«Мальчик и птица» — заключительный фильм Хаяо Миядзаки. По крайней мере, со слов самого режиссёра. Что интересного показал Миядзаки в своей последней картине и станет ли фильм шедевром?
Аннотация:
Через три года после начала Тихоокеанской войны мама мальчика Махито погибла при пожаре в Токио, а ещё через год отец женился на её сестре и отправил сына в фамильное поместье в сельской местности. Глава семьи работает на оборонном заводе и редко бывает дома, поэтому мальчику приходится проводить дни с беременной мачехой и в окружении пожилой прислуги, и, кроме того, с самого первого дня его донимает подозрительная серая цапля. Однажды птица говорит Махито, что может отвести его к матери, и заманивает в загадочную башню, которую окружает множество местных легенд.
КиноПоиск: 7,8 / IMDb: 7,5
Честно признаюсь, я ждала этот мультфильм с замиранием. Обилие положительных отзывов только укрепили желание посмотреть картину. Миядзаки создал столько прекрасных шедевров, что, казалось, плохо получиться у него не могло. Тем печальнее было осознание того, что «Мальчик и птица» не встанет на моей полке в один ряд с прошлыми мультфильмами Миядзаки.
Итак, если кратко, «Мальчик и птица» — это история о мальчике Махито, рано потерявшем мать и отчаянно пытающимся найти её в другом мире. К слову, другой мир находится в башне по соседству с новым домом мальчика. Махито живёт в новом доме с отцом и его новой женой, по совместительству младшей сестрой погибшей мамы мальчика. В довесок с ними живут семь тётушек и старичок. Все они любят Махито, а он хочет только одного — вернуть маму. Его мучает неопределённое чувство вины перед ней, и давит ощущение новой семьи и буллинг в школе.
Размеренное поначалу повествование разворачивается в калейдоскоп сложно связанных сцен. Попадая в другой мир, Махито словно поджёг ящик с фейерверками: обилие цветов, форм и животного мира действительно выглядит потрясающе. А если учесть тот факт, что весь фильм нарисован от руки, без использования компьютерной графики, проникаешься уважением ещё больше. Так что «Оскар» за лучшую анимацию у мультфильма более чем заслужен.
Что касается сюжета, то меня он не тронул. Все герои, включая Махито, остались для меня одинаково неприятными и пресными. Мне не хватило настоящих чувств и мотивации героя. Происходящее в фильме, больше похоже на болезненное наваждение. И чтобы избавиться от него, нужно пройти своего рода Чистилище, коим и выступает сказочный мир. Кажется, «Мальчик и птица» — это Чистилище самого режиссёра, попытка избавиться от всего того, что шло с ним через всю его жизнь. По крайней мере, так я поняла настроение картины.
Внимательный зритель увидит, что история в фильме циклична. Реальный мир опустошён после войны, а сказочный мир начинает рушиться с приходом мальчика. Махито должен закрыть гештальт в другом мире, чтобы обрести покой в реальном. Он находит в сказочном мире свою маму только для того, чтобы вновь расстаться. Смерть нельзя отменить, она — неизбежный спутник жизни. Чтобы что-то жило, что-то должно умереть. Эта идея сквозной нитью пролегает через весь фильм. Её подтверждение мы видим в сюжете с вара-вара — маленькими милыми комочками, которые являются душами, ожидающими перерождения. Чтобы переродиться, им нужна особая пища, а для этого необходимо убить другое живое существо. И вот когда вара-вара готовы к перерождению, они взлетают, чтобы попасть в реальный мир. Но и тут не всё так просто. Потому что есть пеликаны, питающиеся вара-вара, чтобы выжить. Миядзаки задаёт невидимый вопрос: кто из них зло и есть ли оно в чистом виде или всё зависит от того, под каким углом смотреть? Круговорот жизни и смерти в великолепной рисовке.
В аниме «Мальчик и птица» много птиц. Веками японцы наделяют различных птиц смыслами и используют их в символике. В мультфильме мы видим серую цаплю, проводника Махито в другой мир, пеликанов, попугаев-людоедов. Все они несут свой смысл. Цапля — стремление, пеликаны — мудрость, попугаи — глупость. При этом цапля в фильме одна, пеликанов десятки, а вот попугаев тысячи тысяч. Человеческая глупость и самолюбование неизмеримо.
В фильме множество отсылок и пасхалок к прошлым работам Миядзаки, к его жизни и взаимоотношениям с коллегами. Возможно, сама сказочная башня — это образ анимационной студии «Studio Ghibli», а Миядзаки — управляющий башней волшебник, который отчаянно ищет преемника. Как и великий режиссёр ищет себе сменщика уже многие годы.
Думаю, аниме «Мальчик и птица» придётся по душе не всем. Неспешный тягучий сюжет, со множеством отсылок и метафор, местами несвязный и оттого ещё более путаный. Невероятно красиво нарисованный и заставляющий много думать, этот фильм не подойдёт для праздного времяпрепровождения. Его нужно смотреть в тиши и спокойствии, и может быть тогда придёт понимание, зачем вы вообще его смотрите.
«Возможно, вы не поняли фильм. Я тоже его не понял», — сказал сам Миядзаки.
«Мальчик и птица» 7 ⭐ из 10
👉 Что ещё почитать на канале: