяснилось, что вынесен смертный приговор какому-то неизвестному на территории Чехословакии.
Но кто же этот неизвестный? И как его разыскать? Кто должен привести в исполнение приговор? Когда?.. Где?.. Шифр «Маргарита» стал лишь первой ниточкой. Уцепившись за нее, предстояло вытянуть всю хорошо законспирированную сеть.
Однако сначала жертва. Жертвой оказался профессор Мертенс, гражданин ФРГ, искусствовед, прибывший в Чехословакию под предлогом изучения творчества скульптора Матиаша Брауна. И опять возникло множество неразрешимых пока вопросов. Какова истинная цель визита Мертенса в Чехословакию? С кем он был здесь связан? Чем не угодил своим хозяевам?
Версия о естественной смерти была отвергнута сразу же после медицинской экспертизы. Мертенс стал жертвой насилия. Но для чего разведке ФРГ понадобилось устранить своего же собственного резидента?
Мы становимся свидетелями сложных поисков, хитроумных догадок и гипотез, кропотливого накопления и сопоставления фактов, на первый взгляд, весьма разноречивых, а по существу, друг с другом тесно связанных.
В самом деле, какое отношение к истории убийства Мертенса могла иметь фотография, изображающая несколько человек, занятых рытьем земли на каком-то кладбище. И почему точно такая же фотография оказалась в бумажнике нового резидента, прибывшего на смену Мертенсу?
Пустяк? Не стоящая внимания мелочь? А оказывается, именно это и был один из самых важных документов. По фотографии устанавливалось местонахождение нацистских архивов, спрятанных в конце войны, за которыми более двадцати лет охотились многие иностранные разведки.
Не будем, однако, заранее выбалтывать содержание этого нового интересного чехословацкого фильма. Пусть лучше зрители постепенно вместе с сотрудниками государственной безопасности подойдут к разгадке мотивов преступления.
Мне хочется добавить лишь несколько слов о своеобразной форме, к которой прибегли авторы сценария Ян Прохазка и Штепан Скальский (он же постановщик фильма). Все время мы слышим закадровый голос следователя, обращенный к нам, зрителям. Он комментирует происходящее, поясняет, высказывает свои предположения. В ходе розыска и нам предлагают подробнее познакомиться с материалами, которыми располагали органы государственной безопасности в поисках истины.
Приемы документального и даже научно-популярного кинематографа органически входят в фильм «Ангел блаженной смерти», который стал интересным рассказом о преступлении и одновременно о средствах и методах расследования преступлений.
«Свадьба с условием».
Так называется еще один чехословацкий фильм, с которым нам предстоит познакомиться на февральском экране. Это не детектив, как «Ангел блаженной смерти», а маленькая бытовая комедия, точнее трагикомедия из жизни современной чешской молодежи, потому что, начавшись весело, с пустяка, недоразумения, завершается драматически.
Героиня фильма Власта (арт. Мария Драгокоупилова), девушка без твердых моральных и нравственных правил, ради того, чтобы прописаться в Праге и не уезжать после окончания института в провинцию, вступает в фиктивный брак с парнем по имени Властик (арт. Михаэль Юнашек). А он, встретившись с Властой раз-другой, влюбляется в нее не на шутку. Но такой неожиданный поворот событий отнюдь не входил в планы Власты. В той житейской драме, которая разыгрывается на наших глазах, есть еще одно лицо — давний друг Власты — Мирен (арт. Радослав Брзобогатый).
Как складываются взаимоотношения этих трех человек и как постепенно раскрываются характеры каждого из них, и рассказывает нам автор сценария фильма и его режиссер Павел Когоут, уже зарекомендовавший себя в своих предыдущих работах, как чуткий к современности художник.
Что же касается выводов, которые вольно или невольно сделает для себя зритель, поглядевший «Свадьбу с условием», то они напрашиваются сами собой: любовь — слишком большое, чистое и благородное чувство. С любовью нельзя лукавить и лицемерить. Адресуя такой упрек своей молодой героине, автор фильма имел в виду не ее одну. Тут обсуждаются такие проблемы, над которыми полезно призадуматься каждому молодому человеку и девушке, сегодня вступающим в жизнь.
