Найти тему

Почему нельзя читать акафист за единоумершего?

Оглавление

Среди людей, потерявших своих близких и желающих молиться об их упокоении, довольно популярным является Акафист за единоумершего. Многие активно советуют его читать, особенно в течение первых 40 дней по смерти человека... Но так ли все просто и ясно с текстом этого акафиста?

17 декабря 2019 года на традиционной встрече Издательского Совета Русской Православной Церкви с представителями издательств, были приведены примеры изданий, которые намеренно выпускаются для распространения в церковной сети без обращения за получением грифа.

В частности, речь шла о таких акафистах, как "Акафист за единоумершего". Этим изданиям было отказано в предоставлении грифа, поэтому их распространение в церковной сети недопустимо! (Патриархия.ру).

К тексту «Акафиста за единоумершего» много вопросов. В нем содержится множество противоречащих православному вероучению фраз, а также есть параллели с древнеегипетской мифологией и "Книгой мертвых".

Акафист — это один из видов церковных гимнов, благодарственное славословие, посвященное Господу, Пречистой Богородице или святым угодникам. И уже одно это никак не соотносится с молитвой об усопшем человеке.

Многие строки в этом акафисте буквально "режут глаза" православному человеку, потому что совершенно не соответствует ни православному вероучению, ни той молитве, которая должна возноситься сродниками умершего человека Богу о душе усопшего.

Дорогие братья и сестры! Священник Евгений Подвысоцкий, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери ст. Ясенской Краснодарского края, ежедневно совершает молебны. По праздникам совершаются Богослужения. Если у вас есть молитвенные нужды, то пишите записки о здравии и об упокоении ваших близких на WhatsApp!

К примеру, такие строки, как: «Да не будет на земли горьких воспоминаний о нем» (Икос 1), «Да сгинет навеки память грехов» (Икос 3), «Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих» (Кондак 7). Сама форма этих предложений намного больше похожа на тексты заговоров, чем на молитву. А еще они очень похожи на тексты древнеегипетской "Книги мертвых".

Словосочетание «да сгинет» абсолютно не допустимо для текстов православных молитв! Это, скорее, имеет отношение к оккультным заговорам или заклинаниям!

Или вот предложение, написанное в 11-м Икосе: «Он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке пред холодной зимой». Какое отношение река Нил имеет к православной молитве об усопшем человеке?..

Еще текст: «Иисусе, во дни испытаний наших прими его ходатайство о нас» (Икос 7). Но православные христиане знают, что только верующие, достигшие святости, имеют дерзновение молитвенно ходатайствовать о живых пред Господом. Остальные усопшие сами имеют большую нужду в молитвах Церкви и живых своих сродников о прощении грехов, потому что покаяние после смерти уже невозможно для души покойного.

Также смущает строка 9-го Икоса: «Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы». Этот прямой призыв к тому, чтобы почувствовать нечто особое во время молитвы! А любые мечтания, поиск образов, специальных ощущений на молитве - не только грешно, но и опасно для духовного здоровья человека!

Очевидно, что читать этот акафист о своих усопших сродниках православным христианам недопустимо, поскольку текст Акафиста за единоумершего противоречит православному вероучению и содержит элементы язычества!

В православных молитвословах содержится много молитв об усопших, которые не только можно, но и нужно читать! А для тех, кому недостаточно "коротких" молитв, существует благочестивая традиция читать Псалтирь об усопших. Или же, в отличие от акафиста, можно прочитать Канон за единоумершего (об усопшем).

Помоги Господь!