Аналитики SuperJob выяснили, что подавляющее большинство (83%) россиян недовольны своей зарплатой. Но только 26% опрошенных осмеливаются попросить начальника о повышении.
Разбираем причины, которые мешают людям начать разговор с руководителем о повышении зарплаты, и рассказываем, как преодолеть психологический барьер.
Сотрудник не видит связи между своей работой и доходом компании
Если распределить роли внутри компании в соответствии с психологическим состоянием личности, есть работники, которые занимают позицию ребенка, а работодателя ставят в позицию родителя или взрослого. Такой работник бессознательно ожидает, что начальник несет за него ответственность, как взрослый ответственен за ребенка. Этот взгляд распространяется и на размер оклада.
Работник в роли ребенка не осознает своей ценности, не видит связи между своими действиями и результатом бизнеса, не берет на себя ответственность за решения, связанные со своей карьерой и уровнем дохода.
Как исправить. Чтобы работнику из детской позиции перейти во «взрослую», ему надо осознать, что ребенку деньги дают родители, а взрослый зарабатывает их сам. Ему необходимо взять на себя ответственность за свой доход, а не ждать, что начальник это сделает за него.
Кроме этого, необходимо четко осознать связь своего вклада с результатами проекта, команды и организации. Попробуйте в цифрах рассчитать, какую пользу вы приносите предприятию.
Пример
Мария работает стоматологом в частной клинике. За ее услуги, без учета стоимости материалов, клиенты платят по 20 000 ₽ в день. За рабочую неделю Мария приносит компании 100 000 ₽, а за месяц — 400 000 ₽.
Бывает, что работа напрямую не связана с доходом, но косвенно она все равно помогает компании зарабатывать. Например, мастер обучает младших коллег и передает им профессиональный опыт, администратор поддерживает высокий уровень клиентского сервиса, менеджер по персоналу положительно влияет на психологический климат в коллективе и контролирует дисциплину в офисе. Постройте логические цепочки, которые помогут установить взаимосвязь между вашим трудом и доходом компании.
Специалисту мешают психологические барьеры
Страх негативного результата
Наиболее часто в своей практике я сталкивалась с двумя страхами.
- Работник предполагает, что на просьбу о повышении зарплаты начальник скажет: «Не устраивает оклад — увольняйся и ищи, где больше».
- После предполагаемого повышения женщина начнет зарабатывать больше мужа. Она боится, что финансовый успех расстроит мужчину, разовьет у него комплекс, приведет к разрыву отношений.
Как исправить. Для борьбы с собственными страхами можно использовать один из приемов.
- Метод пустого стула. Техника представляет собой воображаемый диалог и помогает решить внутренние проблемы. Сядьте на стул, а напротив поставьте пустой. Представьте, что на нем сидит руководитель, с которым вы хотите обсудить условия контракта. Сначала произнесите свою часть диалога, пересядьте на место руководителя и проговорите его часть. Попробуйте подискутировать, находясь по очереди в разных ролях. Оказавшись в роли руководителя, вы сможете увидеть, как выглядит ваша просьба и аргументы в ее защиту. Станет очевидно, где вы недостаточно уверенно говорите, какие доводы не выдерживают критики. Упражнение помогает посмотреть на проблему со стороны, лучше подготовиться к предстоящей встрече. Эту технику можно использовать, чтобы проработать проблемы в отношениях с мужчиной. Вместо руководителя, «посадите» на стул мужа и разыграйте разговор. Проговорите, какую пользу получит семья от повышения зарплаты. «Выслушайте» его возражения и подберите аргументы.
