Найти в Дзене
Техно Колибри

Дальнемагистральные самолеты России: будем делать свои или «нам хватает и иностранных»

Оглавление

В настоящее время российский авиапарк для дальнемагистральных перелетов основан на самолетах Boeing и Airbus, впрочем, как и для среднемагистральных. Пока, эти самолеты в достаточном количестве покрывают существующий спрос России (мы даже начинаем делать собственные запчасти для них). Однако, в будущем может возникнуть необходимость в российских дальнемагистралах. Так будут ли делать свои собственные или «нам хватает и иностранных»? Давайте разбираться вместе.

Дальнемагистральные самолеты – это самолеты для перелетов на более 6000 км. Среднемагистральные летают до 2500 км, обычные местные до 1000 км.

В России уже сейчас способны производить дальнемагистральные самолеты: Ил-96-400М и Ил-76МД-90А. Но…

Ил-96-400М – почему до сих пор не серийный?

Как известно, Россия создала новый дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М. Этот модернизированный вариант классического Ил-96 отличается удлиненным фюзеляжем (на 9,35 метров), более мощными отечественными двигателями и современным навигационным оборудованием. Способен перевозить до 400 пассажиров и совершать перелеты на 8100 км.

На фото: первый Ил-96-400М дальнемагистральный пассажирский самолет России. ПАО «ИЛ» - ВАСО (Воронежское акционерное самолётостроительное общество). Источник: https://rostec.ru/media/photogallery/sborka-planera-novogo-passazhirskogo-samoleta-il-96-400m/
На фото: первый Ил-96-400М дальнемагистральный пассажирский самолет России. ПАО «ИЛ» - ВАСО (Воронежское акционерное самолётостроительное общество). Источник: https://rostec.ru/media/photogallery/sborka-planera-novogo-passazhirskogo-samoleta-il-96-400m/

Российский широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М изготовлен в филиале ПАО «Ил» - ВАСО (Воронежское акционерное самолётостроительное общество), входящем в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха.

Ростех – это крупнейшая российская машиностроительная компания (800 организаций по всей стране), которая является ключевым поставщиком вооружений и военной техники для России, а также развивает высокотехнологичные гражданские производства в различных стратегических отраслях. Играет важную роль в обеспечении безопасности и экономического развития России.

Новый Ил-96-400М уже поднимался в воздух 1 ноября 2023 года и прошел все испытания на «5». Казалось, что в России совсем скоро появятся свои собственные широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты. Но прошел год, а их нет. Так что же мешает выпускать его в достаточных количествах?

На фото: новый российский дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М. Источник: https://tv-gubernia.ru/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-06-07_21-30-18.jpg
На фото: новый российский дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М. Источник: https://tv-gubernia.ru/wp-content/uploads/2023/11/photo_2023-06-07_21-30-18.jpg

В Воронежском акционерном самолётостроительном обществе (ВАСО) официально заявили, что смогут производить Ил-96-400М уже сейчас.

Но… компанией «Аэрофлот» в сентябре 2022 года было подписано соглашение на закупку самолетов МС-21 – 210 штук, SJ-100 New – 89 штук и Ту-214 – 40 штук. В этом списке Ил-96-400М отсутствует. Хотя тот же «Аэрофлот» заявлял президенту России, что очень нуждается в наших новых российских широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнерах.

Возникает вопрос, а почему тогда не включили в список Ил-96-400М? На что Сергей Александровский (генеральный директор группы компаний «Аэрофлот») ответил:

«На сегодняшний день мощности ВАСО позволяют выпускать не более одного, максимум двух самолетов в год. А восстанавливать объемы производства и поднимать устаревшие технологии времен СССР на коммерчески неэффективный самолет слишком дорого и при этом нерационально.
Конечно же, «Аэрофлот» ждет от промышленности и новый дальнемагистральный самолет для замены иностранного парка, однако говорить о поставках заказчикам этой машины пока еще слишком рано.»

Другими словами, главным минусом самолета Ил-96-400М является наличие 4 двигателей – это перерасход топлива. Например, дальнемагистральные авиалайнеры Airbus и Boeing имеют 2 двигателя. Кроме того, техобслуживание и ремонт таких самолетов очень затратны, по сравнению с 2-двигательными. Именно поэтому в свое время «Аэрофлот» отказался от самолетов Ил-96-300.

Юрий Сытник (авиаэксперт, заслуженный пилот РФ) сказал:

«Возможность разработать отечественные машины есть, но потребуются десятилетия.
С нами никто дружить не хочет из тех стран, которые могут выпускать самолеты. Но мы такая страна, которая может самостоятельно без Китая и Европы или США выпустить машину любого класса и любой дальности. Но это время, лет 10. Хотя не успеем оглянуться, как они пролетят.
Ил-96 считает перспективным проектом, на нем летают президент и министры. Поэтому выпускать их тоже нужно, но другой вопрос 10 или 100 машин в год, что большая разница.
Самолет может летать и на двигателе ПС-90А2. Нет ПД-35, есть ПС-90А2. Пусть не 4 тонны, а 6 тонн топлива расход будет. Нам нефть девать некуда, керосин тоже. Всё это разговоры, и никто их не считает толком. Потому что нет специалистов, а тех дедков, которые были в КБ Туполева, Ильюшина, просто не привлекает. Там же надо как-то заплатить, замотивировать их. А это делать некому. Поэтому могут закопать эту программу.»
На фото: дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М. Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО). https://rostec.ru/upload/iblock/1a4/1a4769126c37d57933cd6af5ccdd0640.jpg
На фото: дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96-400М. Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО). https://rostec.ru/upload/iblock/1a4/1a4769126c37d57933cd6af5ccdd0640.jpg

Сергей Чемезов (глава «Ростеха») тоже много раз говорил, что для России необходимы такие авиаперевозчики, как Ил-96-400М – это «технологический суверенитет страны». Однако, работы над двигателями большой тяги, которые необходимы для таких машин, опять временно остановлены и будут начаты только в 2026 году.

