"Колобок" - одна из самых первых сказок для самых маленьких слушателей. Простая и понятная, да ещё и с моралью: слушайся старших, и никакая коварная "лиса" тебе не страшна. Однако сказка о колобке настолько древняя, что её истинный смысл сейчас практически никому из нас не известен. А ведь два десятка предложений, из которых состоит сказка, вызывают у мало-мальски заинтересованного слушателя множество вопросов.
Вопрос первый: почему баба сначала отказывается печь колобок, а потом уступает? Вопрос второй: почему колобок - тот же хлеб - нужно было студить на окошке? Разве горячий не вкуснее? Третье: почему колобок убегает от старика и старухи? В какой момент печёный комок теста обретает не только "бытие", но и "сознание", да ещё и открывает в себе дар речи и творческие способности к пению? И четвёртое: как, ловко уходя от всё более крупных и зубастых зверей, колобок "споткнулся" на лисе? Есть и пятое: зачем вообще допустили до детского слуха сказку, где главный герой погибает? Сказки обязаны заканчиваться хорошо!!! Ведь каждому известно, что в сказках добро побеждает зло.
Все эти вопросы словно подталкивают нас к тому, что в этой простенькой истории скрыта не одна загадка.
В статье "Зверь таинственный - медведь" я уже писала о сказке "Медведь на липовой ноге", в финале которой медведь-тотем сожрал и старика, и старуху, нарушивших табу. С первого раза и не подумаешь, что сказка "Колобок" - из той же серии самых древних сказок о запрете и наказании за его нарушение. Кто же что нарушил? Неужели "пострадавший" колобок?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поговорить, казалось бы, о совсем отвлеченных от сказки вещах. Если бы вас спросили: что древнее - миф или сказка, что бы вы ответили? Правильно, миф.
Миф - самая первая форма человеческого миропознания. Человек впервые осознал себя человеком, когда огляделся вокруг и начал задавать вопросы. Кто создал этот мир? А кто создал меня? Мир вечен или конечен? Миф - это тайное знание, изначально доступное избранным членам племени, связанным с космосом и потусторонним миром - шаманам. Со временем, когда людей стало больше, а ареал их обитания распространился по всему земному шару, обряды, визуально воплощающие миф, а также примитивные попытки влияния на ход событий, перестали быть обязательным условием выживания.
Но эти сакральные знания об устройстве вселенной необходимо было сохранить, и неважно, в каком виде. Тогда и возникла сказка. В сказку перешло тайное знание об устройстве мироздания, о предназначении и происхождении человека, но это знание пришлось зашифровать от непосвященных. Как говорится, кто знает - тот понимает. Вот так и вышло, что сказка - это трансформированный, зашифрованный миф.
В мифе наши предки сохраняли устную, но достоверную для них информацию. А сказка - ложь (для нас, непосвященных), да в ней намек - добрым молодцам урок. Не детям, не девушкам и юношам вместе, а исключительно молодцам.
Вы не поверите, но сказки никогда не предназначались для детей!!! Их рассказывали юношам в период инициации в специальном мужском доме, а много позже появились и особые люди - сказители. Как правило, это были уже пожившие, опытные мужчины, их брали в артели лесорубов или рыбаков-охотников специально - для того, чтобы сказки сказывали.
Кстати, и долю от добычи такие сказители получали на равных с другими членами артели. При этом ни один сказитель не стремится создать свою сказку, его цель - передать потомкам услышанную от отцов и дедов сакральную информацию. Именно благодаря этому мы можем быть уверены в том, что каждое слово в сказке - на своем месте, и причина отсутствия в ней логики - ни что иное, как изменившаяся с прошествием веков картина мира, но никак не глупость наших предков.
Итак, самые древние сказки - о животных-тотемах и основой сюжета в них является запрет и его нарушение. Какое же табу нарушили дед и баба, пожелавшие покушать свежего хлебушка?
Во-первых, не дед и баба, а старик и старуха. У древних славян считалось, что от рождения до смерти человек проживает семь жизней. И именно без этого знания сказка "Колобок" теряет для современного человека весь смысл.
Первая жизнь длится от момента рождения (перехода из небытия в бытие) до года. Вторая - от года до трех лет. И этот период назывался детством. Невероятно? Но факт остается фактом: в три года дети получали право на труд. Девочке, как будущей матери, дарили первую куклу. Мальчика - будущего пахаря и воина - в первый раз сажали на коня.
