Найти тему
Oleg Kaczmarski

Deep Purple 2003 Bananas

Этот альбом вышел спустя 5 лет после предшествовавшего Abandon (1998). Кроме столь длительного перерыва отметим и тот факт, что это уже новое тысячелетие. С одной стороны, время – это условность, но с другой – не иначе как спираль с выходом в новое измерение.

Самым главным в предисловии к этому альбому является тот факт, что это первый Дип папл без Лорда. Причём ушёл он без каких-либо конфликтов-разногласий. Ушёл, потому что должен был уйти. Во-первых, устал от бесконечных гастролей – а он самый возрастной из всех участников; во-вторых – и это главное – решил сосредоточиться на другой музыке. Классическая музыка для Джона Лорда значила не меньше чем рок. И свой выход из проекта он сделал очень своевременно.

Но если явление Морса вместо Блэкмора было совершенно неожиданно, то Эйри вместо Лорда – всеми ожидаемая замена. Сюрприз был в другом: продюсером альбома стал чернокожий американский музыкант 1961 года рождения Майкл Бредфорд. Как незаурядный звукоинженер и продюсер он зарекомендовал себя, работая с такими звёздами как соул-певица Анита Бейкер, группа альтернативного рока New Radicals, Мадонна, рэпер Кид Рок, кантри-певец дядя Крэкер, блюз-вумен Бет Харт…

Само собой разумеется, что ДП при любых обстоятельствах остаются собой. И даже Сам, то бишь Чёрный Ричи подобно пробке из шампанского вылетел после того, как попытался сделать из них Рейнбоу. Но как бы там ни было, а именно Майкл Бредфорд стал тем катализатором, который вдохнул в них новую энергию. За что честь ему и хвала!

По сравнению с вышедшим 5-ю годами ранее Абандоном вместо металла мы видим джаз. Очень чётко ушли они от железобетонной металлической тяжести к джазовой раскрепощённости, мягкости и подвижности. (Почему мне сегодня не в кайф ХМР, Блэк саббат и т.д.? Да в связи именно с ЖБК, лежащими в основе подобного продукта. А как любил в юности! Но как ни крути, а к сорока годам металл превращается в металлолом – это закон жанра).

Уже с первого трека – «House of Pain» – перед нами ДП энергетически обновлённый, скользящий как на воздушной подушке. Вторая – «Sun Goes Down» – настоящее пиршество для повидавшего виды меломана – и в то же время как будто и нет у них за плечами 35-летнего груза! Лёгкость в мыслях невероятная! То же относится к «Silver Tongue», к заглавной «Bananas» с импровизациями в виде американских горок, к «Doing it Tonight». Слегка провисает разве что незамысловатая «Razzle Dazzle», а две более ранние (судя по Лорду в соавторах) «Picture of Innocence» и «I Got Your Number» – по своей архитектонике более соответствуют Перпендикуляру.

Но не только ритмика составляет достоинство альбома. Плюс, конечно, мелодика: «Haunted», «Walk On», «Never a Word», «Contact Lost» – когда ещё было у них такое мелодическое разнообразие?

Итого, как гласит народный парадокс, не было бы счастья да несчастье помогло. Карусельная сущность ДП, заложенная ещё Крисом Кертисом, проявилась в очередной раз. На этот раз без каких-либо скандалов, без шума и пыли. И новая марка ДП состоялась (повторимся) окончательно и бесповоротно.

И если новое качество было достигнуто на Перпендикуляре, здесь же – переход на новый виток спирали.