Поэтому сейчас в ОАК ведут конструкторские работы по созданию Ил-96 с двумя двигателями.

Ил-76МД-90А – а он серийный?

Ил-76МД-90А – российский глубоко модернизированный (обновлено более 70% систем и агрегатов) тяжелый военный транспортный дальнемагистральный самолет. Его технические характеристики настолько впечатляют, что его уже хотят купить в странах Ближнего Востока и Азии.

Его разработали на ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», а производят на ОАК/Филиал ПАО «Ил» - Авиастар.

Он может поднять до 60.000 кг полезного груза. Скорость лайнера 800 км/час, а летит он без дозаправки: с нагрузкой 60 тонн – 4000 км, с нагрузкой 40 тонн – 6500 км, а без нагрузки – 9700 км.

На фото: Ил-76МД-90А, российский тяжелый военно-транспортный дальнемагистральный самолет. Первый полет. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-76МД-90А#/media/Файл:Первый_полет_Ил-76МД-90А.jpg
На фото: Ил-76МД-90А, российский тяжелый военно-транспортный дальнемагистральный самолет. Первый полет. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ил-76МД-90А#/media/Файл:Первый_полет_Ил-76МД-90А.jpg

Это военно-транспортный самолет, который может перевозить войска, тяжёлую крупногабаритную технику и грузы, а также с него можно десантировать личный состав, технику и грузы парашютным и посадочным способом. Фишка – специальное шасси, которое позволяет садиться этому гиганту на необорудованные аэродромы и грунтовые взлетно-посадочные полосы.

Денис Мантуров (министр промышленности и торговли РФ) сказал:

«Коллективы оборонных предприятий продолжают работу и в праздничные дни. Сотрудники заводов выполняют свой долг – чтобы нашим Вооруженным силам на передовой своевременно и в необходимом количестве поступала вся необходимая техника, боеприпасы и экипировка.»

В 2020 году, из-за медленного темпа производства, контракт 2012 года стал убыточным и завод изготовитель с Министерством Обороны РФ подписали новый контракт о поставке 14 самолётов до 2028 года. Кстати, на его базе разработан самолёт ДРЛО А-100 «Премьер».

На фото: Ил-76МД-90А тяжелый военно-транспортный дальнемагистральный самолет России. Источник: https://i.ytimg.com/vi/ZMMryGV3Z98/maxresdefault.jpg?sqp
На фото: Ил-76МД-90А тяжелый военно-транспортный дальнемагистральный самолет России. Источник: https://i.ytimg.com/vi/ZMMryGV3Z98/maxresdefault.jpg?sqp

Военный серийный, а пассажирский нет так что делать?

Наши Ил-96-400М и Ил-76МД-90А демонстрируют, что у России есть все необходимые технологии для строительства широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров.

Но, чтобы пассажирский самолет был выгодным – его нужно выпускать массово (тогда комплектующие станут недорогими). Чтобы выпускать массово – нужны мощные производства и смежные предприятия. Чтобы были мощные производства – нужны деньги. А денег «мы не дадим, так как у вас самолет не выгодный, так как выпускаете вы его не массово». Получается замкнутый круг.

И нас успокаивают тем, что на данный момент времени, российские авиакомпании имеют достаточный запас иностранных самолетов для покрытия потребностей внутри страны, особенно для перелетов между центральной частью России и Дальним Востоком.

И нам сейчас выгоднее и быстрее начать производство запасных частей для Boeing и Airbus, чем создание своих российских пассажирских лайнеров.

Хотя «Ростех» заявил, что планирует поставить до 2030 года более 500 воздушных судов, включая МС-21, SSJ, Ил-114 и дальнемагистральный Ил-96-400М.

На фото: Ил-96-400М дальнемагистральный пассажирский самолет России. Источник: https://imgproc.airliners.net/photos/airliners/7/6/9/1105967-v40-16.jpg
На фото: Ил-96-400М дальнемагистральный пассажирский самолет России. Источник: https://imgproc.airliners.net/photos/airliners/7/6/9/1105967-v40-16.jpg

Вместо заключения

На данный момент времени воздушные машины такого класса есть только у европейской корпорации Airbus и американской компании Boeing.

У нас огромная страна и нам нужны свои собственные дальнемагистральные самолеты. Если для других стран – это возможность летать за границу, то для наших расстояний – это слетать в гости к родственникам, живущим на другом конце России.

Но, из-за ограниченного количества таких самолетов, сейчас важную роль играют крупные аэропорты (пересадочные узлы) в Новосибирске и Красноярске, которые позволяют сочетать различные внутрироссийские маршруты, где используются среднемагистральные самолеты Боинги и Аэрбасы.

Так значит нам не нужны свои собственные пассажирские дальнемагистральные лайнеры? Нужны, но более экономичные и пока над этим идет работа.

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!