«Менеджмент качества в медицине», июнь 2024.
Рубрика: Карта качества. Лидеры цифровой трансформации.
ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница» образована в 1979 году. Медицинская организация оказывает населению города Ноябрьск и подчиненной территории первичную, а также специализированную высококвалифицированную скорую и неотложную, амбулаторно-поликлиническую, консультативно-диагностическую, стационарную медицинскую помощь, включая медицинскую профилактику и экспертизу. Большое внимание в больнице уделяется внедрению цифровых технологий.
Цифровизация в датах
С 2002 года в ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» началось поэтапное внедрение медицинской информационной системы (МИС) Infomed. Первой начала работу база пациентов взрослой поликлиники, появились электронные талоны на прием к врачу.
Спустя год к МИС был подключен стационар, с октября 2007 года заработала база данных детской поликлиники.
В 2010 году через сайт ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» была запущена первая в регионе электронная запись на прием к врачу, в поликлиниках установлены инфоматы для самозаписи.
В 2014 году в округе реализован сервис записи на прием к врачу. В дальнейшем услуга предоставлялась уже через региональный сервис.
В марте 2016 года вместе с открытием перинатального центра была запущена его база данных, созданы электронные медицинские карты стационарных пациентов и начали применяться электронные талоны.
К 2020 году с помощью МИС Infomed автоматизированы практически все бизнес-процессы лечебно-профилактического учреждения. Однако появление новых требований к МИС, таких как облачная структура, переход на отечественное программное обеспечение и главное – федеральной подсистемы ЕГИСЗ «Реестр электронных медицинских документов» (РЭМД) вызвало необходимость внесения в реестр структурированных электронных медицинских документов (СЭМД). Эти нововведения обусловили переход на региональную информационную систему.
В октябре 2020 года началось внедрение Единой цифровой платформы и ее поэтапная настройка.
В течение 2021 года в ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» проведено обучение специалистов ИT-службы и отдела кадров в учебном центре ООО «РТ МИС», подготовлена лаборатория для работы в новой системе, начали действовать основные бизнес-процессы.
С 2022 года все службы больницы работают на базе ЕЦП. Развитие системы продолжается.
Профиль ИТ-службы
Работники ИT-службы ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» имеют различную специализацию и навыки, что позволяет эффективно поддерживать и развивать информационные системы и программные продукты.
Отделы ИT-службы больницы подчиняются главному аналитику.
В информационно-аналитическом отделе работают 12 специалистов, которые отвечают за поддержку программных продуктов, анализ больших объемов информации, работу с базами данных, статистический анализ и визуализацию данных. Персонал отдела помогает специалистам медицинского и немедицинского профилей принимать взвешенные решения на основе анализа данных.
В штатном расписании отдела технического обслуживания значатся девять специалистов. Было бы неправильным думать, что отдел занимается исключительно устранением неисправностей оборудования в случае их возникновения. Основная его задача заключается в проведении планового технического обслуживания, проверке правильности работы оборудования и выявлении потенциальных неисправностей, которые можно устранить до того, как они прервут бизнес-процессы. Коллектив инженеров и техников отвечает за настройку и поддержку серверного оборудования, серверных приложений и операционных систем, обладает знаниями в области кибербезопасности и сетевых протоколов.
Отдел информационной безопасности укомплектован пятью специалистами в области предотвращения утечки информации, защиты от несанкционированных и непреднамеренных воздействий на данные, предупреждения и устранения негативных последствий угроз безопасности – нарушений функционирования информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления.
Кому поможет цифровизация
Одна из главных целей цифровизации здравоохранения состоит в том, чтобы повысить эффективность, доступность и качество медицинских услуг, сделать процесс взаимодействия между пациентами и медперсоналом более простым и прозрачным, упростить доступ специалистов к медицинской информации, сократить время административных процедур и увеличить скорость и точность диагностики.
При переходе медицинских организаций ЯНАО на единую облачную МИС перед врачами и пациентами открылись новые возможности в предупреждении лечении заболеваний.
Единая история болезни пациента позволяет проследить всю историю его обращений к врачу, увидеть результаты исследований, независимо от того, в каком учреждении они проводились, оценить динамику состояния здоровья – все это имеет огромное значение для своевременного оказания необходимой медицинской помощи в полном объеме.
Единая МИС ЯНАО дает возможность медицинским организациям обмениваться опытом по реализации сформированных бизнес-процессов, внедрять единые подходы к решению общих задач, развивать взаимодействие друг с другом при оказании помощи пациентам.
Новая система позволяет сократить бумажный документооборот, поскольку вся необходимая документация доступна на ЕЦП в электронном виде.
