Перхушковская сельская школа после зимних каникул. Учительница первого класса Анна Павловна у доски представляет нового ученика.
- Ребята, с нами теперь будет учиться Слава Антошин. Он приехал из города Риги. Надеюсь, вы подружитесь с ним и поможете быстро освоиться у нас.
Слышен стук открываемых крышек парт. Некоторые самые любопытные привстают, чтобы получше разглядеть упитанного щекастенького новичка в странной одежке: черный мундирчик, застегнутый под горлышко на все пуговицы, такого же цвета отутюженные брючки и начищенные до блеска ботинки. Две близняшки на первой парте правого ряда заворожено смотрят на Славика, от удивления открыв рты без передних зубов. Такого чудного пацана здесь еще не видели. Все мальчишки в классе худощавые и жилистые, одеты в застиранные серые гимнастерки и подпоясаны широкими ремнями с металлической бляхой. Штаны заправлены в валенки.
- Слава, может, ты расскажешь что-нибудь о себе? – предлагает учительница.
Славик не знает, что говорить. Ему хочется спрятаться от этой полсотни любопытно – насмешливых глаз, устремленных на него.
- А что говорить, - тихо спрашивает Славик учительницу.
- Ну, например, как ты провел зимние каникулы, - подсказывает Анна Павловна.
- Болел ангиной, - чистосердечно признается Славик. – Мама сказала, что это из-за мороженого.
В задних рядах раздаются смешки. Близняшки, хихикнув, начинают шушукаться между собой и что есть мочи чесать затылки. Учительница выжидательно смотрит на Славика, который мучительно пытается вспомнить, чем он еще занимался на каникулах кроме, как лечился от ангины. Пауза затягивается, и Анна Павловна приходит на помощь:
- Ребята, а у вас есть вопросы к Славе?
Класс на какое – то время затихает. Сидящий за партой в одиночестве белобрысый мальчишка с оттопыренными ушами поднимает руку.
- Ну, Козлов, давай, – подбадривает ученика Анна Павловна.
Козлов встает, поправляет вылезшую из-под ремня гимнастерку, подтягивает штаны и спрашивает:
- А город Рига, где находится?
Вопрос ставит Славика в тупик. Он никогда не задумывался над этим. Приходится выкручиваться.
- На берегу моря, - неуверенно произносит Славик, смотря вопросительно на учительницу.
- Теперь понятно, - говорит Козлов и садится на место.
Анна Павловна считает нужным пояснить:
- Рига находится на берегу Балтийского моря. В старших классах у вас, ребята, будет урок географии. На нем вы узнаете, где находится Балтийское море. Еще есть вопросы?
С задних рядов раздается:
- Чего это он весь черный такой? На толстенького фашиста похож!
Анна Павлова некоторое время находится в растерянности от такого поворота в разговоре.
- Не говорите глупости! - строго говорит она, быстро овладев собой. - Просто там, где учился Слава, такая школьная форма.
На задних рядах не унимаются:
- У моего бати нет руки. Он рассказывал, что его фашисты в Риге ранили. Потом в больнице руку отрезали.
- А мой папка на войне глаз потерял! – раздается еще один рассерженный голосок.
- А у меня дедушка погиб …
По классу расползается шумок, переходящий в гомон. Ребята явно начинают бузить, выходя из-под учительского контроля.
Чтобы успокоить класс Анна Павловна громко стучит указкой по столу:
- Если вопросов к Славе больше нет, то, может, у него есть вопросы к нам?
Класс мгновенно успокаивается, и все взоры устремляются на новичка.
Славику уже давно хочется кушать. В животе сильно урчит и неприятно сосёт.
- Когда в школе завтрак? – спрашивает он.
Анна Павловна удивленно смотрит на Славика.
- У нас как такового специального завтрака нет, - поясняет она. - Ребята приносят еду с собой. На большой перемене устраиваем перекус прямо в классе. А у вас в рижской школе был завтрак? И что давали?
- Сосиску, сдобную булочку, и стакан молока, - Славик закатывает глаза от нахлынувших приятных воспоминаний.
Класс удивленно вздыхает и затихает, переваривая услышанное.
Анна Павловна решает, что наступил самый удобный момент завершить представление новенького.
- Козлов, ты не возражаешь, если Слава сядет с тобой? – говорит она.
- Неа, - Козлов подвигается на парте.
Славик садится рядом с Козловым. Анна Павловна берет мел и поучительно произносит:
- А теперь, ребята, начнем урок русского языка. Давайте вспомним, на чем мы остановились перед зимними каникулами …
ххх
Ближе к концу урока Козлов поворачивает голову к Славику и почти неслышно шепчет:
- Анна Павловна сказала, чтобы тебе помогать.
Славик молчит, ожидая продолжения.
- Видишь на первой парте двух близняшек? – Козлов кивает головой в сторону сестер. - Ты с ними не дружи.
- Почему? - удивляется Славик.
- У них вши.
- А это кто?
- Такие маленькие жучки, которые пьют кровь из головы. Могут перелезть к другому человеку. Главное свое пальто в раздевалке не вешай рядом с их польтами.
Славик в ужасе смотрит на близняшек и представляет, как в их головах копошатся зловредные жучки. Голова Славика внезапно начинает чесаться во всех местах сразу.
- Ты чего взял с собой на завтрак? – интересуется Козлов.
- Ничего.
При упоминании завтрака голова у Славика перестает зудеть. Очень хочется кушать.
- Мне мамка дала две вареных картофелины. Хочешь, одну дам тебе?
- Спасибо.
- На большой перемене покушаем. У меня и соль есть.
Козлов протягивает под партой руку для пожатия.
- Меня звать Витька, - представляется он.
- А я Слава Антошин.
- Давай я буду называть тебя Антошкой.
- Хорошо, - соглашается Славик, сдерживая смешинку, готовую вырваться наружу.
Славик пожимает руку Витьки, чувствую крепость ладони деревенского мальчишки. Впервые в жизни он приобретает друга детства.
ххх
Витька каждый день заходит за Славиком по пути в школу. И, подходя к калитке, всегда громко кричит:
- Антошка, пошли в школу!
Славик с нетерпением ждет этого момента. Кубарем вылетает из дома, и приятели направляются в школу по тропинке, петляющей в сосновом лесочке. По дороге взахлёб рассказывают друг другу последние новости, накопившиеся за прошедший день. А про уроки – ни слова.