- Нейролингвистическое программирование. С его помощью можно устранить психологические барьеры и создать необходимый настрой для будущего разговора. Наш мозг не разделяет реальность и вымысел, поэтому нужно запрограммировать себя на успех. В течение трех недель ежедневно по 10—15 минут представляйте разговор с руководителем в позитивном ключе: вы говорите уверенно, четко отстаиваете свои интересы, защищаете результаты своего труда, аргументируете необходимость повышения оклада. Со временем внутренние ощущения и ваше тело откликнутся на воображаемую картинку. И когда разговор действительно состоится, вы поведете себя как так, как запрограммировали: осанка будет уверенной, поза расслабленной, а речь четкой и громкой. Руководитель подсознательно считает вашу уверенность и с большей долей вероятности ответит согласием на просьбу. Эту технику также можно использовать для разговора с мужем.
Вторичная выгода
Сотрудник саботирует разговор с руководителем из-за вторичной выгоды. Например, он не хочет, чтобы некоторые рабочие огрехи стали известны руководителю. Работник считает, что пока не начинает разговора о повышении зарплаты, провалы и недочеты останутся втайне.
Как исправить. Чтобы разобраться с проблемой, важно осознать, почему вы откладываете разговор о повышении зарплаты. Сделать это можно с помощью анализа. Разделите лист на две колонки и перечислите:
- слева — причины, которые подталкивают вас к разговору о повышении зарплаты;
- справа — причины, почему вы откладываете разговор.
Скорее всего, в правой колонке, кроме страхов и опасений, будут причины, которые относятся к вторичной выгоде. Подумайте, что лучше: перестроить рабочие моменты, чтобы не допускать ошибок, или оставить как есть. Неважно, что вы выберете, осознанный выбор добавит вам уверенности и снимет напряжение.
Синдром самозванца
Сотрудник может отлично выполнять работу, но оставаться неуверенным в своих профессиональных качествах. Он ставит достижения коллег выше собственных и считает, что он незаслуженно занимает место. Такая иррациональная убежденность в психологии называется «синдромом самозванца». Человеку с синдромом самозванца кажется, что он находится не на своем месте, его вот-вот разоблачат и станут плохо к нему относиться.
Как исправить. Чтобы побороть ощущение самозванства, важно как можно чаще замечать и признавать свои заслуги. Соберите вместе все награды, благодарности, рекомендации и обратную связь о вашей работе. Держите их на виду, чтобы научиться самостоятельно признавать свои достижения.
Можете проанализировать свою работу. Для этого возьмите лист бумаги и запишите ваши рабочие задачи, профессиональные навыки и личные качества. Вы сможете увидеть картину в целом и заметить ценность, которую вы представляете как специалист. Это поможет не чувствовать себя самозванцем и повысит уверенность в себе.
Установки общества
Общепринятые установки, связанные с работой и деньгами, не всегда положительно влияют на развитие профессиональной идентичности. Например, в компании поощряют трудоголизм и ценят работников, которые работают сверхурочно, всегда соглашаются подменить коллегу и готовы работать без отпуска и выходных.
Это не значит, что процветание бизнеса целиком зависит от таких работников. Скорее это форма аутоагрессивного поведения — это активность, при которой человек делает что-то вредное для себя, но поощряемое в обществе. Например, Иванов понимает, что Сидоров работает больше, а получает столько же. Иванов не хочет, чтобы его осудили коллеги, поэтому внутренне соглашается на маленький оклад и не требует повышения.
Как исправить. Вам нужно освободиться от общественного мнения, принять ситуацию, которая отвечает вашим внутренним ценностям, даже если это приведет к осуждению окружающих. Такова цена выбора взрослого человека — вы несете ответственность только за себя, но не за других взрослых. Оставьте Сидорову право получать такой оклад, который он считает приемлемым, а себе разрешите самостоятельно определять события собственной жизни.
Как решиться на разговор с начальником о повышении оклада:
- Проанализируйте свои профессиональные качества, реальный вклад в бизнес и ситуацию в целом.
- Оцените в цифрах, какую пользу получает организация от сотрудничества с вами.
- Применяйте методы и техники, чтобы справиться с психологическими барьерами.
Читайте также: