Замысел данной публикации вызревал подобно фурункулу: казалось вот-вот меня прорвёт на «поток сознания», а потом бац...и снова мысли спутались, свились в спираль..."и тишина...". Однако, рано или поздно, это должно было случиться и даже такой вот, "рождённый в муках" материал, подходит к своему логическому завершению, после чего можно со спокойным сердцем поставить точку. Но та точка, которая символизирует финал, будет чуть ниже, а вначале будет многоточие...
... после которого мы, на некоторое время, увы, но лишь мысленно, перенесëмся лет эдак на 40-45 назад, в конец 70-х - начало 80-х.
Вспомните, друзья, (я обращаюсь прежде всего к тем, чье увлечение темой аудио пришлось на эти годы) приходилось ли вам всерьёз в ту пору задумываться над сочетаемостью тех или иных компонентов между собой? Мне почему-то кажется что ответ будет отрицательным. Почти всегда и в любых сочетаниях техника звучала (и, кстати, весьма неплохо) сразу "из коробки" не требуя никакого "прогрева" и подбора кабелей. Последних, к слову и не было, за исключением тех, которые шли в комплекте. А эти комплектные были по сути одинаковыми. Проще говоря тот же акустический провод от АС типа "S-90" был полным аналогом провода торчащего из недр любых других колонок: 10МАС-1М, 10АС-203, 15АС-109, 25АС-326 и т. д. А вот конструкции и размеры колонок (и динамических головок в том числе) были разными. Но кое-что общее было и здесь. Например бумажные диффузоры динамиков - любые другие были экзотикой и встречались настолько редко, что модели колонок с иными диффузорами можно перечислить по пальцам одной руки. Да и появились они позднее: во второй половине 80-х и ближе к их концу. Не потому ли всё советские АС имели схожий характер звучания (?) и отличались лишь масштабом подачи и выходной мощностью. Во всяком случае я не могу сказать, что какой-либо советский усилитель (коих через мои руки в то время прошло десятка полтора - не меньше) не сыгрался с какими либо советскими АС (их, в моих руках, побывало тоже значительное количество). Да, бывало так, что либо усилителю не хватало мощности чтобы раскачать те или иные АС или наоборот: колонки оказывались слабоваты для реализации возможностей усилителя, но на средней громкости практически всегда звук был комфортным и отторжения не вызывал. Схожая ситуация была и с усилителями: отличия были главным образом в мощности и в разрешении (естественно усилитель высшего класса "рисовал" звуковое полотно более детально, нежели его аналоги 1 и 2 класса), а вот сам характер звучания был схож. Речь понятно об усилителях на дискретных элементах (транзисторах) - ламповую схемотехнику мы не рассматриваем. В итоге, приобретая в магазине (никаких специализированных салонов в ту пору естественно не было) акустические системы, усилители, проигрыватели или магнитофоны новый владелец заранее примерно представлял что получит в итоге, а если его постигало разочарование, то лишь от качества сборки и(или) от того,что некоторые модели не отличались надёжностью. А что сейчас? А сейчас покупка компонентов стереосистемы (за исключением монобрендовых, из одной линейки) та ещё лотерея. И далеко не факт что приобретённый усилитель Х споётся с акустическими системами Y. Во-первых мало, того что современные усилители работают в разных классах (А,АВ,D), так ещё и их выходные каскады могут быть на транзисторах,микросхемах, гибридными и т.д. А количество схемотехнических решений не поддаётся подсчёту. Что касается АС, то к распространённым ранее акустическим оформлениям ЗЯ, фазоинвертор (с разновидностью в виде пассивного излучателя), открытых АС (АС с ПАС), добавились лабиринты, трансмиссионные линии и т.д. А диффузоры динамиков из чего только не делают. И я не могу сказать что диффузор из кевлара или с алюминиевым напылением хуже бумажного. Они просто другие и звук зачастую другой. Ещё один момент - чувствительность АС. В 70-80-е этот параметр мало кого волновал потому что большинство АС являлось лёгкой или, как минимум приемлемой нагрузкой для усилителей. Сегодня же есть такие модели, которые требуют от усилителя такой токовой отдачи, на которую не каждый из них способен.
И даже если по раздельности усилитель и АС сами по себе высочайшего класса и, по всем техническим параметрам, идеально подходят друг к другу на практике синергии между ними может не случиться. Звук то будет, но это будет звук, в котором нет жизни. А значит и удовольствия от такого звука тоже нет.
И вот тут в дело вступают шарлатаны-маркетологи предлагающие улучшить звучание системы посредством проводов и прочего аудиофильского бреда. Я не стану утверждать что провода не влияют на звук, но их влияние чаще всего ничтожно и на уровне нюансов - это если провод относительно недорогой. Но покупать дорогой, сопоставимый по стоимости с ценой усилителя или АС ещё больший бред: просто добавив эту сумму купите более дорогую модель и вы получите куда большую прибавку в качестве звучания чем при замене проводов. Однако определённые параметры кабеля (сечение, изоляция, экранирование (где это необходимо), качественные коннекторы и, естественно материал изготовления (бескислородная медь высокой степени очистки), качественная пайка или обжим) значение всё же имеют. Но под эти требования попадает как кабель ценой 5000₽ так и стоимостью полмиллиона и выше. И тут главное соблюсти принцип разумной достаточности и, как я уже сказал выше, определить ту ценовую границу, за которой появляется смысл потратить деньги на компонент более высокого класса, а не на аксессуары. Или вообще вложиться в акустическую обработку помещения, которая порой даёт куда больший эффект чем бесконечное перебирания компонентов и проводов. Но об этом в одной из более ранних публикаций я уже говорил.
А вообще, говоря о проводах, я отклонился от темы, которая (если кто-то забыл) о сочетаемости компонентов и о том, почему раньше с этим было проще. Собственно я уже высказал на этот счёт собственную версию, хотя и не уверен что она единственно правильная. А именно: современное многообразие технологий и схемотехник с одной стороны конечно дало развитие (ну вы поняли о развитии чего речь), но с другой стороны усложнило согласование отдельных элементов аудиосистемы между собой. Такой вот ("шаг вперёд, два шага назад") прогресс получился. Хорошо это или плохо - однозначно определить сложно. Да, всё стало сложнее ("а никто и не говорил что будет легко"), но зато стало интереснее участвовать в подобном квесте, заранее не зная финального результата. А с другой стороны "лучшее - враг хорошего" и этот тезис тоже всё ещё актуален и имеет своих сторонников. Но, высказав свою версию на этот счёт, я готов рассмотреть и другие. И, возможно в чём-то и с чем-то согласиться, а по поводу чего-то и поспорить. Как вы, друзья, считаете: действительно ли раньше аудиокомпоненты между собой согласовывались проще или это мне лишь кажется?