Найти в Дзене
Upitko.ru: Быстро о кино

👽 Чем отличаются книга о пришельцах, готовящих из людей деликатесы, и фильм «Побудь в моей шкуре», снятый по ней?

Оглавление

Прочитал роман «Побудь в моей шкуре» — об инопланетянке, которая похищает земных мужчин. Именно эта книга стала основой для нашумевшего одноименного фильма 2013 года со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Давайте сравним два этих произведения.

Сначала я планировал написать короткий пост, но текста оказалось слишком много, а поэтому вот вам статья. Хотя она и не очень длинная.

Особенности книги

Сразу скажу, роман и фильм — это совершенно разные истории. Они имеют очень мало общего.

В книге, написанной Мишелем Фейбером и вышедшей в 2000 году, рассказывается об Иссерли — девушке, которая разъезжает по дорогам Шотландии и подбирает мужчин-автостопщиков. Далее она выясняет, насколько подобранный индивид отвечает нужным критериям — он должен быть одинок (чтоб его не искали), развит физически и не слишком стар. Если всё в норме, то человека парализуют специальным механизмом со шприцом, находящемся в кресле попутчика.

Кадр из фильма Under the Skin. Режиссер: Джонатан Глейзер. Оператор: Дэн Лэндин. Производство: BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council. Показ в России: Top Film Distribution
Кадр из фильма Under the Skin. Режиссер: Джонатан Глейзер. Оператор: Дэн Лэндин. Производство: BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council. Показ в России: Top Film Distribution

А далее будут серьёзные спойлеры, предупреждаю. Довольно быстро выясняется, что Иссерли — гостья с другой планеты, внешность которой изменили хирургическим путем, чтобы приблизить к человеческой. Работает она на большую корпорацию, занимающуюся торговлей деликатесами. Да, всё верно — земные мужчины этими деликатесами и являются. На специальной подземной ферме им вырезают языки, их кастрируют и откармливают, а затем забивают. Мясо отправляют на космическом корабле к далеким звездам — там им будет лакомиться инопланетная элита.

Дело в том, что инопланетяне не считают людей достаточно разумным видом, а поэтому относятся к нам как к скоту. Естественно, это намек от автора на то, что нам, людям, стоило бы задуматься о том, не слишком ли мы жестоки к другим существам, которых употребляем в пищу. Вдруг в один прекрасный момент кто-то более развитый решит, что мы тоже всего лишь мясо.

Кадр из фильма Under the Skin (BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council)
Кадр из фильма Under the Skin (BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council)

Книга полна экзистенциальных вопросов и, помимо «гастрономических», содержит в себе и другие темы. К примеру, главная героиня восхищается Землей и очень рада, что попала на нее. Ведь у нас здесь чистый воздух и невероятно красивая природа. Писатель опять намекает — на этот раз на то, что мы, люди, не очень-то ценим то богатство, которое нам доступно, и, возможно, недостойны его. На родной планете Иссерли ситуация не очень хорошая — там загрязненная атмосфера, там огромное классовое расслоение, там принудительно отправляют граждан на каторжные работы, которые легко могут покалечить и/или свести с ума. Чтобы избежать последнего, инопланетянка и оказалась на Земле. После этого ей пришлось поменять свою внешность на, как она считает, невероятно уродливую. Но стопроцентного человека из нее не сделали. Например, ступни и глаза остались прежними, что скрывают специальные ботинки и очки с толстой оправой соответственно. Раньше Иссерли выглядела иначе — передвигалась на четырёх лапах, имела шерстяной покров по всему телу и напоминала животное, схожее с собакой или овцой.

Большое внимание в романе уделяется описанию отношения инопланетян к людям. В этом нет ничего сильно отличающегося от того, как мы относимся к коровам или свиньям: загоны, откорм, забой и нежелание задумываться о том, что убивать — это плохо. Только один персонаж хочет изменить сложившуюся систему — непутевый сын владельца корпорации, прибывший на Землю из любопытства. Но вскоре он улетает домой, а охота продолжается.

А в фильме что?

Кинолента 2013 года специально сделана нарочито непонятной и менее натуралистичной, чем книга. Это артхаус со всеми вытекающими.

Лора (да, имя поменяли), героиня Скарлетт Йоханссон, внешне выглядит полностью как человек, а процесс «охоты» на людей заканчивается не иглой в ягодицу, а заманиваем жертвы в странное помещение, которое вскоре наполняется чёрной жидкостью непонятного происхождения. От мужчины после этого остаётся лишь кожа. Всё остальное отправляется в неизвестном направлении. А поэтому те кто, не читали книгу, даже не поймут, что вообще в такие моменты происходит и куда деваются похищенные. Впрочем, учитывая то, что кинокартина сильно отличается от романа, не факт, что ее создатели в своих головах отправляли этих людей туда же, куда и в первоисточнике. Хотя куда можно деть мясо без кожи? Видимо, всё-таки на чей-то обеденный стол.

Кадр из фильма Under the Skin (BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council)
Кадр из фильма Under the Skin (BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council)

Ни о каких корпорациях, торгующих деликатесами, в фильме не говорится. В нем есть Шотландия, есть охота, есть главная героиня вроде бы инопланетного происхождения и есть естественные для таких историй зарождающиеся сомнения и вопросы о том, что значит, быть человеком. Как и положено артхаусу, это доносится до зрителя не словами, а поступками центрального персонажа и различными намеками.

В книге же эти темы не выставлялись на передний план. Иссерли не удалось проникнуться человечеством в достаточной мере и полностью прийти к выводу о том, что к нам, возможно, не стоит относиться как к еде. Но писатель и не ставил такую задачу. У него была другая цель — показать людей жалкими и глупыми, а отношение пришельцев к ним (нам) — заслуженным. Мы ведь, по его мнению, делаем то же самое — едим тех, кто глупее нас.

Настоящая внешность инопланетянки тоже отличается от книжной. Когда на главную героиню нападает мужчина с плохими намерениями (в романе тоже был такой момент, только он там не в самом конце), она лишается кожи, а мы видим черное манекеноподобное существо. То есть никакой шерсти и других звериных признаков.

Кадр из фильма Under the Skin (BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council)
Кадр из фильма Under the Skin (BFI, Creative Scotland, Film4, FilmNation Entertainment, JW Films, Nick Wechsler Productions, Scottish Screen, Sigma Films, Silver Reel, UK Film Council)

И в книге, и в фильме главная героиня в конце погибает. Иссерли везет подобранного мужчину к его рожающей девушке и попадает в серьезную аварию, после чего приводит в действия мощное взрывное устройство, которое должно устранить все следы ее пребывания на Земле, дабы люди ничего не узнали. Перед смертью она думает о том, что теперь ее атомы перемешаются с атомами нашего прекрасного мира. Эти мысли ее утешают.

В фильме мужчина нападает на Лору и вдруг понимает, что она не человек. Он обливает существо бензином и поджигает. Единение с природой здесь тоже есть — ветер развеивает пепел, который поднимается к небу, смешиваясь с падающими на землю хлопьями снега.

А книга-то как? Стоит читать?

В романе довольно много рассуждений Иссерли о себе и нашем, земном, мире. Если честно, иногда это казалось мне скучноватым, хоть и не сильно. В целом книга понравилась. Удивило, как автору удалось из довольно-таки банальных составляющих (что, мы про инопланетян что ли не читали?) создать действительно интересную и яркую историю. Есть в романе что-то такое, что маленькими крючочками зацепляется за наш мозг и остаётся там на долгое время, заставляя о себе думать.

Upitko.ru — мой сайт, созданный для поиска кино.