Фильм о жизни современной чешской молодежи, о веселых и грустных событиях, которые произошли с его героями.
«Любить воспрещается».
— Положите руку на сердце и повторяйте все за мной: отрекаюсь от любви. Я мужчина и на эту удочку не попадусь!
Вот такую странную клятву приглашал повторять вслед за ним экскаваторщик Франк. А чтобы его доводы показались слушателям более убедительными, он выдвигал целый ряд неопровержимых доказательств: это чувство уводит человека от общества, лишает аппетита и сна, к холостяку деньги сами плывут в руки, а попробуй только обзавестись семьей...
Ну, а как воспользовались советами Франка его друзья по бригаде — Бартош, Герцог, Неема, Дани, Мокушка? И каким «последовательным» противником любви оказался сам непримиримый Франк?
Веселые ответы на эти вопросы нам предлагают создатели новой венгерской кинокомедии «Любить воспрещается» (режиссер — Тамаш Рени, авторы сценария — Дёрдь Палашти, Тамаш Рени), придумавшие для своих героев много непритязательных, но забавных приключений.
Любить воспрещается! Легко сказать. А как с этим чувством справиться? Да и стоит ли?.. Впрочем, и на этот вопрос в шутливой форме отвечают нам авторы фильма.
Забыв о данном друг другу обещании никогда не влюбляться, молодые экскаваторщики... влюбились в этих очаровательных артисток цирка.
«Небо над головой».
Гигантский французский авианосец стал на время плавучей киностудией. Здесь французский режиссер Ив Чампи, постановщик фильма «Небо над головой», установил свои камеры. Сюда он переселился на несколько месяцев вместе с оператором Эдмоном Сешаном и всей своей киногруппой. Переселился не для того только, чтобы поэффектнее показать на экране мощь современной военной техники, сложнейшие взлеты и посадки реактивных самолетов на палубу авианосца, четкую и слаженную работу команды гигантского корабля, красоту морских пейзажей и т.д. Каким бы соблазном ни были для художника такие кадры, для Ива Чампи они представляли лишь вспомогательный интерес.
Фильм этот привлекает прежде всего смелостью и публицистической остротой постановки одной из самых коренных проблем современной жизни. Он напоминает об опасности ядерной войны, призывает всех людей земли к солидарности в борьбе против этой страшной угрозы.
Сюжет фильма необычен. Быль в нем переплетается с фантастикой. Но вопросы, над которыми он заставляет нас призадуматься, реальны и злободневны: как поведут себя люди в минуту военной опасности? Сумеют ли установить отношения взаимопонимания и доверия? Будут ли объединены или разобщены? И ответ, который подсказывает художник всем содержанием своего фильма, внушает уверенность в том, что человечество сумеет противостоять угрозе атомной войны.
Советские зрители знают Ива Чампи по фильму «Кто вы, доктор Зорге?». Не так давно он прошел с большим успехом на наших экранах. В новой своей картине, увенчанной Золотой медалью жюри IV Международного московского кинофестиваля, Ив Чампи вновь предстал перед нами как художник, тяготеющий к темам большого социального звучания.
В фильме почти нет профессиональных актеров. Для участия в съемках Чампи не приглашал «кинозвезд». Площадкой ему послужил авианосец, а исполнителями главных и второстепенных ролей стали военные моряки, команда корабля. Кстати говоря, и сценарий фильма был написан режиссером в тесном содружестве с двумя офицерами авианосца «Клемансо». Почти все реплики, все диалоги были взяты из повседневной жизни моряков. Таков этот необычный фильм, о котором сам Ив Чампи сказал в интервью московским корреспондентам, что «ничто не должно было в нем заслонить достоверность замысла» (Галанов, 1967).
Автор статей в этом номере «Спутника кинозрителя» - журналист, литературовед и кинокритик Борис Галанов (1914-2000).
(Спутник кинозрителя. 1967. № 2).