От редакции: привет! Вы в блоге «Ралли изнутри и снаружи», который ведет чемпион Европы по ралли U28 Николай Грязин. Сегодня он расскажет обо всех покрытиях, на которых гоняют раллисты – это ведь не только асфальт или гравий, но и снег, грунт, грязь и вообще что угодно.
Поддержите блог лайками и подписками, чтобы посты появлялись чаще.
Гонки по сугробам
Очень сложно ехать, если за день до гонки выпало много снега, а в день соревнований температура поднялась, например, до +3 градусов. Снег тает, и вся эта каша оказывается под колесами. Даже наши шипы 8 мм не могут пробить такой слой.
В итоге ты часто едешь на неуправляемой машине. Причем, это касается любой скорости. Ездить очень трудно, приходится ехать четко по следам. Благо, на снежной трассе у нас всегда есть брустверы, благодаря которым ты не можешь сильно разбиться, несмотря на сложности.
Гравийные приключения
Гравий – вообще не страшное покрытие. Страшнее, скорее то, что находится снаружи. Потому что на гравии мы иногда едем очень быстро, и если заденешь камень с дороги, то машину выкинет наружу очень сильно. А если рядом находится дерево или любое другое препятствие, то можно очень сильно разбиться и покалечиться. Если на гравии нет больших камней, то в целом покрытие очень понятное.
Однако бывают такие гонки, когда в гравии попадаются очень большие камни, которые могут «выкопаться» из-за машин, которые едут впереди. Можно даже гонку проиграть из-за одного камня, который выскочил и что-то поломал. Еще я побаиваюсь, когда гравий похож по структуре на глину. Потому что когда начинается дождь, то эта субстанция похожа на масло или мыло. В таких случаях ничего не помогает, остается разве что якорь выкинуть, чтобы притормозить.
На видео гонщик Себастьян Леб на очень мокром гравии. И даже он не может совладать с автомобилем на таком тяжелом покрытии. Его тут в конце развернуло:
Бывает, когда едешь по почве рядом с черноземом, то он попадает в колеса, и они становятся очень маслянистыми. Так бывает на некоторых трассах. Например, ты не увидел их на ознакомлении, и можно уже на самой гонке попасть впросак.
Асфальт: без права на ошибку
Асфальт для нас – не самое простое покрытие. Да, его используют в кольцевых гонках, но там все ровно и красиво, есть гравийные ловушки. У нас же асфальт ограничен травой, гравием или деревом, и если чуть выехал за его пределы, попадаешь на гравий и на траву на сликах, которые не работают нигде, кроме асфальта. Здесь ты не имеешь права на ошибку, как на гравии. Вместе с тем, если ты хорошо чувствуешь этот тип покрытия, а машина хорошо настроена, асфальт очень драйвовый.
Если же такое покрытие мокрое или снежное, да и еще не особо абразивное (такое еще классно блестит после дождя на солнце), то на нем образуется пленка воды, из-за которой резина шин не может нормально контактировать с асфальтом, и машина становится неуправляемой.
Самый страшный момент на асфальте – попасть на так называемый «черный лед». Это битум, который в некоторых европейских странах заливают в дыры в асфальте. Он очень гладкий. Когда смотришь в хорошую погоду, то особых проблем нет, он хорошо «держит». Но если дождь, превращается во что-то ужасное. Ты будто попадаешь на лед, даже если у тебя +30 градусов. На ознакомлении «черный лед» сразу виден, но нужно делать пометки на случай дождя. Потому что на скорости 170 км/ч от последствий встречи с этим пятном битума тебя может спасти только реакция. Иначе можно потерять машину полностью.
Пример:
Вся дорога в этих пятнах битума. Его можно увидеть, он очень сильно блестит. И в правом повороте можно заметить как пилот поворачивает и едет не так быстро, но на выходе из поворота машина просто пытается уехать прямо , так как левая сторона машины попала на мокрый битум. Тут за рулем восьмикратный чемпион по ралли Себастьян Ожье.
Он смог спасти машину, но если гонщик не знает что в повороте есть такое пятно, то он точно захочет проехать быстрее. А «быстрее» – в обрыв.
Самое неприятное в случае с «черным льдом», когда еще начинает идти снег. Подобная неприятность может произойти в Монте-Карло, например. Под снегом ведь не видны эти черные пятна, поэтому даже если у тебя колесо для гонки по снегу, то это не спасает.
Читайте еще о безумном мире ралли:
Представляете, компьютерные симы нужны и раллистам! Но лучше с VR – объяснение чемпиона Европы в блоге на Спортсе «Влететь в дерево гораздо неприятнее, чем перевернуться с машиной 10 раз». Чемпион Европы знакомит с миром ралли Раллист может оживить машину парой ключей после аварии? Спасают скотч и ветки? Визит в ресторан спас гонку для Лаппи на чемпионате мира по ралли – Ралли Акрополиса В ралли – свой Ферстаппен, самый молодой чемпион мира! Ему 22 года – обновил рекорд на 5 лет и вернул Финляндии страсть к гонкам
Фото: Panoramic/Keystone Press Agency/Globallook Press/Global Look Press