Найти в Дзене

Как Маршалл Маклюэн предсказал будущее: почему 60 лет спустя его идеи все еще актуальны

Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, как медиа влияют на наше мышление и поведение? Маршалл Маклюэн, канадский культуролог и философ, был одним из первых, кто исследовал эту тему. Его работы не только изменили наше понимание медиа, но и предложили революционные идеи о том, как технологии формируют общество.

Маршалл Маклюэн — имя, которое знает каждый маркетолог и креативщик. Маклюэн был одновременно критиком и провидцем. Он осуждал рекламный мир за его влияние на общество, но признавал его важность. И именно поэтому он остается столь значимым для маркетологов и медиа-мыслителей по всему миру. Его способность предсказывать будущее поражает до сих пор. Хотя он ушел из жизни задолго до появления интернета, его теории продолжают жить в нашем мире Web 3.0 — мире социальных сетей и смартфонов.

Согласно Маклюэну, типичный читатель блога «(Не)критично» погружается в состояние безмолвного оцепенения, словно находясь в трансе. Этот блог — настоящая горячая точка обсуждений. Здесь редко обсуждаются вопросы, касающиеся реальных проблем современной культуры, а рекламные интеграции, вероятно, самая значимая часть блога. Такие выводы напрашиваются у каждого, кто знаком с основными тезисами книги «Понимание медиа». Это не эксцентричные рассуждения сумасшедшего; напротив, Маршалл Маклюэн — один из самых блестящих социокультурных теоретиков второй половины ХХ века.

Фото 1945 года.
Фото 1945 года.

В своей культовой книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» Маршалл Маклюэн предсказал будущее, в котором мы живем сегодня. В 1964 году, когда Интернет и компьютерные технологии еще не существовали, Маклюэн уже видел, как технологический прогресс кардинально изменит общество. Он анализировал влияние телевидения и других средств массовой информации на образование, личность, правительство и семью. Но что наиболее удивительно — его идеи о нашем «я» и «глобальной деревне» оказались невероятно точными предсказаниями будущего.

Опытный читатель легко найдет маленькие осколки идей Маклюэна в прозе многих литературных критиков и социологов. Однако Маклюэн остается одиночкой в своем поле: у него много поклонников, но мало последователей. Его самоуверенная язвительная манера и экстравагантные обобщения часто отталкивают придирчивых читателей. Даже те, кто симпатизирует ему, могут найти в его книгах равные доли раздражающих моментов и неожиданных просветлений. В «Понимании медиа» эта смесь представлена в привычном виде.

Основные концепции книги «Понимание медиа: внешние расширения человека»

Средство коммуникации есть сообщение

Самая известная идея Маклюэна — «Средство коммуникации есть сообщение» (The medium is the message). Это означает, что сам носитель информации (например, телевидение или интернет) оказывает большее влияние на общество, чем сам контент. Представьте себе: не так важно, что именно говорится по телевизору, важнее то, что это говорится по телевизору. Телевидение само по себе оказывает огромное влияние на общество, формируя наши мысли и восприятие. Это одно из самых известных высказываний Маклюэна, и оно актуально как никогда. Маклюэн утверждал, что воздействие самого носителя информации важнее, чем содержание. Интернет — отличный пример: неважно, сколько контента мы потребляем, важно то, что мы ожидаем его мгновенной доступности.

Визуализация "Средство коммуникации есть сообщение" от нейросети
Визуализация "Средство коммуникации есть сообщение" от нейросети

Глобальная деревня

Маклюэн ввел понятие «глобальной деревни», описывая взаимосвязанность современных медиа и новый способ обмена информацией. Сегодня мы видим, как Интернет объединил мир в одно глобальное сообщество. Информация распространяется мгновенно, создавая коллективное сознание и общие культурные тренды. Взгляните на социальные сети: пользователи соцсетей объединяются в группы по интересам, а маркетологи ежедневно бомбардируют нас сообщениями о новых продуктах.