Посредством МИС проводятся дистанционные медицинские консультации в режиме «врач – врач» или «врач – пациент».
Пациент имеет возможность сформировать электронную запись на прием к врачу по различным каналам – через портал «Госуслуги.ру», его мобильное приложение терминал самозаписи, при обращении в колл-центр больницы.
В своем личном кабинете на портале госуслуг пациенты могут ознакомиться с протоколами врачебных осмотров, результатами своих лабораторных и инструментальных исследований. Родителям доступна электронная медицинская карта их ребенка.
Каждый посетитель ресурса может следить за выполнением целей и задач федерального проекта «Цифровой контур здравоохранения».
Цифровые процессы и проекты
Реализуемый в больнице проект реорганизации центра телемедицинских консультаций предполагает разделение потока телемедицинских консультаций (ТМК) на плановые и экстренные (неотложные), а также организацию многоуровневого контроля каждого из потоков. В рамках этого проекта создан центр экстренных и неотложных ТМК, его сотрудники осуществляют круглосуточный мониторинг таких консультаций, в течение двух часов готовят ответ врачам медицинских организаций, направившим запрос.
На плановые консультации пациентов записывают в соответствии с расписанием ТМК направляющие медорганизации. Это удобный и понятный механизм.
Использование планшетов ургентирующим, то есть работающим по типу скорой помощи врачом позволяет ему провести ТМК, заявка на которую пришла вне рабочего времени, например, из дома.
Другой проект – по автоматизации на ЕЦП создания и ведения журнала контроля качества и безопасности медицинской деятельности – способствует проведению в структурных подразделениях поликлиники, стоматологической поликлиники, стационара такого контроля качества, а также внутреннего контроля инфекционной безопасности больницы.
В рамках этих процессов отделение экспертизы качества медицинской помощи, отделение инфекционной безопасности создают на ЕЦП акт контроля качества с указанием выявленных недостатков и даты проверки. В этом акте отделение, подлежавшее проверке, отмечает факт исправления выявленных несоответствий. В установленный день вышеуказанные службы завершают проверку составлением акта проведенного корректирующего мероприятия. Проект помог организовать хранение результатов контрольных проверок с предоставлением удобного доступа к ним руководителям разного уровня и сократить бумажный документооборот между подразделениями больницы.
Применяемый в ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская ЦГБ» предоставленный ЕЦП инструмент квотирования позволяет гибко настроить слоты расписания работы врачей и проведения параклинических исследований. Цель квотирования – распределить потоки пациентов между круглосуточным и дневным стационарами и поликлиническими службами для проведения УЗИ, КТ, МРТ, а также на пунктах забора крови, и разграничить записи на прием врача.
В целях оптимизации работы отделений круглосуточного и дневного стационаров, для повышения доступности плановой госпитализации и 100%-ного освоения финансовых средств при выходе из пандемии COVID-19 в медицинской организации был разработан бизнес-процесс планирования госпитализации. Он предусматривает ведение палатной структуры и структуры коечного фонда, ведение расписания плановой госпитализации, для хирургических отделений – ведение расписания для осмотра пациентов перед госпитализацией.
Для руководителя внедрение бизнес-процесса планирования госпитализации означает:
• контроль в режиме 24/7 работы койки и заполняемости отделения;
• контроль электронного медицинского документооборота на любом этапе;
• экономию ресурсов приемного отделения.
Благодаря бизнес-процессу заведующий отделением получает:
• возможность планировать госпитализацию, в том числе с целью выполнения плана по госзаданию;
• инструмент контроля сроков ожидания госпитализации и управления потоком профильных пациентов, направленных поликлиникой на осмотр перед госпитализацией и (или) на госпитализацию;
• способ сократить отчетный показатель «средний предоперационный койко-день».
Для пациента автоматизация процесса планирования госпитализации означает, что история болезни оформляется в профильном отделении без очереди, без печати на направлении и без наличия результатов анализов на бумаге. Таким образом, при госпитализации пациенту потребуется предъявить только паспорт и полис ОМС.
В недалекой перспективе в ГБУЗ ЯНАО «Ноябрьская центральная городская больница» планируется:
• обеспечить врачей мобильными планшетами;
• внедрить в МИС модуль вакцинопрофилактики;
• ввести персонифицированный учет лекарственных средств, в том числе вакцин, не только в стационаре, но и в амбулаторном звене;
• организовать контроль качества оформления и своевременной отправки СЭМД в РЭМД.
***
РИА «Стандарты и качество»
По вопросам подписки обращайтесь
по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk
VK: https://vk.com/ria_stk
#СТандартыиКачество