Найти в Дзене

Вспоминаем поезда, которые следовали из Красноводска

В наши дни этот город на берегу залива Каспийского моря называется уже совсем по другому - Туркменбаши. А вот до 1993 года он назывался Красноводск. Причем переименован он был первым президентом независимого Туркменистана в честь первого же президента независимого Туркменистана. Скромненько так. Перевести это сегодня можно как глава туркмен. Не знаю уж как в этой связи уцелело название Ашхабад - ну как бы логичнее было переименовать именно столицу уж тогда.

А вот название Красноводск, если я правильно понимаю, к социалистическому периоду развития страны никакого отношения не имеет. Местный залив давно называли красным из-за обилия планктона, который в его водах приобретал розоватый оттенок. Причем первая попытка установить контроль над восточным побережьем Каспийского моря относится еще к петровским временам. Тогда в 1716 году здесь был оборудован форт, который должен был служить базой для наступления вглубь Средней Азии. Но затем появились направления более важные, и на 150 лет этот проект откладывается. В результате повторно форт на месте современного Красноводска был основан в 1869 году. И вот здесь для улучшения снабжения этих мест и решают сначала организовать паромную переправу из Баку через Каспий, а затем и построить Закаспийскую железную дорогу. В наши же дни город с населением около 75 тыс. чел. является центром нефтепереработки страны, а заодно и ее основным портом.

Туркменбаши. Фото с сайта https://bangkokbook.ru/galereya/gor-krasnovodsk-95-foto.html. Взято с Яндекс.Картинки
Туркменбаши. Фото с сайта https://bangkokbook.ru/galereya/gor-krasnovodsk-95-foto.html. Взято с Яндекс.Картинки

Сначала планировалось, что железная дорога пройдет от станции Узун-Ада, что примерно в 50 км от Красноводска. Там уже был порт. Однако залив в этой части оказался мелководным, а потому линию решено было продлить до Красноводска. Причем она изначально планировалась как часть паромной переправы. В наши дни вроде бы даже две паромных линии здесь - на Баку и на Астрахань.

Общая протяженность Закаспийской дороги была более 1500 км. А маршрут через Мерв заканчивался в Самарканде. Причем именно от этой дороги затем было построено боковое ответвление на Афганистан через Кушку. Кстати интересно про эту железную дорогу фантазировал Жюль Верн. Он написал роман "Клодиус Бомбарнак", в котором рассказывал о Большой трансазиатской магистрали, что должна была дойти до самого Пекина. Проект не реализован целиком до сих пор, но его начало вполне функционирующая часть. Вот по ней-тио из Красноводска и ходили поезда, которые в разные годы следовали до разных пунктов назначения.

Например, в 1961 году поезд не только преодолевал все 1510 км до Самарканда, но и следовал дальше до Ташкента. И это 1863 км. И требовалось ему на этот маршрут немногим менее 2-х суток - 45 часов 35 минут. Средняя скорость 40,9 км/ч. Очень даже неплохой показатель для 1961 года.

В конце 60-х годов сохраняется поезд в Ташкент, а дополнительно к нему можно наблюдать еще один - до станции Ходжейли. До Чарджоу он следовал тем же маршрутом, что и поезд на Ташкент, а затем отворачивал на северо-запад. В мавзолее в конечном пункте по местной легенде похоронен вообще Адам.

Ходжейли. Фото с сайта https://darminaopel.ru/library/karta-hodzhejli-sputnik.html. Взято с Яндекс.Картинки
Ходжейли. Фото с сайта https://darminaopel.ru/library/karta-hodzhejli-sputnik.html. Взято с Яндекс.Картинки

В 1980 году это снова один Ташкент - Красноводск. Время в пути то же, что и 20-ю годами ранее - 45,5 часов. Назад в Ташкент еще дольше - почти 47 часов.

Ну а в конце 80-х начинают сказываться сепаратистские настроения, и поезд до ташкента укорачивают до Ашхабада. Знаменитое расстояние - 555 км. Вот очень красивый вокзал в Красноводске - считается одним из самых красивых в Средней Азии.

Красноводск. Вокзал. Фото с сайта https://bangkokbook.ru/galereya/gor-krasnovodsk-95-foto.html. Взято с Яндекс.Картинки
Красноводск. Вокзал. Фото с сайта https://bangkokbook.ru/galereya/gor-krasnovodsk-95-foto.html. Взято с Яндекс.Картинки

Следующая более-менее крупная станция - Небит-Даг. До нее 3 часа пути и 153 км. Вполне гроссмейстерские 50 км/ч. Небит-Даг в настоящее время - это Балканабад. Центр велаята (областной центр по-нашему), в котором и расположен Красноводск. Сначала город хотели назвать Нефте-Даг, но затем переиначили на Небит-Даг, что в принципе означает то же - нефтяная гора.

Вокзал. балканабад. Фото с сайта https://tdh.gov.tm/tk/post/382/v-balkanabate-vveden-v-stroi-novyi-zheleznodorozhnyi-vokzal. Взято с Яндекс.Картинки
Вокзал. балканабад. Фото с сайта https://tdh.gov.tm/tk/post/382/v-balkanabate-vveden-v-stroi-novyi-zheleznodorozhnyi-vokzal. Взято с Яндекс.Картинки

В небит-Даге стоянка была 10 минут, после чего поезд устремлялся на Казанджик. Время в пути еще 2,5 часа, а расстояние - 110 км. В наши дни - эир Берекет. Бывший военный городок с таким вот вокзалом на 25-то тысяч населения:

Берекет. Вокзал. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Берекет
Берекет. Вокзал. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Берекет

В Казанджике стоянка была аж 15 минут, после чего поезд уходил на Кизил-Арват, который в наши дни именуют Гызыларбат. А какое-то время город назывался Сердар. И это тоже в честь туркменбаши, поскольку сердар - в перевод вождь. Там никто не скрывал, в честь кого все эти переименования. Кстати, тут достаточно грустная логика взаимосвязи главы государства с этим городом. Он осиротел в результате знаменитого ашхабадского землетрясения, после чего несколько лет прожил в детском доме именно в этом городе.

Здание туркменнефти в Гызыларбате. Фото с сайта https://fruitnice.ru/20-foto/karta-goroda-serdar-turkmenistan.html
Здание туркменнефти в Гызыларбате. Фото с сайта https://fruitnice.ru/20-foto/karta-goroda-serdar-turkmenistan.html

Что тут со скоростью - 1,5 часа на 73 км. Всё также в среднем около 50 км/ч. Ну и потом через относительно небольшую станцию Бами поезд уходил на Ашхабад. Вроде бы поезда, связывающие эти города до сих пор в строю.

Кстати, вот что мне показалось интересным. Нет точного расписания паромов на линии Баку-Турменбаши. Работают, как говорится, по факту заполнения. Не очень удобно, если честно, но два-три рейса в день есть всегда.

Паром на Баку. Фото с сайта https://forums.airbase.ru/2015/11/t62868_54--panoramy-baz-garnizonov-verfej-izvestnykh-istoricheskikh-mes.html
Паром на Баку. Фото с сайта https://forums.airbase.ru/2015/11/t62868_54--panoramy-baz-garnizonov-verfej-izvestnykh-istoricheskikh-mes.html

На 306 км время в пути парома около 12 часов. Ну в любом случае быстрее, чем вокруг Каспийского моря.

Вот такая история получилась с Красноводском. Спасибо, что читаете! До встречи!