Концепция «глобальной деревни» описывает мир, где расстояния аннулируются благодаря технологической эволюции. Сегодня мы можем общаться мгновенно с людьми на другом конце планеты. Например, видеозвонки и социальные сети позволяют нам поддерживать связи вне зависимости от географических границ. По мнению Маклюэна, такая глобализация усиливает международные политические и экономические связи, ослабляя национальные государства. Иными словами, еще в 1960-х годах он предсказал, что средства массовой информации объединят мир в единое целое. И он оказался прав! Сегодня интернет и социальные сети делают наш мир по-настоящему глобальной деревней. Мы можем мгновенно общаться с людьми на другом конце света, делиться новостями и событиями в реальном времени.

Горячие и холодные медиа

Маклюэн усложняет свою теорию попыткой классифицировать медиа на «горячие» и «холодные». Горячие медиа усиливают одно ощущение в «высоком разрешении» — они насыщены сенсорными данными. Холодные медиа имеют низкую четкость ибольшего вовлечения и «дополнения» со стороны аудитории. Фотография, лекции, радио — горячие; мультфильмы, семинары, телевидение и телефоны — холодные.

Горячие медиа, такие как фильмы и фотографии, насыщены сенсорными данными и требуют минимального участия зрителя. Холодные медиа, такие как телевидение и радио, требуют большего вовлечения и «дополнения» со стороны аудитории. Например, просмотр фильма требует лишь пассивного восприятия (поэтому это «горячее медиа»), тогда как разговор по телефону требует активного вовлечения (следовательно, это «холодное медиа»).

Горячие и холодные медиа по версии нейросети
Горячие и холодные медиа по версии нейросети

Горячие медиа взрывные и индивидуализирующие, тогда как холодные — общительные и случайные. Телевидение — самое холодное из всех медиа. Маклюэн так стремится отличить его от старомодных горячих медиа, что утверждает: экран телевизора показывает "свет сквозь", а не "свет на", что придает ему тактильные качества в отличие от кино. Такие эксцентричные суждения возникают из-за его желания связать каждое явление с теорией.

Заключение

Что бы сказал Маршалл Маклюэн о нынешней шумихе вокруг искусственного интеллекта? Маклюэн не был сторонником антиутопий, как Олдос Хаксли в «Дивном новом мире» или Джордж Оруэлл в «1984». Напротив, он приветствовал новые технологии и видел в них потенциал для расширения человеческого сознания.

Однако Маклюэн всегда помнил об обратной стороне медали. Он бы, вероятно, утверждал, что ИИ — это мощное расширение нашего разума, способное изменить наше восприятие мира так же, как когда-то сделали печатный станок и телевидение. Но вместе с тем он бы предостерег нас о возможных негативных последствиях.

Маклюэн предсказывал будущее медиа с удивительной точностью. Его идеи о том, как медиа трансформируют наше восприятие мира и самих себя, остаются актуальными и сегодня. Внимательное прочтение «Понимания медиа» открывает перед нами множество способов лучше понять наш современный мир. В то время как большинство ученых углубляются в узкие области своих исследований, Маклюэн стремился охватить все знания сразу.

Тем не менее, Маклюэн остается важной фигурой в изучении медиа, вызывая как восхищение, так и критику. Его идеи продолжают оставаться актуальными в нашем быстро меняющемся мире медиа, побуждая нас задуматься о том, как технологии формируют наше восприятие реальности.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

P. S. Текст подготовлен на основе моей вводной лекции про Маршалла Маклюэна для книжного клуба по искусству. О желании вступить в клуб (книга августа — сборник эссе Сьюзен Сонтаг), а также задать вопрос — пишите мне в телеграм!

Еще почитать:

Заметки на полях странно категоричной книги “Что такое искусство?” Артура Данто

Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами

Скрытые шутки в голландских произведениях искусства

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