А что там было с выборами при Муссолини? Как мы с вами знаем, фашистский режим в Италии сохранял многие институции предшествующей эпохи. Так, за 21 год власти Муссолини, было проведено аж трое выборов, где закономерно победили фашисты. Самыми «конкурентными» из них стали парламентские выборы 1924 года, последний многопартийный акт волеизъявления вплоть до 1946 года.
После «похода на Рим» в 1922 году, во время которого сам Муссолини отсиживался в Милане, итальянская элита, находившаяся под давлением чернорубашечников, решила пойти на «договорничок» с новоявленным Дуче. Король утвердил его на пост премьер-министра, но это не значит, что в этот же самый день Италия стала тоталитарной диктатурой. Вероятно, таких планов изначально-то и не стояло, только сейчас с вершины пост-знания исход тех событий нам кажется очевидным и предрешенным.
За два года с 1922 по 1924 фашисты провели огромную работу по консолидации собственной власти. Самым ярким примером стал Закон Ачербо, принятый в 1923 году. Согласно ему, партия, набравшая на выборах большинство голосов и не менее 25% от их общего числа, получала две трети мандатов и обеспечивала себе парламентское большинство. Сами выборы сопровождались массовыми фальсификациями и прямым запугиванием как членов конкурирующих партий, так и обычных избирателей. Путем всех этих нехитрых манипуляций, Национальный блок (объединяющий фашистскую партию и примкнувший «правый» национал-консервативный спектр) с легкостью получил парламентское большинство, а обличающий все это электоральное безобразие социалист Джакомо Маттеотти был убит фашистскими боевиками. Все это вылилось в Кризис Маттеотти.
Последующие выборы в 1929 и 1934 годах ничем особенным не отличались. К тому моменту Италия уже стала однопартийной диктатурой (в 1926 году все остальные партии были запрещены), и выборы проводились в форме плебисцита (после реформы 1928 года), где утверждались (или не утверждались) партийные списки. Избирательным правом обладали только мужчины, состоящие в различных государственных профсоюзных организациях, или платящие налоги, или получающие зарплату от государства, или солдаты и представители духовенства. Тайна голосования декларировалась, но по факту не соблюдалась. В таких условиях в 1929 году партийные списки были одобрены с результатом 98,34%, а в 1934 году фашисты смогли укрепить свои позиции и получили аж 99,85% одобрения. Легитимностью все эти мероприятия обладали примерно никакой, и к «народному волеизъявлению» отношения тоже не имели, но зато подарили нам одни из самых каноничных примеров предвыборной пропаганды. Уж больно авторитарные режимы любят играть в выборы…