Найти тему
Георгий

Технологии РН ARIAN 6

Рис 1. Состав РН ARIAN 6.2 и ARIAN 6.4
Рис 1. Состав РН ARIAN 6.2 и ARIAN 6.4

Ракета состоит из 3 конструктивных блоков.

Блок 1 боковых двигателей. Может состоять как из одноразовых так и многоразовых ускорителей .

Одноразовые блоки -Твердотопливные ракетные двигатели P120-C (147 т). Сокращенно РДТТ. Производством таких вытянутых ракетных двигателей занимается итальянская группа компаний AVIO. Производство базируется в Римской коммуне Коллеферро. На полуострове в Италии. Далее. По по суше. РДТТ вместе с носовой частью доставляется в порты Италии и по морю и через нижнюю Атлантику доставляется на космодром Куру . На стенде. Уже в Куру. РДТТ дополнительно испытываются на вертикальном стенде Куру.

Фото 1. Машина для нанесения углепластика на  алюминиевый бак РДТТ.
Фото 1. Машина для нанесения углепластика на алюминиевый бак РДТТ.
 Схема нанесения слоя углепластика на  алюминиевый бак РДТТ
Схема нанесения слоя углепластика на алюминиевый бак РДТТ
Фото 2. Установка соплового насадка в отверстие РДТТ.
Фото 2. Установка соплового насадка в отверстие РДТТ.

Многоразовые блоки - совместная разработка немецкого космического центра DLR и французского EADS Astrium и Safran (Snecma). Дело в том, что европейское космическое агентство в качестве боковых ускорителей планирует использовать метановую многоразовую ступень и ракетные двигатели Prometheus, работающие на связке метан-кислород. Дело в том, что Обновленный испытательный стенд DLR позволит проводить испытания нескольких комбинаций топлива и быстро переключаться между ними. Испытания могут проводиться с традиционной комбинацией жидкого кислорода и водорода, а также с комбинацией жидкого кислорода и метана. Такой подход к разработке испытательных станций ИС позволяет не привязываться к конкретному одной топливному испытательному стенду, как это было в USSR. И позволяет привести семейство Arian к одно топливному варианту. О проблемах испытательных станций для многотопливной ракеты Энергия можно посмотреть в этой статье.

Основные несущие детали двигателя Prometheus работающие под нагрузками будут изготавливаться традиционными способами. А остальные при помощи 3D печати. Согласно масштабу рис. 2. Диаметр этих новых ускорителей Arian больше , чем у Falcon Heavy (4 м.) Так как Диаметр центральной ступени Arian 6 -5.4 м. По масштабу диаметр ускорителей Arian-чуть меньше 5 м.

Рис 2. Частично многоразовый вариант ARIAN 7.
Рис 2. Частично многоразовый вариант ARIAN 7.

Блок 2. Бак центральной ступени и моторный отсек. Изготавливается группой французских компаний. Например криогенный бак изготавливается EADS Astrium -Франция. А поставкой технических газов для работы систем ДУ занимается Air Liquide -Франция. Двигателями Vulcan 2.1. занимается группа компаний Safran (Snecma)-Франция. Также в г. Вернон у Safran (Snecma) базируется вертикальный стенд для испытаний кислородно-водородных двигателей Vulcan 2.1.

Рис. 3.  Наращивание бака нижней ступени РН ARIAN6. Обечайки большей высоты.
Рис. 3. Наращивание бака нижней ступени РН ARIAN6. Обечайки большей высоты.
Рис. 4. Готовые баки с изоляцией, с компонентами, трубами, датчиками контроля и пр.
Рис. 4. Готовые баки с изоляцией, с компонентами, трубами, датчиками контроля и пр.

Если необходимо ознакомится с технологической последовательностью и машинами наращивания баков в горизонтальном положении. Прошу просмотреть мое видео по технологиям нижней ступени РН Ангара. Или другими моими статьями и всеми источниками по данной теме.

Рис.5. Верхняя сборка  семейства РН ARIAN.
Рис.5. Верхняя сборка семейства РН ARIAN.

Разделение нижней центральной ступени и верхних ступеней осуществляется при помощи 320 пироболтов. Во время отключения двигателя Vulcan 2.1 нижней ступени подается команда на электронику адаптера разделения. Который подает электричество на пороховые заряды болтов. В болтах вместо гайки через запальник взрывается пороховой заряд, создавая разъемное соединение в вакууме космоса, разделяется верхняя ступень от нижней. Далее. Спустя несколько секунд после разделения включается разгонный блок VINCHI.

Блок 3. Разгонный блок VINCHI.

Рис. 6. Машина непрерывной сварки 1 бака разгонного блока VINCHI . Для диаметров более 5 м.
Рис. 6. Машина непрерывной сварки 1 бака разгонного блока VINCHI . Для диаметров более 5 м.

Состоит из двух баков и двигательной установки (см. рис. 5.).

1 бак цилиндрический с 2 эллиптическими днищами. И внутренней полусферой внутри. Внутренняя полусфера (cм рис. 5.) частично изолирована. Во внешнем баке 1 расположен жидкий кислород имеющий температуру на старте -180 градусов. На рис. 6 представлена технология сварки внешнего бака разгонного блока Vinchi.

2 бак. Он вставляется во внутреннюю изолированную сферу бака 1 состоит из цилиндрической обечайки и 2 малых эллиптических днищ (см рис. 5). В сверх охлажденном ядре этого бака находится жидкий водород с температурой -255 градусов. К нему же через сверхлегкий адаптер прикрепляется вакуумный ракетный двигатель Vinchi. Характеристики двигателя можно увидеть на рис 7.

Рис. 7. Характеристики водородного вакуумного ракетного двигателя Vinchi.
Рис. 7. Характеристики водородного вакуумного ракетного двигателя Vinchi.

Vinchi имеет 2 сопловых насадка. Производительность насосов LH2 5.81 кг/с. Во время включения. Он пропускает 8 ведер (80 л/с) жидкого водорода в секунду. А производительность насосов LO2 составляет 33.69 кг/с (29,8 л/с) или 3 ведра в секунду. При давлениях в камере 61 Бар или 60 технических атмосфер. Один Двигатель выдает тягу 18 т для коррекции орбиты блока весом более 30 т. По мере ухода топлива из баков РБ. Вес блока становится легче (~40..10 т), коррекция становится более плавной и более контролируемой.

Источники.

1. AVIO Spa. Вдохновляющий ролик.

2. Сайт AVIO.

3. Сайт Safran Group.