Только не подумайте, что трехлетние дети трудились по дому и в поле от зари до зари! Право на труд - это и право сопровождать однополого родителя: отец идет на поле, несет мешок с зерном, а сын - мешочек, также было и у мамы с дочками. Вот такая народная педагогика, и третья жизнь, продолжавшаяся от 3 до 12-14 лет - до видимых физиологических изменений детей (пробивающиеся усики у мальчиков, увеличение груди и начало месячных у девочек).
Эти изменения служили сигналом к началу новой жизни - четвертой, хороводной, ведь наступал возраст женихов и невест. После сыгранных свадеб наступал пятый возраст и длился он до рождения первенца. А потом начиналась самая долгая жизнь - шестая, в которой супруги назывались "мужик и баба". Почему самая долгая? Потому что срок этой жизни подходил к концу, когда самый младший ребенок в семье выходил в хоровод.
Это знаменовало для его родителей начало последней земной жизни, и доживали ее уже "старик и старуха". Помните, у Пушкина: "Жили-были старик и старуха у самого синего моря..." Так что, все точно у Александра Сергеевича, видать, не зря он слушал сказки Арины Родионовны.
А вот сказочная формула "дед да баба", как вы теперь понимаете, совсем не верна. В словосочетании "дед да баба" мы не видим ничего необычного, поскольку для нас это всего лишь синонимы слов "дедушка и бабушка". Но этимология слова "бабушка" не имеет ничего общего с общеславянским корнем -баб-, обозначающим не мать матери, а старшую в семье. Ту самую "бабу", на которой весь дом держится, которая способна и зачать, и родить, и выкормить.
Детский лепет превратил бабу в бабушку при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса -ушк-, и произошло это, кстати, относительно недавно - всего в первой половине XVI века. Именно тогда слово "бабушка" было впервые зафиксировано в одном из письменных источников. В польском языке бабушка так и переводится, как "старуха", а Толковый словарь М. Фасмера дает это слово с пометкой "слово детского языка".
И вот теперь, вооруженные древними знаниями, мы можем вернуться к сказке "Колобок".
Итак, старик просит старуху испечь колобок. Но колоб - это сакральный свадебный хлеб, который предназначался исключительно жениху и невесте. Его молодые брали в брачную постель и делили на двоих. Форма шара символизировала солнце, хлеб - жизнь, в данном случае переход в новую, пятую, ипостась бытия. Главное предназначение свадебного колобка - горячего, только из печи - зажечь в молодых огонь плотской любви. Колобком с пылу-жару молодые пытались согреть постель в специально нетопленном помещении, а потом и друг друга.
Колобок помогал юным супругам и разжечь страсть, что способствовало бы продолжению рода - главной цели брачного союза. Для каждой пары колобок пёкся раз в жизни, и съесть колобок могли только молодожёны. Время свадеб на Руси - от Покрова (14 октября) до Филипповского поста (15 ноября) - по христианской традиции. И в языческой культуре свадебные сроки тоже укладывались в период сразу после сбора урожая и до начала зимы, когда полны закрома и закончены все полевые работы.
Старуха, понимая, что "брачные игры" им со стариком уже не к лицу и не по летам, отказывается, причём достаточно резко: "Совсем из ума выжил, старый?" Но старик настаивает, и она, в конце концов, соглашается. Здесь так и просится параллель с Адамом и Евой, только наоборот. Ева, положи яблоко на место!😉😉😉 И вот колобок испечен, но сомнения остаются, и старуха кладёт его на окошко остыть, а то как бы чего не вышло, и люди-то... Не просто засмеют, а того хуже.
Но, видно, высшие силы пожалели и старика, и старуху, ведь старый - что малый, и магический хлеб сам избавляет их от искушения и нарушения табу. Звери, которых колобок обходит без последствий для своих румяных боков - тотемы, но других славянских племён. А его песенка - это что-то вроде заклинания, часть уже навсегда утраченного мифологического обряда. Лиса же, по всей видимости, тотем племени деда с бабкой, вот ей-то колобок и приносит сам себя в ритуальную жертву.
Так что, с концовкой у сказки "Колобок" все в порядке. Запрет хотели нарушить, да не вышло. И высшие силы довольно снисходительно отнеслись к "чудачествам" стариков. В самом деле, кто бы отказался хоть на миг помолодеть? Желание деда и бабки вспомнить былое - очень человеческое, естественное, а потому - простительное. И главная ценность сказки "Колобок" в том, что живы и старик, и его старуха. К месту будет и поговорка: "И на старуху бывает проруха", то есть оплошность, промах, способный всё порушить (разрушить).
P.S. Много ли вы знаете ритуальных блюд? Блины, каша, кулич, яйца... Теперь в этот список можно смело включить и всем известный колобок, который "по амбарам метён, по сусекам скребён, на сметане мешон, на окошке стужён".